С помощью онлайн-программам, можно получить диплом о высшем образовании, только сдавая экзамены, не посещая традиционных очных занятий. Фото Reuters
По прогнозам аналитиков, спрос на высшее образование увеличится с 97 млн человек в 2000 году до более чем 262 млн к 2025 году. Как и в других секторах экономики, ожидается, что цифровые технологии в сочетании с новыми образовательными моделями повысят ресурсоемкость, производительность и приведут к экономии в образовательной сфере, расширят доступ большему числу желающих обучаться. Таким образом, спрос в будущем на высшее профессиональное образование (ВПО) могут удовлетворить только новые образовательные модели и технологии.
С другой стороны, в условиях сокращения государственного финансирования в целом на высшее образование во всем мире, сокращения числа выпускников школ вследствие отрицательной демографической тенденции во многих странах высшие учебные заведения, в том числе ряд элитных университетов и колледжей, будут активно расширять онлайновое обучение.
Политика по продвижению открытых образовательных ресурсов вызывает широкие дискуссии в академической среде и в обществе. В какой степени открытые образовательные ресурсы могут использоваться в рамках традиционного обучения, а онлайн-обучение может конкурировать с традиционным обучением; из каких источников должно финансироваться создание открытых образовательных ресурсов; кем и как будет обеспечиваться постоянное обновление открытых образовательных ресурсов; как будут сосуществовать или противостоять друг другу традиционное обучение на коммерческой основе и онлайн-обучение; как заинтересовать преподавателей создавать и использовать открытые образовательные ресурсы в их преподавательской деятельности; будет ли способствовать широкому использованию открытых образовательных ресурсов в системах образования и профессиональной подготовки вмешательство государственных органов управления всех уровней – вот лишь некоторые их направлений этих дискуссий.
По мнению авторов доклада «The NMC Horizon Report: 2015 Higher Education Edition», все более активное использование смешанного обучения – краткосрочная тенденция, способствующая внедрению образовательных технологий в высшем образовании в ближайшие два года. Эксперты, в частности, указывают, что «последние несколько лет восприятие онлайн-обучения стало более положительным, так как все больше учащихся и преподавателей видят в нем эффективную альтернативу некоторым формам очного обучения». Разработанные бизнес-модели для университетов поднимают планку для инноваций с использованием цифровых технологий, будут способствовать развитию онлайн-обучения и его привлекательности, хотя многие из этих методов онлайн-обучения по-прежнему все еще являются предметом экспериментов и исследований, проводимых вузами и поставщиками учебных онлайн-курсов.
К примеру, в 2015 году Массачусетский технологический университет объявил о запуске образовательной программы для получения степени MICROMASTER в области логистики путем обучения на серии бесплатных онлайн-курсов. Один из известных примеров – получение степени магистра в области компьютерных наук Технологического института Джорджии по итогам прохождения онлайн-обучения на платформе MOOCs. Онлайн-обучение стоит 6600 долл., а в традиционной форме, непосредственно в Технологическом институте Джорджии, такая программа обойдется в 45 тыс. долл. Сейчас по магистерской онлайн-программе обучаются 3 тыс. человек, завершили ее 20 человек.
Другой пример – программа Imba, разработанная в Университете штата Иллинойс. Стоимость онлайн-обучения по этой программе 20 тыс. долл., что значительно ниже традиционного обучения по аналогичной программе непосредственно в кампусе университета. А Университет Северной Аризоны предлагает онлайн-программы на основе компетентностного подхода. Студенты, обучающиеся по таким программам, могут получить диплом о высшем образовании, только сдавая экзамены, не посещая традиционных очных занятий.
- О положительном влиянии открытых образовательных ресурсов на студентов в разных аспектах свидетельствует исследование компании Research Hub за 2013–2014 годы. Авторами приводятся следующие данные:
- 88,4% опрошенных заявили, что на их решение учиться повлияла возможность делать это бесплатно с использованием открытых образовательных ресурсов;
- 79,6% студентов считают, что, используя открытые образовательные ресурсы, они сэкономили на обучении;
- 40,9% выпускников сообщили, что открытые образовательные ресурсы оказали положительное влияние на завершение ими обучения в вузе;
- 31,3% респондентов ответили, что открытые образовательные ресурсы оказали решающее влияние на их выбор обучаться по определенному учебному курсу;
- 74,9% сообщили, что использовали открытые образовательные ресурсы в рамках неформального обучения, чтобы приобрести соответствующий учебный опыт;
- 31,5% отметили, что использовали открытые образовательные ресурсы в рамках неформального обучения, чтобы оценить содержание университетского курса перед поступлением в вуз.
Новая образовательная среда также предполагает использование личных мобильных устройств обучающихся (ноутбуков, планшетов, смартфонов или других мобильных устройств). Эта практика получила название «Принеси свое собственное устройство» (англ. – Bring Your Own Device (BYOD)). Стратегия BYOD активно внедряется в ведущих зарубежных университетах и в будущем, по мнению экспертов, станет повсеместной практикой.
В исследовании Cisco Partner Network Study за 2013 год утверждается, что практика BYOD широко присутствует в образовании: 95% опрошенных преподавателей заявили, что используют личные мобильные устройства на работе. Однако вопросы информационной безопасности, доступа к корпоративной информации, разнообразие программного обеспечения и платформ на данный момент препятствуют внедрению технологии BYOD в вузах.
О том, что практика BYOD получает активное распространение в университетах мира, свидетельствуют данные исследования Bradford Network Study и доклад The Impact of BYOD on Education. 85% опрошенных университетов разрешают преподавателям и студентам пользоваться личными мобильными устройствами на территории кампуса, а 52% утверждают, что эти устройства используются в учебном процессе. Только 6% заявляют, что не планируют использовать их в будущем.
Кроме того, исследование показало, что мобильные устройства, которые студенты приносят с собой в учебное заведение, чрезвычайно разнообразны: от традиционных ноутбуков до различных смартфонов и планшетов, и даже развлекательных устройств, таких как игровые консоли и интернет-телевизоры. Эти мобильные устройства предназначены не только для личного использования – они все больше интегрируются в учебный процесс.
Однако расширение доступности образования через MOOCs в развивающихся странах зачастую ставится под сомнение. Некоторые специалисты даже называют MOOCs новым инструментом «неоколониализма». Действительно, на сегодняшний день большинство открытых образовательных ресурсов созданы на английском языке в англоговорящих странах. Преобладание англоязычных ресурсов ведет к тому, что не владеющие английским языком обучающиеся не могут ими воспользоваться и имеют значительно меньший выбор использования открытых ресурсов. Кроме того, англоязычные ресурсы могут не отражать местную специфику и культурное наследие, а даже больше – формировать западный подход к знаниям и исследованиям.
Тем не менее распространение открытых образовательных ресурсов и новые смешанные модели обучения будут «ломать» традиционные представления об очном обучении и обучении в Интернете, создавая новые возможности и формируя новые модели университетов будущего. Открытые информационные ресурсы позволяют обучающимся самим решать, что они хотят изучать и как. У традиционных университетов больше нет монополии на знания и обучение.