Дмитрий Вейзе. Арт-объект «Трехмерная периодическая система химических элементов в технике киригами».
Дмитрий Вейзе. Арт-объект «Трехмерная периодическая система химических элементов в технике киригами». |
«Электрические схемы и нейронные структуры подсознания создают каркас внутреннего мира человека… К свободе сознания – через обнуление и приобщение к новой значимой общности».
«…Постигая то, что было уже изучено теоретиками-оптиками, зависимость эффекта «полного оптического отражения» от угла, под которым сочетаются плоскости, я поняла, как наилучшим образом заставить предметы из свинцового стекла сиять радужными спектрами».
«Позже стало ясно, что это ВИЗУАЛЬНЫЙ КОНТИНУУМ (то есть объединенное множество), в котором возможно возникновение различных образов благодаря энергии, возникающей в результате игры чисел чет и нечет…»
Отрывки из пояснительных текстов к экспонатам выставки-фестиваля «Образостроение-2017» («Конвергенция науки, искусства и технологий, или Art-NBIC конвергенция») в рамках параллельной программы Московской биеннале современного искусства – 2017, открывшейся в выставочных залах Архива Российской академии наук, дают некоторое представление об этой очень необычной экспозиции. Впрочем, цитировать можно было бы еще много и долго. А все вместе это – ScienceArt.
«ScienceArt – визуальные образы науки, актуальное направление искусства, которое формируется на принципах трансдисциплинарности и современных технологиях, привлекая внимание общества к новейшим достижениям науки», – сообщают организаторы выставки в пресс-релизе. Не менее впечатляет и программа Арт-лаборатории, работающей в рамках выставки-фестиваля:
1) топология и геометризм формы (двух- и трехмерные формы, систематизация);
2) биоформы (биомеханика, ДНК-структуры, филлотаксис, морфогенез, клеточные структуры и др.);
3) лаборатория новых медиа; образы виртуальной и дополненной реальности;
4) секция «Наследие выдающегося математика В.В. Налимова».
Андрей Топунов. Диптих «Два тора». И не только. Программируемая графика, печать на пленке для натяжных потолков, 2016 год. Фото автора |
Вообще надо заметить, что Архив РАН стал очень интересной выставочной площадкой в Москве. Там уже прошло несколько интереснейших документальных, художественных и фотовыставок. Теперь вот дошла очередь и до ScienceArt. Разнообразие техник: кинетическая скульптура, оптическое стекло, стальная пружинная проволока, масляная живопись, шамот, дерево, сетка, металл, геометрическая фотография – все это впечатляет, а некоторые экспонаты просто завораживают. Например, акриловый триптих «Поиски бозона», «Движение физической массы», «Материя» художника Владимира Конорева.
И тут действительно надо немножко раскрыть врата своего подсознания и с легкой иронией отнестись к научным и/или наукообразным объяснениям художников. Ученый может перенести свои потенции в художественное произведение, а художник свой творческий метод в науку – нет. Родоначальника русского авангарда Владимира Татлина как-то спросили: «А будет ваш махолет (летатлин) летать?» – «Какое мне до этого дело! – воскликнул в ярости Татлин. – Есть инженеры, пусть они об этом и думают!»