Академик Никита Моисеев и профессор Сергей Капица понимали друг друга. Фото из архива авторов
2017 год – Год экологии в России, совпавший со 100-летием со дня рождения академика Никиты Николаевича Моисеева (1917– 2000). Он был известен в мире не только как авторитетный специалист в области теории полетов ракетной техники и системного анализа, но и как глубокий мыслитель, создатель научных направлений в гуманитарных разделах науки: философия экологии, экополитология, глобалистика. Сфера его научных интересов включала исследование методологических проблем взаимодействия в системе человек–природа–общество.
Математический ум
Никита Моисеев родился 23 августа 1917 года в Москве в семье профессора Московского госуниверситета. Выпускник механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Функциональный анализ (1941). Участник Великой Отечественной войны. Имел боевые награды: орден Красной Звезды и орден Отечественной войны II степени, медаль «За оборону Ленинграда».
В 1946–1948 годы – старший инженер НИИ-2 Минавиапрома, преподаватель Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского. Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук (1948). В 1949–1956 годах – преподаватель кафедры реактивной техники МВТУ им. Н.Э. Баумана (здесь же читали спецкурсы выдающие отечественные ученые, генеральные конструкторы С.П. Королев, В.Н. Челомей, В.П. Бармин). В 1955 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора физико-математических наук.
В 1956–1967 годы – профессор кафедры математики, декан факультета управления и прикладной математики Московского физико-технического института, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией Вычислительного центра АН СССР. В 1966 году избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению механики. Академик – с 1984 года.
Под руководством Никиты Моисеева выполнены исследования по разработке математической модели последствий ядерной войны – «ядерная зима» (1983), совместно с КБ П. Сухого впервые в отечественном авиастроении разработаны и внедрены программы автоматизированного проектирования авиационной техники.
Путь к экологическому императиву
Научные исследования Н.Н. Моисеева – от теории системного анализа до работ в области прикладной математики и ее использования для решения сложных задач физики и техники, разработки математических моделей динамики биосферы (известные как «ядерная зима» и «ядерная ночь») – привели ученого к глубоким методологическим обобщениям проблемы взаимоотношения биосферы и общества.
Моисеев в силу природного склада инженерного, математического ума и естествоиспытателя очень чутко относился к инновациям в гуманитарных науках. Так, в 1994 году вышла его работа «Современный антропогенез и цивилизационные разломы (эколого-политологический анализ)». А в 1999 году выходит работа «Размышления о современной политологии. Политические науки: новые проблемы». Завершающим его жизнь трудом стала книга «Универсум. Информация. Общество» (2001). В ней академик Никита Моисеев системно изложил основы универсального эволюционизма и увязал их с ожидаемыми перспективами и альтернативами грядущего, предостерег от утопии, которая может стать основой реальности.
Универсальный эволюционизм Моисеева – труд на стыке естественных и гуманитарных наук. Это его «картина мира», точнее, схема «раскрытия мирового эволюционного процесса, которая постепенно сложилась» в теоретических размышлениях ученого. Основные положения этой работы, в том числе экологический императив, нравственный императив, актуальны сегодня как никогда для понимания причин усиливающегося глобального экологического кризиса.
Все служит познанию
Главное в теории универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева – «…все, что вокруг нас, и мы сами суть частицы одного целого, имя которому ВСЕЛЕННАЯ, или УНИВЕРСУМ, – она развивается как одно целое и им управляют общие законы самоорганизации. Постараться понять это общее и есть, может быть, главная задача науки, любой ее ветви, растущей из единого корня… И все знания, которые дают естественные науки, и знания гуманитарных дисциплин, и искусство, и духовный внутренний мир человека – все это служит познанию Человека. Это ступени познания его включенности в Природу».
Важнейшее положение этой теории – экологический императив, то есть совокупность условий, выполнение которых обязательно для всех людей, живущих на планете, неизбежно вызывает необходимость нравственного императива и говорит «о нравственном содержании цивилизации наступающего тысячелетия». В связи с этим ученый обосновывает важнейший постулат своей теории: «Формирование нравственного императива как совокупности моральных основ планетарного общества ХХI века постепенно вырастает в основную проблему современности...».
Педагогические и этические идеи формирования нового мировоззрения для пересмотра взаимоотношения человека, природы и общества с учетом ноосферной идеи Вернадского позволили Моисееву рассматривать коэволюцию человека и биосферы как необходимое условие выживания человека на планете.
«Утверждение образования, в основе которого лежит ясное понимание места человека в Природе, есть в действительности главное, что предстоит сделать человечеству уже в ближайшие десятилетия», – писал в последних своих работах ученый.
Политологический взгляд
С большим физическим напряжением и душевным переживанием академик Моисеев делал последний доклад в своей жизни – «Россия в системе государств ХХI века». Происходило это 27 октября 1999 года на совместном заседании ученых советов Международного независимого эколого-политологического университета и Московского энергетического института с участием академика Евгения Примакова.
В этом докладе Никита Моисеев сформулировал две главные аксиомы социально-экономического развития России, которые актуальны и сегодня для России: «Первая. Любому народу для своего развития необходима некоторая национальная идея. Наша современная идея не должна быть похожа на рассуждения отца Фелофея, говорившего о третьем Риме. И тем более не должна напоминать об идеях мировой революции во имя торжества коммунизма. Природой и судьбой нашему народу дана Земля, занимающая Север Евразии. Другой Земли у нас нет и не будет. И нет у нас другой задачи, как обустроить эту Землю, дать народу возможность сносного существования, следуя своим извечным традициям.
Вторая. Как было уже сказано, в нынешнее время никакая страна самостоятельно, вне мировой системы жить не может: любой «железный» занавес для нее смертелен. Значит, мы должны вписаться в эту систему корпораций, причем так, чтобы она была не только нам нужна, но и чтобы наша страна и наши корпорации были необходимы системе».
В условиях экономической, информационной войны и антироссийской пропаганды важно помнить, считал ученый, историческую роль народов России, Украины и Белоруссии как цивилизационного моста между Востоком и Западом. Об этом он писал задолго до украинских событий: «Наши народы объединяет не только религия, общность цивилизации, единство миропонимания, которые служат основой формирующейся евразийской цивилизации, в основе которой – общность трех славянских народов: белорусов, русских и украинцев… Мы единый суперэтнос. Это приговор Истории. И чем быстрее мы это поймем, тем легче нам всем будет справиться с тем множеством бед, которые выпали на нашу долю!»
Обращаясь к новым поколениям исследователей и молодежи, в работе «Думая о будущем, или Напоминание моим ученикам о необходимости единства действий, чтобы выжить», Н.Н. Моисеев писал: «Я убежден, что современное миропонимание необходимо должно обрести новые точки зрения. Сегодня мы еще не готовы к тому, чтобы говорить о Стратегии переходного периода (имеется в виду концепция устойчивого развития. – Авт.) как о некотором целостном замысле. Однако уже просматривается несколько направлений человеческой деятельности, которые могут сыграть роль обоснования будущей Стратегии и, может быть, ее первых шагов. Вот некоторые из них:
– изучение структуры коэволюции как некоторого равновесного состояния Природы и общества;
– разработка возможных вариантов технико-технологического преобразования производительных сил и выработка соответствующих рекомендаций правительствам и корпорациям;
– изучение особенностей новой модернизационной волны и попытка спрогнозировать возможные реакции на нее различных цивилизаций;
– политологический анализ возможных противостояний и выявление наиболее опасных цивилизационных рубежей и отдельных точек, их серьезное обсуждение на общепланетарном уровне;
– самое главное – проинформировать общество о реальном состоянии дел, начать его экологическое и политологическое просвещение с ориентацией на то общее, что должны содержать все цивилизации ХХI века».
Не все идеи и научные положения, в том числе философии экологии Н.Н. Моисеева разработаны в равной степени. Некоторые из них еще требуют осмысления, уточнения, дальнейшей научной разработки. Так, по утверждению его ученика академика Андрея Петрова, «концепция универсального эволюционизма в изложении Моисеева содержит общие контуры долгосрочной программы системных фундаментальных исследований. Работая в одиночку, невозможно проработать огромную программу. Совершенствовать и развивать концепцию универсального эволюционизма Никита Николаевич Моисеев оставил ученикам и последователям».
Но заявленная и сформулированная Моисеевым экологическая ниша в философии, гуманитарных, естественно-научных отраслях науки воспринята и положительно оценена в мировом научном сообществе. Можно с уверенностью утверждать, что нынешнему и будущим поколениям исследователей современных процессов мироустройства академиком Н.Н. Моисеевым оставлен бесценный набор методологических ключей и неординарных идей-заготовок, которые еще многие годы будут содействовать успеху их изысканий.