Во всем мире сформировался взрывной спрос на обучение в престижных высших учебных заведениях. Фото с сайта www.cs.utdallas.edu
Академическая студенческая мобильность резко выросла в последние годы, несмотря на экономический кризис и рецессию в большинстве стран мира. С чем это связано – попытались разобраться специалисты Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). Результаты их анализа приведены в исследовании «Эффективное управление экспортом высшего образования: лучшие практики и международные тенденции», которое только что закончено. В рамках исследования были определены стимулы для привлечения иностранных студентов и развития экспорта высшего образования в России, проведен анализ динамики контингентов иностранных студентов в российских вузах и факторы их изменения.
Прежде всего сформировался взрывной спрос на обучение в престижных высших учебных заведениях за рубежом. По прогнозам аналитиков, спрос на высшее образование в ближайшее десятилетие превысит возможности образовательных организаций. Численность учащихся высших учебных заведений увеличится с 97 млн человек в 2000 году до более 262 млн человек к 2025 году, в среднем ежегодный рост, как предполагается, составит 1,4%.
Существенные доходы от экспорта образования наряду с другими экономическими и политическими причинами заставляют правительства и университеты стран ОЭСР прилагать серьезные усилия по привлечению иностранных студентов. Единым элементом для большинства национальных стратегий экспорта высшего образования является то, что они – часть более масштабных реформ. Такие стратегии, как правило, тесно связаны с планами социально-экономического развития стран.
Большинство стран – импортеров образования находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Увеличение доходов и растущий средний класс в странах АТЭС способствуют спросу на высококачественное высшее образование. Глобальные тенденции международного рынка образования создают реальные возможности для стран, которые могут удовлетворить потребности этого рынка. К таким странам – экспортерам образования в странах АТЭС традиционно относятся: Австралия, Канада, Китай, Новая Зеландия, США, Япония. Страны АТЭС, которые в последние годы активно развивают экспорт образования, но пока еще не занимают ведущие позиции, – это Гонконг, Сингапур и Малайзия.
Студенты из АТЭС составляют самую большую группу иностранных студентов в странах ОЭСР на программах магистратуры и докторантуры: 53% от общего числа студентов по всем странам. В частности, студенты из Китайской Народной Республики составляют 22% всех иностранных студентов, обучающихся в магистратуре и докторантуре в странах ОЭСР. Около 41% всех китайских студентов, обучающихся на программах послевузовского образования в странах ОЭСР, зарегистрировано в США, в то время как 39% обучаются в Австралии, Франции, Германии или Великобритании.
Анализ показал, что основные факторы, влияющие на выбор иностранных студентов, – язык обучения (наиболее привлекательными языками обучения являются английский, французский, немецкий, русский и испанский); качество образовательных программ (доля иностранных студентов в вузах, занимающих первые строчки мировых рейтингов, составляет от 20 до 40%); стоимость обучения; миграционная политика; возможность трудоустройства в период обучения и после его завершения, доброжелательная атмосфера в стране по отношению к иностранным студентам, признание иностранных документов об образовании и периода работы за границей; качество и доступность высшего образования в стране происхождения.
Большую роль играют географические, исторические, торговые или миграционные связи между странами. Особенно важен этот фактор в современных геополитических образованиях – таких как Европейский союз и зона Североамериканского соглашения о свободной торговле, а также там, где сильны исторические связи в регионе, например, страны Содружества Независимых Государств, входившие в Советский Союз, или страны Франкофонии.
В рамках исследования был проведен мониторинг экспорта образовательных услуг в России с 2013 по 2017 год. Результаты мониторинга показали, что общая численность иностранных студентов по всем формам обучения в России растет. В 2017 году их численность составила 240 924 человек, что больше на 16 654 человек по сравнению с предыдущим годом. Лидер по численности иностранных студентов – Российский университет дружбы народов (5556 человек), за ним следуют Национальный исследовательский Томский политехнический университет (3487) и Омский государственный технический университет (3160).
Объем средств от образовательной деятельности, полученных образовательными организациями от иностранных граждан и иностранных юридических лиц, растет в течение последних трех лет с 2014 по 2017 год, но крайне неравномерно в целом и по отдельным регионам. Так, в 2016 году рост по сравнению с предыдущим годом составил 40,7%, а в 2017 году – только 9,1%. В 2017 году российскими образовательными организациями было получено 8 479 982 тыс. руб. Лидер по объему средств 2017 года – Центральный федеральный округ (3 562 349,2 тыс. руб.), из регионов – Москва (2 266 101 тыс. руб., среди вузов – Российский университет дружбы народов: 653 601 тыс. руб.). При этом надо понимать, что рекрутинг иностранных студентов – относительно новое направление деятельности в большинстве российских вузов.
С введением показателей по доле иностранных студентов в российских вузах в рамках ежегодного мониторинга, проводимого Министерством образования и науки РФ, ситуация кардинально изменилась. В большинстве вузов были выделены отдельные структурные подразделения, занимающиеся набором и обслуживанием иностранных студентов, появились отдельные статьи расходов на этот вид деятельности вуза. Для расширения контингента привлеченных иностранных студентов в Российскую Федерацию российские вузы используют самые различные формы рекрутинга: организация и участие университетов во всевозможных олимпиадах, творческих конкурсах, мероприятиях по профессиональной ориентации; использование инструментов онлайн-рекрутинга; расширение возможностей трудоустройства иностранных студентов; распространение информации об образовательных программах через российские посольства и представительств российских государственных структур за рубежом; продвижение через поисковые системы, в социальных сетях и бесплатных образовательных порталах.
В 2017 году произошли значительные изменения в государственной образовательной политике России, и экспорт образования стал ее важной частью. По результатам заседания 30 мая 2017 года президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам был запущен приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». В его рамках поставлена задача увеличить численность иностранных учащихся, обучающихся по очной форме в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования, в три раза – с 220 тыс. человек в 2017 году до 710 тыс. в 2025 году. Численность иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций должна вырасти с 1,1 млн человек до 3,5 млн, численность иностранных школьников, прошедших обучение в рамках реализации программ дополнительного образования, должна удвоиться.
Заявленные показатели не имеют аналогов за рубежом и потребуют значительных усилий от российских вузов, органов управления образованием и других заинтересованных сторон. Реализация проекта будет проходить в острой конкурентной борьбе со странами, уже приступившими к реализации мероприятий по привлечению иностранных студентов.