Сотни миллионов лет развивались тела животных и увеличивался их общий размер.
Человек как вид животных не вписывается в традиционные биосферные стандарты. Более того, ясно, что человек может уничтожить всю жизнь на Земле одним нажатием кнопки. Для чего же эволюция создала человека? Вопрос – зачем возник человек на планете – остается до сих пор предметом дискуссий.
Подсказка – в аналогиях
В середине ХХ века в развитии техносферы произошел качественный перелом, она стала приобретать – с помощью человека, естественно, – все более и более развитые «мозги». Уже сегодня продаются роботы-пылесосы, автопилоты ведут самолеты и корабли, на пороге массовый переход к автомобилям с автоуправлением. Более 30 лет назад стали появляться заводы-роботы, в которых даже ремонт роботов осуществляют роботы.
Очевидно, что в ближайшие десятилетия практически все объекты и системы техносферы обретут автономные «мозги», что позволит человеку вообще не вмешиваться в управление их деятельностью. Настанет эпоха, в которой все технологические, а возможно, и все бытовые процессы будут самоуправляемыми. Человеку останется лишь определять задачи и параметры для систем и объектов техносферы. И если «тело» техносферы развивалось тысячи лет, то «мозги» она обретет лет за сто, не более.
Отметим, что начало роста «мозгов» у технических объектов совпало – и далеко не случайно – с остановкой роста размеров и массы ее объектов.
Это хорошо видно на примере самых больших самолетов. Их размеры практически не увеличились после постройки Г. Хьюзом его знаменитого «Геркулеса» в 1947 году (размах крыльев – 97,5 м).
Аналогичного предела достигли и самые высокие здания. Небоскреб Empire State Building в Нью-Йорке (381 м), построенный в начале ХХ века, всего лишь в два раза меньше самого высокого здания, построенного в начале следующего века, – Burj Dubai (828 м).
Безусловно, рост отдельных транспортных систем еще возможен: трубопроводы, мосты, тоннели и прочее объекты могут «подрасти», скажем, на порядок. Но вряд ли их рост можно сопоставить с тем бурным ростом параметров интеллектуальных систем, который мы наблюдаем в последние десятилетия. Быстродействие первых ЭВМ ENIAC (США) и МЭСМ (СССР) в конце 1950-х было немногим больше, чем 104 операции в секунду. А к 2000-м годам суперкомпьютеры подобрались к 1010 операциям в секунду.
При этом на порядки растет не только быстродействие компьютеров, но и другие характеристики, например объем памяти. Мы наблюдаем феноменальный переход в эволюции техносферы: от развития и роста размеров объектов («тел») к развитию и росту искусственного интеллекта («мозгов»). И это позволяет обобщить данную тенденцию до всеобщего принципа роста и развития любых сложных систем.
Развитие любой сложной системы можно представить в три этапа. Первый – растет и развивается в основном «тело» системы и ее элементов. Второй – размеры элементов системы расти прекращают, начинается бурный рост и развитие интеллектуальной компоненты, «мозга». Третий – система достигает оптимального состояния, при котором не изменяется ни ее «тело», ни ее «мозг».
Проверим, работает ли этот принцип для других сложных эволюционирующих систем. Выберем для рассмотрения фауну и биосферу.
Эволюция фауны
Масса биосферы росла, пока не достигла своего предела в миоцене (20–10 миллионов лет назад). Рисунки А. Кинсбурского по идее автора |
Первые представители фауны появились, по разным оценкам, 500–700 млн лет назад. И это были небольшие морские животные, а на суше – насекомые. Первые многоклеточные животные были маленькими и безмозглыми, как, например, ланцетник, который, впрочем, дожил и до наших дней.
Эволюция фауны длилась сотни миллионов лет, пока размеры и масса отдельных животных не достигли предела роста. Абсолютный рекорд поставили динозавры, самые большие из них имели размеры более 30 м и массу более 100 т.
Динозавры вымерли, и на смену пришли другие рекордсмены в размерах – киты. В наше время голубой кит имеет примерно такие же предельные параметры – около 30 м и массу более 100 т. Итак, рост размеров представителей фауны прекратился около 100 млн лет назад, достигнув предела в 30 м и 100 т. А как изменялся их мозг?
Мозг у животных появился задолго до динозавров, но рос очень медленно. И у гигантских динозавров размер мозга часто не превышал размер грецкого ореха. Но после их гибели 65 млн лет назад стали появляться животные с гораздо более развитым и большим мозгом. За последующие десятки миллионов лет мозг у животных не только вырос в сотни раз в размерах, но и стал более сложным и развитым. Так, например, у китов мозг весит 7 кг, а по количеству извилин мозг дельфинов даже превышает «самый совершенный мозг» человека. Последнюю эпоху в 65 млн лет можно отнести ко второй стадии развития фауны – стадии интеллектуального развития.
При всех допущениях мозг человека все-таки лучшее произведение эволюции, и он весит около 1,5 кг. Это уже не грецкий орех внутри тела с массой в десятки тонн! Поэтому принцип «сначала тело, потом мозг» сработал и для эволюции фауны.
Безусловно, качество мозга нельзя оценивать только по его размеру. Но исследования показывают, что в ходе эволюции мозг не только вырос в размерах, но стал и более развитым и совершенным. Вырос и относительный вес мозга в целом для всех видов животных.
Замысел эволюции
Рассмотрим теперь эволюцию биосферы в целом как некой целостной сложной системы. Предположим, что в ее развитии заложен тот же принцип «сначала тело, потом мозг».
Биосфера появилась более 3,5 млрд лет назад. Миллиарды лет росла ее масса. Поскольку более 99% массы биосферы приходится на леса, то она достигла максимума в начале миоцена, около 23 млн лет назад. Но начавшееся похолодание привело к тому, что 10–15 млн лет назад леса стали высыхать и уступать место саванне.
Именно в это время начинается эволюция приматов. И сегодня на планете есть особый вид живых существ, которых вполне можно считать «зародышевым» коллективным мозгом биосферы. Почему зародышевым, объяснять, очевидно, не нужно. Естественно сделать предположение: после максимального набора веса жизнь на планете перешла к стадии формирования все более совершенных мозгов. Масса биосферы росла, пока не достигла своего предела в миоцене за счет густых лесов. И после этого в биосфере стал развиваться системный мозг жизни планеты – человечество.
Далее. Почему бы не предположить, что каждый человек – это нейрон в коллективном разуме планеты, а все его коммуникативные связи – «информационные отростки»? Естественно, человечество не только «мозг» биосферы, но в будущем – ее управляющий инструмент.
Следуя принципу «сначала растет тело, а потом – мозг», можно предположить, что человечество как самостоятельная подсистема жизни планеты тоже сначала набирает массу, а потом станет умнеть. Следовательно, замысел эволюции таков: сначала набирается масса человечества, а потом она быстро поумнеет и включится в полноценную информационную работу внутри нейронной сети по управлению планетой.
Итак, эволюция идет от простого к сложному. Это касается не только биосферы в целом, но и ее будущего управляющего «мозга» – человечества. Насколько оно еще должно коллективно поумнеть, чтобы взять в свои руки рычаги управления жизнью на Земле?
Опять помогают аналогии. Техносфера развивалась сначала под управлением человека, и человек же управлял всеми действиями ее объектов. И лишь спустя некоторое время он начал передавать функции оперативного управления искусственному интеллекту.
Человек стремится избавиться от простой работы по управлению техническими объектами и переложить управление ими на плечи искусственного интеллекта. Для чего? Из-за лени? Или из-за стремления переключиться на более творческую деятельность?
Возможно, что во Вселенной есть высший разум, которому «надоело» следить за биосферой и управлять ее жизнью самому. И он решил создать «коллективный мозг-интеллект» в виде нейронной сети человечества. И до сих пор совершенствует эту сеть, время от времени внося в нее какие-то изменения и новшества. В этом случае вся жизнь человечества – это история эволюции интеллекта планеты, над созданием которого трудится высший разум. А само человечество находится в процессе самообучения.
комментарии(0)