К Арктике приковано внимание не только арктических стран, но и крупнейших игроков всего мира, среди которых неарктические государства Азии и Европы, частные фонды и международные организации, транснациональные корпорации и высокотехнологичные компании.
Активность России, стран Арктического совета и заинтересованных стран в полярных регионах усиливает конкуренцию высокотехнологичных компаний, тем самым дает дополнительный стимул для развития инноваций, совершенствования управленческих подходов, технического регулирования и соблюдения стандартов.
Президент России Владимир Путин рассказал о планах по существенному увеличению доли гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса: к 2030 году она должна вырасти до 50%. «Стратегическая задача – повысить к 2025 году долю гражданской продукции до 30% от общего объема продукции ОПК, а к 2030 году – до 50%», – сказал он на совещании о диверсификации производства продукции гражданского назначения на оборонных предприятиях.
Актуализированная в 2015 году стратегия развития государственной корпорации «Ростех» сформировала новый тренд развития корпорации – выход на быстрорастущие внутренние рынки, наукоемкие рынки высокотехнологичной продукции.
Базовым аспектом конкурентоспособности российских высокотехнологичных компаний на мировом рынке можно назвать отечественную высокотехнологичную продукцию для Арктической зоны.
Географическое расположение России выделяет ярко выраженную региональную обособленность Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). В России более 40% территорий являются труднодоступными и удаленными регионами Заполярья – Арктики, что требует использования авиационной техники для обеспечения бесперебойного авиационного сообщения и транспортной доступности АЗРФ. В этих регионах, как нигде, актуальны вопросы увеличения объема пассажирских и грузовых перевозок, повышения экономичности и надежности эксплуатации в условиях жестких инфраструктурно-климатических ограничений.
Опыт развития отечественной авиации в 1940-1980-х годах показывает непосредственную связь между уровнем развития авиационной техники и авиатранспортной сети в труднодоступных и отдаленных регионах и степенью развития и освоения полярных регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока, являющихся АЗРФ.
Вклад корпорации в сегмент гражданской авиационной техники для Арктики намного менее очевиден. Более 25 лет в данном сегменте не происходило значимых событий, межрегиональный и региональный пассажиропоток в Арктике снижался, происходил отток населения, закрывались аэропорты. Не в меньшей степени роль вертолетной техники приуменьшена, но необходимо отметить, что вертолеты Ми-8/17 и Ка-32 являются самыми массово используемыми в Арктике.
Сегодня отечественная авиация полярного базирования начинает возрождаться, и «Ростех» принимает в этом самое непосредственное участие. Важными вехами в развитии вертолетов арктического базирования можно назвать:
· создание Ка-62 для арктических условий;
· выпуск Ми-8МТШ-ВА в военном арктическом исполнении;
· выпуск новых моделей вертолетов семейства «Ми» в офшорном варианте.
Вертолетостроение
Благодаря современному комплексу авионики разработки КРЭТ, а также модернизированным узлам и агрегатам, Ми-8/17 позволяет сохранять уверенные рыночные позиции в классе среднетяжелых вертолетов для АЗРФ. Вертолет сохраняет нишу более 40 лет за счет эффективных эксплуатационных результатов и конкурентного рыночного уровня.
Транспортный вертолет Ка-32 считается признанным лидером своего класса для работы с судов в Арктике и Антарктике. Опыт эксплуатации Ка-32 исчисляется десятилетиями.
Модификация Кa-32А11ВС предназначена для выполнения специальных поисково-спасательных и высотно-монтажных работ, транспортировки груза внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, сложнейших мероприятий по пожаротушению, а также патрулирования и поддержки специальных операций в полярных регионах.
Нефтегазовые компании совместно с «Вертолетами России» подошли к и созданию офшорного вертолета Ка-62 для работы на арктическом шельфе.
Минпромторг РФ планирует продать 365 Ка-62 к 2030 году. Также в ведомстве прогнозируют, что Ка-62 может быть наиболее конкурентоспособным среди вертолетов с максимальной взлетной массой 6-7 тонн.
«Первый полет вертолета Ка-62 – действительно знаковое событие для отрасли. Реализация программы позволит не только обеспечить устойчивый доход АО «Вертолеты России» от продаж в период с 2018-2030 гг., но и занять к 2025 году не менее 20% доли рынка вертолетов промежуточного класса. По нашим прогнозам, продажи до 2030 года составят 365 вертолетов», – сказал министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.
Глава Минпромторга России также сообщил, что в настоящее время парк вертолетов с максимальным взлетным весом 6-7 тонн является самым современным в мире: более 95% вертолетов этого класса находится в эксплуатации менее 20 лет.
«С учетом летно-технических, эксплуатационных и экономических характеристик вертолета Ка-62, а также планируемых мер государственной поддержки продаж, вертолет Ка-62 будет являться абсолютно конкурентным продуктом в классе вертолетов с максимальной взлетной массой 6-7 тонн», – сообщил Денис Мантуров.
Вклад «Ростеха»
Холдинг «Вертолеты России», входящий в госкорпорацию «Ростех», занимает уверенные позиции в мировом парке вертолетов гражданского назначения: 71% среди вертолетов максимальной взлетной массой более 20 тонн и 69% со взлетной массой от 7 до 20 тонн.
«Сегодня мы видим его перспективы, в первую очередь, для работы на шельфе. И сегодня мы уже работаем с нашими нефтегазовыми компаниями – коллегами из «Газпрома», «Газпромнефти», «Роснефти», обсуждая требования к текущему нашему модельному ряду для работы над водной поверхностью», – сообщил гендиректор холдинга «Вертолеты России» Андрей Богинский.
При этом и другие организации авиационного кластера «Ростеха» вносят свой вклад в развитие отечественного вертолетостроения. Так, применение композиционных материалов холдинга «РТ-Химкомпозит» в авиатехнике арктического базирования повышает летно-технические характеристики новых вертолетов.
КРЭТ разрабатывает и производит все ключевые блоки радиоэлектронного оборудования вертолетов, применяя инновационный технологический подход в бортовом радиоэлектронном оборудовании – «стеклянную кабину». Это позволяет компонентам управления (в том числе и тем, что находятся не на борту летательного средства) работать как единый комплекс обеспечения полета.
Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) осуществляет разработку, производство и послепродажное обслуживание широкого ряда вертолетных двигателей.
Почему так важно быть в авиарынке
Развитие Арктики и СМП без авиационной поддержки удаленных портов и транспортной инфраструктуры не позволяет в комплексе решить задачи «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».
Разработка и производство новой и высокотехнологичной продукции для деятельности в полярных регионов имеет первоочередное значение, так как здесь находятся национальные границы, нераспределенные и спорные территории (шельф Северного Ледовитого океана), а также одни из самых крупных запасов углеводородов в мире, транспортные магистрали для трансполярных авиарейсов и проходит маршрут Северного морского пути (СМП), использование которого позволит в разы увеличить объемы мировой торговли. Для обеспечения оперативной доставки грузов, поддержания безопасности и аварийно-спасательных работ в Арктике необходима авиация полярного базирования.
Спрос авиатехники арктического исполнения не будет измеряться тысячами, но даже несколько авиаперевозчиков, соединений или групп могут разительно повысить конкурентоспособность РФ в Арктике.
Прогноз рынка гражданской авиации для Арктики, как транспортной, так и пассажирской техники на 2013-2032 годы составит не более 1-2% от общего числа планируемой к выпуску гражданской авиационной техники. Но столь малый процент от общего рынка полярной авиации является ключом к Арктике. Основными заказчиками таких самолетом и вертолетов арктического базирования являются ФОИВ и силовые структуры.
Подводя итоги
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
· Отечественная вертолетостроительная отрасль в лице холдинга «Вертолеты России» уверенно занимает рыночные и технологические позиции в части рынка для полярных регионов.
· Количество маркетинговых активностей по направлению гражданской вертолетной техники со стороны «Вертолетов России» не соответствует динамике и географии рынка.
· Спрос авиатехники арктического исполнения не будет измеряться тысячами, но даже несколько авиаперевозчиков могут разительно повысить конкурентоспособность РФ в Арктике.
· Прогноз рынка гражданской авиации для Арктики, как транспортной, так и пассажирской техники, на 2013-2032 годы составит не более 1-2% от общего числа планируемой к выпуску гражданской авиационной техники. Основными заказчиками вертолетов арктического базирования являются ФОИВ и силовые структуры.
· Развитие вертолетостроения арктического базирования является залогом конкурентоспособности РФ в Арктике, так как, несмотря на наличие флота и портов, арктической инфраструктуры, оперативный доступ в центральную часть Арктики и вдоль СМП возможен только при помощи авиационной техники.
комментарии(0)