Существовала ли Атлантида – это еще предстоит доказать, но вокруг нее уже «наросла» мощная культурная традиция. Лев Бакст. Древний ужас. 1908. Русский музей
В России никогда не угасал интерес к Атлантиде, как и вообще к теме затонувших материков и древнейших цивилизаций. И вот, 16 июня 2000 года в Москве состоялся I съезд атлантологов. На нем решались в основном организационные вопросы. Лидером атлантологического движения в России единогласно был назван писатель-фантаст, президент Московского клуба тайн, кандидат технических и философских наук Владимир Щербаков. Следующим шагом в оформлении российского атлантологического движения стало образование 25 апреля 2003 года Русского общества по изучению проблем Атлантиды (РОИПА), президентом которого стал Александр Воронин (1954–2012). О том, когда же будет найдена погибшая великая цивилизация и будет ли найдена вообще, с журналистом Александром ЕВДОКИМОВЫМ беседует историк, филолог, президент Русского общества по изучению проблем Атлантиды Георгий НЕФЕДЬЕВ.
– Георгий Владимирович, как у вас возникло это увлечение Атлантидой? Вы ведь, насколько я знаю, ученый-филолог, по идее далекий от проблем океанологии.
– Впервые об Атлантиде я услышал в шестилетнем возрасте. И это меня потрясло. Еще в школьные годы, изучая атлантологическую литературу, я обратился к творчеству русского поэта-символиста Валерия Брюсова, прочитав его работу «Учителя учителей. Древнейшие культуры человечества и их взаимоотношение». Потом, через его поэзию, заинтересовался всей эпохой Серебряного века. И вот здесь и произошла со мной некоторая метаморфоза: через Атлантиду, благодаря ей, я стал профессионально заниматься филологией. А потом, не оставляя занятия последней, вернулся уже на ином уровне к своей детской мечте – поискам легендарной Атлантиды – самой манящей тайне тысячелетий.
– Будет ли, на ваш взгляд, когда-нибудь найдена Атлантида или, в отличие от Трои, это не более чем миф?
– Безусловно, она будет найдена. Мешают две проблемы. Одна связана с необходимостью финансирования исследований на самом высоком государственном и международном уровне. Вторая – скептическое отношение традиционной науки. Даже если бы мы представили сейчас огромное количество артефактов, это никак не повлияло бы на стену непонимания, поскольку многие ученые считают атлантологию лженаукой, не верят, что могла существовать цивилизация старше общепризнанных по школьным учебникам (самые древние образовались в IV–III тысячелетии до н.э.). Однако в прошлом веке археологами найдено многое, что хотя и не имеет непосредственного отношения к Атлантиде, но отодвигает наше историческое прошлое. Найдены города Чатал-Гююк и Иерихон, существовавшие в X–VIII тысячелетиях до н.э. Это время совпадает с периодом существования Атлантиды, описанной Платоном в диалогах «Тимей» и «Критий».
– Где лично вы считаете нужным ее искать?
– Существует две глобальные топографические версии местонахождения Атлантиды. Первая – «крито-минойская», то есть острова Санторин и Тира в Средиземном море. Вторая, более ортодоксальная, – «атлантическая». Конечно, существует еще 40 с лишним гипотез, но основные эти две.
«Крито-минойская» версия удобна для официальной науки, поскольку соответствующая цивилизация не выходит за традиционные хронологические рамки. Но при этом сторонники этой версии переписывают самого Платона, который ошибся, поскольку с даты катастрофы, погубившей Атлантиду, прошло не 9 тыс. лет, а всего около тысячи.
Если внимательно читать тексты «Диалогов» древнегреческого философа, там можно найти много доводов в пользу именно второй, «атлантической» версии. Например, египтяне, общавшиеся с представителями крито-минойской цивилизации, никогда не называли их атлантами, а Европу не именовали туманным «противоположным материком», который находится, как и сама Атлантида, «по ту сторону Геркулесовых столпов», то есть за Гибралтарским проливом.
Я считаю, что Атлантиду следует искать неподалеку от Кубы. Так же считают и западные атлантологи Френк Джозеф и Эндрю Коллинз. Подводные ступенчатые пирамиды и сфинксы были зафиксированы в 2012 году у берегов Кубы в ходе последней экспедиции Полины Зелицкой, а впервые, по всей видимости, они были обнаружены там еще в период Карибского кризиса. Именно там могла находиться изображенная на средневековых картах Антилия – «страна Семи городов», последние остатки которой опустились в пучину на исторической памяти финикийцев. Об Атлантиде сохранились также предания в мифологии ацтеков, называвших ее страной Ацтлан.
– По данным чехословацкого исследователя Зденека Кукала, в Атлантическом океане нет ни одного места, которое хоть в какой-то степени соответствует описанию Платона, где в обозримом прошлом произошла бы катастрофа, способная уничтожить огромный остров или даже материк.
– Официальная наука предполагает, что опускание значительного участка суши мгновенно произойти не могло. Но сейчас мы доподлинно знаем, что небольшие острова могут возникать и исчезать очень быстро, буквально на наших глазах, особенно если они на вулканической основе. Атлантида могла погибнуть в результате планетарного катаклизма. Взрыв санторинского вулкана (собственно, сам остров Санторин – это выступающая из моря кальдера вулкана), погубивший крито-минойскую цивилизацию, имел, конечно, катастрофические последствия, но локальные, в рамках средиземноморского бассейна. Поэтому лично я придерживаюсь гипотезы о падении гигантского астероида.
– То есть вы полагаете, что не только миллионы лет назад, но и относительно недавно на Землю упал крупный космический объект?
– Это версия не только моя, но и ряда других ученых. Например, немецкого исследователя Отто Мука, представленная в его книге «Огненный меч над Атлантидой».
– Но в этом случае должны же были сохраниться какие-то артефакты – монеты, произведения искусства, глиняные таблички. Удалось ли обнаружить что-нибудь подобное?
– Артефактов, где было бы написано «Made in Atlantis», мы и не могли найти. Но мы встречаем по всей Земле свидетельства существования в далеком прошлом цивилизации с высочайшими технологиями. Я не говорю именно об Атлантиде, а вообще о древней працивилизации, которая таковыми обладала. Возьмем те же египетские пирамиды. Японцы в конце прошлого века пытались построить маленькую пирамиду – и не смогли.
Я уж не говорю о полигональной кладке в Перу и Боливии и так называемых «пластилиновых» технологиях. Это совершенная фантастика, невозможная даже в наше время…
– А что вообще даст человечеству открытие Атлантиды?
– В отличие от Трои, которую обнаружил Шлиман, нахождение Атлантиды не просто докажет, что Платон был прав, как и Гомер. Могут и должны произойти две кардинальные перемены. Во-первых, должна будет поменяться вся историческая, и не только историческая, картина мира. Будет подвергнут ревизии миф о прогрессе, о том, что мы движемся от более примитивных форм цивилизации к высшим. Атлантида может обрушить миф о таком линейном характере исторического процесса. Мы увидим его спиральный характер, увидим, что в прошлом могли существовать цивилизации, превосходящие нашу, современную в технологическом – и может быть не только технологическом, – отношении, которые были уничтожены в результате катаклизма планетарного масштаба.
А во-вторых, если циклический, то есть повторяющийся периодически, характер катастроф в истории Земли будет доказан, то это заставит нас искать «механизм», запускающий подобные катаклизмы. Таковым, например, может быть подлет к Земле через определенные промежутки времени кометы (вспомним комету Галлея) или таяние ледяных шапок на полюсах. Понимание причин гибели Атлантиды могло бы помочь нашей цивилизации выжить в каком-то будущем катаклизме. Это могло бы стать задачей, не побоюсь этого слова, глобального стратегического планирования на государственном уровне.
– Но надо еще разобраться с самой Атлантидой. Была ли она такой, какой ее представил Платон? Или это две разные Атлантиды, описанная им в диалогах «Критий» и «Тимей» и существовавшая в действительности?
– Платон говорит о нескольких потопах, более точные записи о которых были у египтян в храме богини Нейт в городе Саис. Та цивилизация, которая существовала на Крите, была ему больше известна, исторически приближена к его времени, чем та, что существовала в Атлантике. Ее гибель, на мой взгляд, наслоилась на другие катастрофы в историческом сознании тех же греков. Здесь произошло то, что в постмодернизме называют палимпсестом – наслоением нового изображения и красочного слоя на старую картину.
– Возможна ли международная кооперация в поисках Атлантиды? Или она уже давно является реальностью и атлантологи всего мира соединились?
– Ранее существовали западные аналоги нашего общества. Но оно, по сути, хотя и называется Русским, давно де-факто является уже международным, поскольку с нами сотрудничают зарубежные, в частности американские, атлантологи. Многие иностранные коллеги даже в каком-то смысле завидуют нам, видя, что в России есть такое действующее общество, что мы можем собираться, проводить форумы.
комментарии(0)