0
5464
Газета Наука Интернет-версия

11.09.2018 19:32:00

Два способа запечатлеть ощущение хрупкости, надежности и движения

Инженер и художник глядят на башни, стены и мосты

Тэги: шухов, выставка


шухов, выставка В.Г. Шухов. Проект моста через реку Тарусу. Фонд В.Г. Шухова. Архив РАН

В залах Архива Российской академии наук сейчас готовится уникальный выставочный проект «Башни, стены и мосты». Формально он приурочен к 165-летию со дня рождения выдающегося российского конструктора и архитектора конца XIX – начала XX века Владимира Григорьевича Шухова (16 (28) августа 1853 года). Его вклад в мировую практику проектирования и строительства объектов бытового и специального назначения переоценить невозможно. На выставке будет представлено графическое наследие Шухова из Архива РАН.

Достаточно вспомнить его знаменитую радиобашню (150 м) на Шаболовке в Москве, изящные и надежные стеклянные своды ЦУМа и ГУМа, невероятное количество железнодорожных мостов через сибирские реки по Великому сибирскому пути. По идеям Шухова, с использованием его технологии сетчатых оболочек сегодня возводятся многие строения в сейсмоопасных странах – от Японии до Австралии. В столице России построены многие современные объекты класса хайтек, включая обновленные стадионы «Динамо», «Лужники». В фондах Архива РАН немало подлинников рисунков и чертежей различных объектов и конструкций, выполненных рукой Шухова.

«В нашем фонде хранятся подлинники патентов на самые известные его изобретения – «Сетчатые покрытия для зданий» (1895) и «Ажурная башня» (1899), – рассказывает кандидат исторических наук, ученый секретарь Архива РАН Надежда Осипова. – Один из интереснейших документов – тетрадь со сводным перечнем технических характеристик железных зданий, зданий с арочными покрытиями, стропил, построенных по проектам Шухова с 1896 по 1906 год. В ней систематизированы по годам и даны схематические чертежи всех построенных зданий с указанием места постройки, числа ферм, пролетов, длины, площади, веса различных деталей, вплоть до количества заклепок. Кроме того, эта тетрадь содержит чертежи зданий. В альбоме из 36 фотографий «Арочное покрытие путей нового вокзала Московско-Киево-Воронежской железной дороги в Москве 1914–1915 гг.» отражено возведение этого покрытия с фиксацией состояния строительства по дням и по часам. Несомненный интерес вызывает чертеж общего вида этого вокзала».

Новым поступлением в Архив РАН стала созданная и переданная Институтом истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН трехмерная интерактивная модель Шуховской башни на Шаболовке. «Надо отметить, что документы фонда не только имеют историческую и художественную ценность, но и до сих пор обладают прикладным значением, например при реставрации зданий и сооружений, – подчеркивает Надежда Осипова. – Так, документы фонда были использованы при реставрации в Москве Киевского вокзала и Бахметьевского автобусного парка. И несомненно, многие смелые идеи Шухова не потеряли своего значения и сейчас».

Уже сами по себе эти документы, показанные, так сказать, в открытом доступе, дорогого стоят. Но у готовящейся экспозиции «Башни, стены и мосты» есть и еще одна, очень неожиданная особенность. Рядом с графическим наследием Шухова выставляются работы девятилетнего (sic!) художника Димы Шеина.

Дима работает в сложной и очень тонкой технике пастели, требующей точного глаза и уверенной руки и не терпящей исправлений. У юного художника фантастическая зрительная память, позволяющая в деталях закрепить многое из того, что потом становится неотъемлемой частью его удивительных по свежести восприятия композиций. По мнению специалистов, видевших его работы, в умении свободно компоновать пространство плоскости листа любого формата, а также по точности взятых тональных отношений в колорите Дима может дать фору многим профессиональным художникам! Изображая улочки, дома, мосты, акведуки, каналы, юный художник избегает фотографичности и сухого топографического копирования. Ему удается остановить внимание на главном, внести особенную поэтичность и образность в свои пастели.

«Напрашивается вопрос: а почему великий Шухов и начинающий  жизненный путь юный художник выставляются вместе? Да все просто! – поясняет «НГ-науке» инициатор проекта, профессор, действительный член Российской академии художеств, член-корреспондент РАН Александр Толстиков. – Тут дело в преемственности и желании закрепить в сознании нового поколения, интересных молодых людей величие деяний их предшественников! В желании закрепить в мыслях Димы Шеина и подобных ему творчески и трудолюбиво настроенных мальчиков и девочек главное: дерзайте – и воздастся! Ведь все в руках человеческих, в глазах острых и умах пытливых! Нужно обязательно дерзать и развивать свои таланты!»

  • В.Г. Шухов. Проект моста через реку Тарусу. Фонд В.Г. Шухова. Архив РАН
  • В.Г. Шухов. Мост через Енисей.     Фонд В.Г. Шухова. Архив РАН
  • Дмитрий Шеин. Санкт-Петербург. Дворцовый канал. Бумага, пастель, 65х50. 2018
  • Первоначальный проект башни системы В.Г. Шухова высотой 350 м. 1919 г.     Архив РАН
  • Дмитрий Шеин. Санкт-Петербург. Вид на Кунсткамеру.     Бумага, пастель. 50х65. 2018
  • Дмитрий Шеин. Калифорния. Золотой мост.     Бумага, пастель, 50х65. 2018
  • Дмитрий Шеин. Венеция. Малый мост Риальто.     Бумага, пастель. 30х43. 2018



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

ВЫСТАВКА "О себе – о вечном". К 135-летию Анны Ахматовой»

0
1665
 ВЫСТАВКА  "Русское невероятное"

ВЫСТАВКА "Русское невероятное"

0
1665
Вакантное место для чуда

Вакантное место для чуда

Дарья Курдюкова

Выставка "Время и случай для всех" в Центре Гиляровского фокусируется на том, как в иконописи изображались пейзажи и животные

0
3629
 ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

ВЫСТАВКА "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи"

0
3130

Другие новости