Книга Притчей Соломоновых 8.25–8.30. «Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной... Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время». 2006. Бумага, тушь, перо.
Здесь, как на границе раздела фаз, происходит встреча Пространства и Времени. Здесь рождается пространственно-временной континуум, который называют судьбой. «Здесь» – это на выставке «ЗАВЕТная песнь радуги. Синтез музыки и живописи» в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина в Москве. Автор, составитель и куратор проекта – художник, искусствовед Ирен Кистович-Гиртбан.
«Проект – как вода в реке, ничего лишнего. Все абсолютно ясно, четко, акценты расставлены. Хорошая работа автора как куратора», – подслушанные разговоры посетителей на открытии. «Идея выставочного проекта «ЗАВЕТная песнь радуги» полностью принадлежит Ирен, – отмечает Дмитрий Родионов, генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. – Она – создатель всех живописных работ, она и автор концепции. Притяжение ветхозаветных сюжетов как неотъемлемой части творческой связи с Древним Востоком стало для художника основой для создания серии графических работ на тексты Екклесиаста, Притчей Соломона, Песни Песней, Песни восхождений».
Каждая из этих тем максимально проблематизирует традиционно сложившиеся отношения человека с окружающим миром, границы жизни и смерти, различения между семиотическим фантомом и биологическим существом. Но тут возникает законный вопрос: как все это показать, то есть как все это сделать собственно предметом потребления (духовного)? Ведь время, длительность, а значит, и сама жизнь не могут быть показаны зрителю непосредственно.
Мучается этим вопросом и художница: «Как это выразить на листе бумаги? Каждая строфа – шедевр, каждая притча – сюжет. Текст определяет и фактуру бумаги – выбрать ли белый лист, всегда с шероховатой поверхностью (желательно торшон), или предпочесть тонированную бумагу. Белое поглощает, подобно мрамору у скульптора – отсекай все лишнее! Тонированная бумага дает возможность экспериментов с техникой, она больше терпит. В обоих случаях меняется пластика мотива».
Книга Притчей Соломоновых 18.4.
«Слова уст человеческих – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток». 2006. Бумага, тушь, перо, смешанная техника. |
Надо заметить, что как искусствовед Ирен Кистович-Гиртбан известна именно своим пристрастием к синтезу культур Востока и Запада. Этому посвящен, например, известный ее труд Ex Oriental Lux. А на Востоке смыслы живут долго. Очень долго. Для западной цивилизации более характерна мимолетность восприятия. Недаром древние греки не различали понятий «видеть» и «знать». Визуальный ряд западной цивилизации подвержен мутациям изначально. Великолепная рисовальщица, Ирен Кистович сумела выстроить в своих графических сериях одновременно и динамику (буквально ощущаешь дрожание линии, шевеление штриха), и умопомрачительную ничтожность, - которая есть оборотная сторона циклопичности Космоса, - человеческой жизни. Жизни, как полоски света между двумя безднами небытия: до рождения и после смерти.
Философ Елена Петровская однажды заметила: «Жуткое – это то, что нас превосходит и от чего мы всеми силами стремимся обособиться. Это угрожающее отсутствие границ». Для человека, на онтологическом уровне, несомненно, главное содержание категории «жуткое» составляет время, неуловимость темпорального потока.
Ирен удалось передать эту неуловимость через синестезию визуального и аудиоряда выставки. Не случайно одна из графических работ, представленных на выставке, – «Книга Притчей Соломоновых 20.12. Ухо слышащее и глаз видящий – и то, и другое создал Господь». И все это сопровождает тонко выстроенный, порой неожиданный музыкальный фон: Игорь Стравинский, Леонард Бернстайн, Арнольд Шёнберг, Леонард Коэн, Макс Яновский. «Всех их, таких разных, объединила магия псалма, молитвы, их структура, полифония слова и звука», – подчеркивает Ирен Кистович.
Книга Притчей Соломоновых 20.12.
«Ухо слышащее и глаз видящий – и то, и другое создал Господь». 2006. Бумага, тушь, перо, акварель. |
Вот тут и возникают аллюзии не только эстетические, но и научно-исторические. Казалось бы, ничего удивительного нет. Теперь художественные практики активно предлагают свое лоно для слияния с наукой. Конечно же, ради пользы науки! «Наука и искусство – две практики, основанные на творческом опыте, – отмечал несколько лет назад Георгий Никич, искусствовед, куратор Московского международного форума. – Платформа взаимодействия между ними довольно искусственная, слабая».
Но буквально космогонический (почти космологический!) эффект от работ Ирен Кистович возникает именно потому, что она как раз и не стремилась специально к такому научно-художественному синтезу. Однако, похоже, сама логика выбранных ею тем содержит имманентно и этот аспект. «Тексты псалмов сложны, их не выстроить спонтанно – космичны и величественны темы и бесконечны в прочтении», – признается Ирен. Именно поэтому некоторые из ее работ – это, фактически, визуализация космологических сюжетов: Большой взрыв, рождение Вселенной из Ничего…
И все вместе, по определению Умберто Эко, создает «эффект контекстуального давления». И это завораживает.
комментарии(0)