Илон Маск вполне серьезно нацелился на создание самой мощной в истории космической транспортной системы. Иллюстрация с сайта www.spacex.com
События тоже имеют свойства собираться в кластеры. Первый искусственный спутник Земли, советский космический аппарат, был запущен на орбиту 4 октября 1957 года. А сегодня, 10 октября, ожидается, глава корпорации «Роскосмос» Дмитрий Рогозин встретится со своим коллегой из NASA Джимом Брайденстайном. Накануне пресс-служба корпорации сообщила, что, вероятно, на этой встрече будет обсуждаться возможность строительства научной станции на Луне совместно с США и странами БРИКС.
«Это может быть как полностью отечественная программа, так и в рамках международной кооперации», – цитирует представителя Роскосмоса ТАСС. Окончательное же решение по проекту станции будет зависеть от ресурсов госкорпорации и результатов переговоров с партнерами. Ранее, на встрече с молодыми специалистами космической отрасли, Дмитрий Рогозин заявлял, что Россия представит новый проект окололунной станции. Он не исключил, что к нему могут присоединиться США. Это уже эволюция…
Лунная пыль
В 2011 году тогдашний генеральный директор ЦНИИмаш (Центральный научно-исследовательский институт машиностроения – головной институт Федерального космического агентства) Геннадий Райкунов заявил: «Луна – уже фактически седьмой континент, и, конечно, нам нужна постоянно действующая лунная база для исследования и использования ресурсов Луны уже на постоянной основе».
Однако в январе 2015 года экспертный совет, созванный по поручению Дмитрия Рогозина, тогда занимавшего должность вице-премьера правительства РФ, после рассмотрения проекта Федеральной космической программы на период 2016–2035 годов пришел к выводу, что полеты к Луне экономически нецелесообразны. Причина – «для сверхтяжелого носителя с грузоподъемностью 80–90 т невозможно найти коммерческих нагрузок. Носитель подобной размерности будет стартовать в лучшем случае два раза в год. Из-за необходимости поддерживать инфраструктуру, производственные мощности, коллективы накладные расходы сделают сверхтяжелый носитель очень дорогим».
Между тем специалисты Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) уверяли, что в 2014 году уже был выполнен аванпроект транспортной системы к Луне – ракета от 70 до 130 т грузоподъемности.
В июле 2015 года Дмитрий Рогозин призывал не тратиться на экспедиции к Луне и Марсу в связи с экономическим кризисом в России, невзирая на космические амбиции: «Мы сейчас не можем себе позволить за счет амбиций, пусть даже и космических, космическим образом подорвать экономические интересы страны. Мы сейчас в сложном положении находимся. Нам надо деньги беречь и вкладывать рубль так, чтобы он приносил больше, чем рубль».
При этом Рогозин не исключал участия России в совместных полетах на другие планеты. «С точки зрения того, чтобы иметь постоянный стимул к развитию технологий – да, скорее всего идея работающей на Луне научной станции с возможностью создания технологий многократной посадки и отрыва от лунной поверхности имеет право на жизнь», – отмечал вице-премьер.
Видимо, руководство космической отраслью считает, что сегодня экономическая ситуация в стране радикально улучшилась по сравнению с 2015 годом. По крайней мере «лунная» риторика постепенно становилась все более бодрой и оптимистичной.
В августе 2016-го ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» в рамках международного авиакосмического салона МАКС объявила конкурс на название пилотируемого корабля, который полетит к Луне…
Международная космическая станция может появиться на лунной орбите, заявил в январе 2017 года тогдашний глава Роскосмоса Игорь Комаров. «И вопрос освоения Марса, и вопрос создания посещаемой лунной станции на орбите – это дело перспективное и будущее. Надо находить источники за счет кооперации и привлечения частных инвесторов», – подчеркнул Комаров. При этом было отмечено, что специалисты РКК «Энергия» ведут разработку трансформируемых модулей для освоения Луны. «В дальнейшем по данной технологии планируется создание полноразмерных обитаемых модулей для использования в составе орбитальных космических станций и в лунной программе, – сообщил главный конструктор по пилотируемым комплексам, генконструктор РКК «Энергия» Евгений Микрин. – Выбраны и экспериментально отработаны состав и структура оболочки, подтверждены физико-механические свойства применяемых материалов, при этом обеспечена возможность перехода к опытно-конструкторским работам по созданию экспериментального изделия объемом около 100 куб. м...»
В январе нынешнего, 2018 года директор и главный конструктор ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК, Санкт-Петербург) Александр Лопота уверенно подчеркнул: «Что касается ближней перспективы и инопланетных миссий на Луну и Марс, это вопрос десятилетия. Соответствующую технологию сегодня во всем мире отрабатывают. Мы не являемся исключением. Заложены десятки технологий, которые будут востребованы как раз для будущих миссий на Луну и Марс. Если говорить о развитии лунных и марсианских баз, на мой взгляд, это будут сначала роботы, которые адаптируют соответствующую инфраструктуру». Полеты к другим планетам, по мнению Александра Лопоты, будут возможны не ранее чем через 50–70 лет…
Итак, работа по освоению лунного и окололунного пространства в России кипит вовсю. Пока, правда, больше в виртуальном формате. «Истинная мудрость – твердое решение», – говорили древние (кажется, греки). Нисколько не пытаясь принизить талант и разработки нынешнего поколения российских ученых и конструкторов, все же складывается впечатление, что «наверху» пока еще так твердо и не решили: зачем нам эта Луна? Вот с мостом на Сахалин, например, уже определились – проект строительства моста между материком и островом внесен в комплексный план расширения и модернизации инфраструктуры, сообщил 24 сентября министр транспорта Евгений Дитрих. А вот про лунную базу – это в жанре геополитической риторики.
Кстати, в марте 2018 года гендиректор ЦНИИмаш Олег Горшков фактически сформулировал инфраструктурную задачу – создание транспортного коридора между Луной и нашей планетой. Только в этом случае, по мнению Горшкова, возможно успешное освоение и изучение спутника Земли. «По моему представлению, – пояснил Олег Горшков в интервью «Эху Москвы», – если говорить о серьезном подходе к Луне, то это отнюдь не разовые миссии, должен быть транспортный коридор. Это означает, что к Луне надо летать чаще, чем в свое время делали американцы».
Он отметил, что транспортные системы, которые будут доставлять космонавтов и грузы с орбиты Земли до орбиты Луны должны быть многоразовыми и недорогими.
Как в воду смотрел Олег Горшков…
Космос в стиле фанк!
18 сентября компания SpaceX, – основал и руководит которой известный американский венчурный предприниматель и инженер Илон Маск, – провела презентацию первого в истории соглашения с частным лицом о полете вокруг Луны. Облет будет совершен на борту ракеты-носителя BFR, созданного компанией SpaceX. «Это важный шаг на пути к обеспечению доступа... обычных людей, мечтающих о космических путешествиях», – говорится в сообщении SpaceX.
Илон Маск и возможный первый турист-астронавт
Юсаки Мизава на фоне двигательной установки будущей ракеты BFR. Фото Reuters |
Итак, первым межпланетным туристом станет японский предприниматель и коллекционер Юсаки Мизава. Коллекционирует он картины. Не мелочится. В 2017 году, например, он купил за 110 млн долл. картину американского художника Жана-Мишеля Баския. Собственно, и запланированный полет к Луне и вокруг нее Юсаки планирует в формате арт-проекта. Называется – DearMoon.
«Я собираюсь взять с собой еще 6–8 пассажиров, творческих людей из числа художников, фотографов, дизайнеров, архитекторов, для того чтобы они смогли передать свои ощущения и воплотить увиденное в своих работах, – заявил Юсаки Мизава. – Если бы у таких людей, как Майкл Джексон, Коко Шанель, Пикассо, была такая возможность…
Немного о себе: я люблю музыку, искусство, картины. Прожив шесть лет в США, я вернулся в Японию, создал свою компанию ZOZO, в этом году компании исполняется ровно 20 лет.
Почему я хочу полететь на Луну? Я хочу стать первым частным астронавтом. В детстве я часто смотрел на Луну и восхищался, я мечтал увидеть Луну поближе. И я хочу разделить эту мечту с творческими людьми».
Полет японца сотоварищи назначен на 2023 год, пассажиры пробудут в космосе около шести дней, расстояние от Земли составит от 500 тыс. до 650 тыс. км.
Тут можно вспомнить слова выдающегося генетика Николая Тимофеева-Ресовского: «К науке нельзя относиться со звериной серьезностью». При всей – не побоюсь этого слова – грандиозности проекта Илон Маск остается верен себе – он делает очень серьезные вещи очень весело, в стиле фанк!
Не далее как 6 февраля 2018 года выведенная на орбиту сверхтяжелой ракетой-носителем Falcon Heavy полезная нагрузка покинула поле земного притяжения и начала движение к поясу астероидов по гелиоцентрической орбите. А в качестве полезной нагрузки Илон Маск отправил… свой собственный электромобиль – красный Tesla Roadster с манекеном за рулем. Во время полета в машине будет звучать песня Дэвида Боуи «Space Oddity».
Глава SpaceX объяснял, что считает скучным утяжелять ракеты бетонными и стальными блоками, поэтому решил положить в ракету «нечто необычное». Эта музыка будет вечной буквально. «Автомобиль удалится от Земли примерно на 400 млн км и будет лететь со скоростью 11 км в секунду, – сказал Маск. – По нашим оценкам, он будет находиться на этой орбите несколько сотен миллионов лет, может быть даже более миллиарда лет».
70-метровая ракета Falcon Heavy, разработанная компанией SpaceX, рассчитана на то, чтобы вывести на околоземную орбиту до 64 т груза. Для сравнения: отечественный «Протон-М» рассчитан на 23 т полезной нагрузки, европейский носитель Ариан 5 ES – на 21 т. Ракета BFR, если верить Маску, будет еще круче…
Высота – 118 м, диаметр – почти 9 м, объем кабины – 1100 куб. м. 31 двигатель Raptor, установленный на ракете-носителе, будет развивать около 12 млн фунтов тяги. Это позволит доставлять на низкую опорную орбиту более 100 т нагрузки. Посадка не будет похожа на самолетную: ракета будет тормозиться в атмосфере всей площадью своей поверхности, а три телескопические посадочные опоры находятся в крыльях. Корабль также сможет приземляться в безвоздушных мирах, используя тягу двигателей. «Мы планируем провести много тестов и запусков без участия людей. В 2020 году мы планируем начать тестирование системы в верхних слоях атмосферы, включая повторное использование ступеней. Далее облет Земли, орбитальные пуски», – подчеркнул Илон Маск.
Кто не рискует, тот не…
Стоимость разработки BFR – от 2 до 10 млрд долл. Напомним, делает все это частная компания.
«Зачем я создал BFR? Я хочу, чтобы человечество стало межпланетным видом. Мы должны стать межпланетной цивилизацией. Земля – наш дом, но что, если с нашим домом что-то случится? Мы должны быть готовы к этому, готовы к путешествиям не только на Луну, Марс, но и на другие планеты Солнечной системы и за ее пределами… Всего за 10 лет мы прошли большой путь от ракеты, которая еле добралась до орбиты с четвертой попытки, до самой мощной ракеты в мире, способной отправиться к Марсу», – формулирует свою миссию Илон Маск.
Японскому коллекционеру-миллиардеру Юсаки Мизаве повезет стать первым туристом-астронавтом. В веселой компании 5–6 своих знакомых.
«Главная проблема: слишком высокий риск для полета вокруг Луны группы непрофессионалов, – подчеркнул в беседе с «НГ» экс-космонавт-испытатель, профессор, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН Сергей Кричевский. – Если бы в первый такой полет вокруг Луны на новом корабле и ракете, который организует Маск, отправить профи, – это было бы логично. Маск чрезмерно рискнет, если, перепрыгнув через обязательный полет профи, сразу пошлет туристов – японского миллиардера и тех, кого он пригласит с собой».
Как это ни приземленно звучит, не надо забывать о жесткой статистике: с 1961-го по 29 мая 2018 года в космосе побывали 553 человека, и каждый 22-й из них погиб.
«Представим худшее, – продолжает Сергей Кричевский, – в первом таком полете – катастрофа ракеты, корабля, всех, кто будет на борту – экипажа и туристов. Это очень плохой сценарий для всех: космонавтов и туристов, Маска, его ракеты, корабля, корпорации и для всей космонавтики.
Поэтому сначала испытательный полет или несколько полетов только профессионалов, а затем в случае успеха можно возить пассажиров, катать вокруг Луны туристов и т.д.».
Может быть, здесь кстати – строчка из знаменитого стихотворения Иосифа Бродского «Письма римскому другу»: «Взгляд, конечно, очень варварский, но верный». Ведь действительно по экстремальности туристические полеты на Международную космическую станцию сравнимы с покорением Эвереста: из каждых 100 альпинистов, добравшихся до «крыши мира», 4 навсегда остаются на ее склонах. Примерно такой же уровень риска существует в настоящее время и для экипажей космических кораблей.
Профессор Сергей Кричевский предлагает еще раз задуматься над риторическими вопросами: «Кто должен взять на себя ответственность за этот проект и санкционировать или запретить его? НАСА, администрация США или деньги богатого туриста и воля Маска решат все? Финансовую сторону – стоимость всего туристического полета до этого (испытательного полета или полетов профессионалов. – «НГ-наука») даже нет смысла обсуждать, интегральные риски проекта пока слишком велики».
комментарии(0)