23.10.2018 15:42:00

Стрела времени. Календарь научных событий. Октябрь-ноябрь, 2018

Тэги: история, календарь

Октябрь

• 1928 – учрежден Центральный научно-исследовательский институт геодезии, аэрофотосъемки и картографии.
  • 1959 – Государственная комиссия приняла в постоянную эксплуатацию Иркутскую ГЭС на р. Ангара – первая ГЭС Ангарского каскада.

1968 – (по 30 октября) летчик-космонавт Г.Т. Береговой совершил полет на космическом корабле «Союз-3», во время которого было осуществлено многократное маневрирование космического корабля на орбите.

• 1863 – в России основано Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. В 1931 году оно вошло в состав Московского общества испытателей природы.
  • 1916 – русский изобретатель Ефим Евграфович Горин подал заявку на изобретение «Электрофотографический аппарат». В этой заявке впервые использовался термин «электрофотография». Значение изобретения Горина состоит в том, что в нем впервые для репродуцирования изображений использован фотополупроводниковый слой.

1898 – состоялся спуск на воду первого в мире арктического ледокола «Ермак», созданного по проекту и инициативе С.О. Макарова.

• 1933 – на базе Газодинамической лаборатории и Московской группы изучения реактивного движения основан Реактивный научно-исследовательский институт.
  • 1949 – создан Всероссийский научно-исследовательский институт органического синтеза.

Ноябрь

• 1773 – основан Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет).
  • 1959 – открытие Санкт-Петербургского Планетария.
  • 1963 – запуск первого в мире управляемого маневрирующего космического аппарата «Полет-1».

2000 – на Международной космической станции начал работать первый экипаж.

• 1891 – в Московском математическом обществе Николай Егорович Жуковский выступил с докладом «О парении птиц».
  • 1958 – советские ученые наблюдают вулканическое извержение на Луне.

• 1879 – американский изобретатель Томас Алва Эдисон подал заявку на вакуумную лампу накаливания с угольной нитью.
  • 1922 – было совершено одно из крупнейших открытий в истории мировой археологии. Британский археолог Говард Картер вошел в гробницу фараона Тутанхамона.
  • 1958 – бомбардировщик B-52, имевший на борту ядерное оружие, потерпел крушение в Техасе. Атомные бомбы не детонировали.
  • 1962 – США провели последнее испытание ядерного оружия в атмосфере.

• 1484 – Папа Римский Иннокентий VIII специальной буллой запретил охоту на ведьм. Судебные процессы над женщинами, заключившими союз с дьяволом, прекратились.
  • 1929 – в Москве открыт первый в СССР Планетарий.
  • 1958 – выпуск первого автомобиля Белорусским автомобильным заводом – специализированным предприятием по производству карьерных автомобилей большой грузоподъемности.
  • 1997 – Россия ратифицировала Конвенцию о запрещении химического оружия и обязалась уничтожить свой крупнейший в мире арсенал химического оружия (40 тыс. тонн).

• 1918 – организован Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ).
  • 1924 – на Московском автомобильном заводе АМО под руководством В.И. Ципулина начался выпуск первых советских полуторатонных грузовых автомобилей АМО-Ф-15.

• 1940 – пуск первой очереди Чирчикского электрохимического комбината (Узбекистан)
  • 1948 – в Московском телевизионном центре открыто регулярное телевизионное вещание на 625 строк; впоследствии этот телевизионный стандарт был принят в большинстве стран мира.

• 1519 – испанский конкистадор Кортес захватил столицу государства ацтеков Теночитлан (ныне на этом месте располагается столица Мексики – город Мехико). Этим было положено начало уничтожению индейских цивилизаций Америки.
  • 1895 – немецкий физик Конрад Рентген открыл лучи, названные его именем.

1925 – изобретатели Б.П. Грабовский, В.И. Попов и Н.Г. Пискунов предложили электронную систему телевидения – радиотелефот (заявка на патент № 5592).

• 1933 – создан Государственный научно-исследовательский институт приборостроения.
  • 1939 – в Чикаго (США) был впервые продемонстрирован автомобиль с кондиционером.
  • 1951 – впервые начато использование междугородных и международных телефонных кодов.

• 1572 – вскоре после захода солнца молодой датский дворянин по имени Тихо Браге разглядывал ночное небо. Прямо над головой он увидел звезду, которая светила ярче всех остальных звезд и которой на этом месте не должно было быть. Браге разбирался в астрономии, а главный принцип аристотелевской философии гласил, что небеса неизменны. Так была открыта первая в новое время сверхновая звезда, названная «сверхновая Тихо». Именно появление этой сверхновой отмечает начало научной революции.
  • 1660 – специальным царским указом южным регионам России было предписано приступить к планомерному освоению выращивания арбузов. А вскоре арбузы получили свободное хождение на территории всего Российского государства, в центральных регионах – как парниковое растение. Первоначально вместо поедания в естественном виде арбуз варили с перцем и пряностями, вымачивали в сиропе, солили, квасили отдельно и с капустой, делали из него цукаты и варенье. И лишь в конце XIX века крестьяне Украины и Нижнего Поволжья начали употреблять арбуз в его естественном виде. Вообще в Западную Европу арбузы были завезены крестоносцами в XI–XII веках. На Руси народ приобщился к арбузам веке в IX, они были завезены из Индии в Киев.
  • 1880 год – в Петербургской академии наук состоялись выборы на вакансию академика по технологии и прикладной химии. В представлении на кандидатуру Д.И. Менделеева, подписанном такими выдающимися учеными с мировым именем, как А.М. Бутлеров, П.Л. Чебышев, Н.И. Кокшаров и И.Ф. Овсянников, отмечалось: «Профессор Менделеев первенствует в русской химии, и мы смеем думать, разделяя общее мнение русских химиков, что ему принадлежит по праву место в первенствующем ученом сословии Российской империи. Присоединением проф. Менделеева к своей среде Академия почтит русскую науку, а следовательно, и себя самое, как ее духовную представительницу». Но создатель периодического закона был забаллотирован: два решающих черных шара положил тогдашний президент академии Ф.П. Литке.
  • 1918 – открыт Воронежский государственный университет.
  • 1918 – изобретатель А.Г. Уфимцев подал заявку на патент (№ 2290) на созданный им инерционно-кинетический аккумулятор для ветродвигателя.
  • 1918 – организован Центральный научно-исследовательский институт связи.
  • 1983 – советские автоматические станции «Венера-15» и «Венера-16» начали выполнение радиолокационного картографирования северного полушария Венеры.