0
3705
Газета Наука и технологии Интернет-версия

26.03.2019 18:25:00

Храмы, музеи, машины, дома как символы психических переживаний

«Физика нравов» Питирима Сорокина

Тэги: сорокин, история, социология, общество, физика


64-14-5_t.jpg
Питирим Александрович Сорокин за работой. 1948 г.
Фото из книги: Алексей Венгеров, Сергей Венгеров.
«Здесь, под небом своим… Выпуск шестой:
Унесенные в бессмертие. Наука в России
и ее окрестностях.Библиохроника. 1564–2014 гг.» –
М., 2017
«В нашей возникающей социологической литературе книга г. Сорокина является одной из первых ласточек. Выскажем пожелание, чтобы за нею появился и ряд других и вместе с тем уверенность, что в этой будущей русской социологической библиотеке не один том будет принадлежать перу автора «Преступлений и кар, подвигов и наград» – так завершает свое предисловие к книге Питирима Александровича Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали» (1914) выдающийся русский социолог, политический деятель, академик Максим Максимович Ковалевский.

Объекты специальной науки

Пожелание это исполнилось. Уже в 1917 году в Петрограде выходят два труда Сорокина – «Проблемы социального равенства» и «Сущность социализма». В 1920 году опубликован magnum opus, главный труд Питирима Сорокина – двухтомник «Система социологии». Именно эта работа принесет ему мировое признание и статус одного из выдающихся социологов ХХ века.

Но все это будет несколько позже. А в 1914 году уроженец села Турья Вологодской губернии находится, что называется, на эмоциональном и творческом подъеме. И это вполне объяснимо. Еще в 1905 году он становится членом Партии социалистов-революционеров (эсеров), участвует в революционном движении. В 1909 году поступил в Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге, однако уже в 1910 году переходит на юридический факультет Петербургского университета, который блестяще оканчивает в 1914 году. Его оставляют на кафедре уголовного права и судопроизводства для подготовки к профессорскому званию. И вот в этот же год выходит первый большой труд молодого блестящего ученого – «Преступление и кара, подвиг и награда».

Тот же Ковалевский отмечает: «Он постоянно орудует данными психологии, этнографии, истории с тем научным беспристрастием, какое так естественно у физика, химика или биолога и которое, к сожалению, так редко встречается в сочинениях по обществоведению».

Сорокин пишет, как он сам формулирует свою задачу, «физику нравов». Как бы полемизируя со своими оппонентами, он поясняет: «...борьба за существование, например, растений и человека – вещи глубоко различные. То же относится и к размножению, и к питанию. А различны они потому, что в мире людей и высших животных эти биологические функции приобретают новый, а именно психический характер, который их и делает новыми социальными явлениями и объектами специальной науки. Именно это присоединение психики, а не что-нибудь иное, заставляет их считать социальными явлениями и дает право для изучения их не только биологу, изучающему чисто жизненные формы данных отношений, но и социологу, изучающему их сознательные, социальные формы».

Застывшая психика

Фактически Сорокин ищет определение, что такое социальное, социальность – не больше и не меньше! Амбициозная и даже сверхамбициозная задача; пункт, вокруг которого до сих пор строятся все фундаментальные социальные теории и ломаются теоретические копья.

Сорокинское решение таково: «Определив социальное явление как психическое взаимодействие, мы теперь можем спросить себя: почему же в таком случае такие «не психические вещи», как храмы, музеи, машины, дома и т.д., имеющие чисто «материальный» характер, рассматриваются в качестве социальных явлений? <...> Все эти явления принадлежат к категории социальных фактов лишь потому, что они суть символы психических переживаний, или, иначе говоря, они суть реализовавшаяся психика».

Следующий логический шаг почти неизбежен: «Любая мысль, любое психическое переживание невыразимы в их чисто психическом бытии и могут объективироваться лишь посредством тех или иных «непсихических» посредников и проводников. Выражаясь грубо, экстеоризование психики требует ее воплощения в «материальных вещах». Эти последние служат поэтому символами психики. Они как бы сигнализируют определенное психическое явление».

В этом смысле, по Сорокину, правильное определение вещей – «застывшая психика». Поэтому-то он и выбирает в качестве такой материализованной психики – «посредников и проводников» психики – различные формы наград (поощрений) и наказаний (кары).

И как итог: «…психика, воплощаясь в материальных и вещественных «предметах», volens-nolens принуждена подчиняться тем законам, которыми управляются последние. Таковыми законами служат законы биологические и физико-химические». То есть социальное можно буквально потрогать руками. И крупнейший социолог-теоретик П.А. Сорокин, что называется, в эксперименте на собственной жизни проверил свои же теоретические построения.

Антагонистическая гетерогенность

В 1916 году Сорокин становится одним из организаторов Русского социологического общества. В марте 1917 года собирается защищать магистерскую диссертацию по книге «Преступление и кара, подвиг и награда». Однако февральская революция в России путает эти планы. В июле 1917 года П.А. Сорокин – секретарь по вопросам науки главы Временного правительства В.Ф. Керенского, главный редактор газеты «Воля народа», сотрудник журналов «Экономическое возрождение», «Артельное дело».

В ноябре 1918 года избран депутатом Учредительного собрания. Накануне его открытия, 3 января 1918 года, арестован вместе с другими членами редакции «Воли народа» и заключен в Петропавловскую крепость. Освобожден 13 февраля 1918 года.

Но, едва освободившись, принимает участие в деятельности Союза возрождения России: его направляют на Север для подготовки антибольшевистского выступления. Летом 1918 года Сорокина арестовали в Великом Устюге и приговорили к расстрелу, но к концу года он был выпущен из тюрьмы.

Его восстанавливают в числе преподавателей Петроградского университета и Психоневрологического института, избирают профессором социологии Петроградской сельскохозяйственной академии и Института народного хозяйства. 31 января 1922 года он избран профессором организованной им в университете кафедры социологии.

В 1921 году вместе с академиком Владимиром Михайловичем Бехтеревым собирает материалы по влиянию голода на человеческое поведение, социальную жизнь и организацию общества. Все – в рамках той концепции, которую Сорокин и разработал в книге «Преступление и кара, подвиг и награда».

Любопытно, что в этой своей работе Питирим Сорокин давал удивительно точную схему социальных революций вообще: «Чрезвычайные положения всегда устанавливаются именно тогда, когда в группе увеличивается антагонистическая гетерогенность, когда в ней появляется резкая дифференциация на две или большее число частей, убеждения и поведение которых начинают не совпадать друг с другом, иначе говоря – в периоды революции.

Чтобы предотвратить развитие борьбы между ними, чтобы не дать возможности распасться группе и чтобы склеить отталкивающаяся друг от друга части – карательно-наградной рычаг механически начинает давить сильнее и сильнее, стараясь подавить конфликтные импульсы и путем соединенного мотивационно-дрессирующе-рикошетного влияния на поведение человека снова установить необходимое единство. Отсюда и обилие наказаний, и повышение их жестокости, и большее число жертв.

Правительство вводит чрезвычайные положения, военные суды, карательные отряды. Виселицы и гильотины начинают работать вовсю. Люди расстреливаются по одиночке и группами, тюрьмы переполняются. Палачам приходится работать не покладая рук.

В ответ на это усиление кар и противная сторона действует по тому же типу. В ответ на казни следуют террористические акты, в ответ на массовые убийства – восстания, в ответ на конфискации – усиленный грабеж, в ответ на чрезвычайные терроризующие постановления – прокламации, угрожающие жестокой расправой «блюстителям и приверженцам» старого порядка. Одним словом, линия кар и наград с той и другой стороны делает резкий скачок вверх. В конце концов одна из сторон побеждает. После победы кривая санкций продолжает еще идти вверх или держаться на достигнутой высоте».

Как будто в воду смотрел Сорокин!

«Заграницу безсрочно»

Такая фундаментальная социологическая теория, конечно, принципиально противоречила официальной большевистской доктрине социальных революций. Долго это продолжаться не могло.

В Центральном архиве Федеральной службы безопасности РФ сохранилось заключение Специального отдела Государственного политического управления (СО ГПУ) в отношении П.А. Сорокина от 20 сентября 1922 года. Вот его текст.

«По делу № 15962 о гр. Сорокине Питирим Александровиче. Арестован 19/9 1922 года. <…>

С момента Октябрьского переворота и до настоящего времени не только не примирился с существующей в России в течение 5 лет Рабоче-Крестьянской властью, но ни на один момент не прекращал своей антисоветской деятельности, при чем в моменты внешних для РСФСР затруднений, свою контр-революционную деятельность усиливал.

А посему, на основании п. 2 лит[еры] Е Положения о ГПУ от 6/11 с.г.:

В целях пресечения дальнейшей анисоветской деятельности Сорокина полагаю выслать его из пределов РСФСР ЗАГРАНИЦУ БЕЗСРОЧНО.

Принимая во внимание заявление, поданное гр-ном Сорокиным в Коллегию ГПУ с просьбой разрешить ему выезд заграницу за свой счет, для устройства личных и служебных дел дать 7 дней, с обязательством явки в ГПУ по истечении указанного срока и после явки немедленно выехать заграницу. Пом[ощник] Нач[альника] IV Отделения Шешкен 20/9 [19] 22 СОГЛАСЕН Зарайский

Андреева 21/9 – [19] 22

Утверждаю Ягода 23/9 – [19] 22».

«Физика нравов» в чистом виде!

23 сентября 1922 года П.А. Сорокин выехал в Берлин. В 1922–1923 годах жил в Чехословакии. И все время пытался рационально объяснить и прояснить хитросплетения исторического процесса. В итоге в своей книге «Социология революции» (1923) Питирим Сорокин пришел к выводу об отрицательной селекции, которая происходит в обществе в условиях таких катастрофических изменений, как революции.

В октябре 1923 года выехал в США по приглашению американских социологов читать лекции о русской революции. В течение шести лет работал в Университете Миннесоты. В 1930 году принял американское гражданство. В 1931 году основал социологический факультет в Гарвардском университете и руководил им до 1942 года. В 1931–1959 годах профессор Гарвардского университета. Его лекции слушал и будущий президент США Джон Кеннеди. В 1960 году Питирим Сорокин избран президентом Американской социологической ассоциации…

В одном только не то чтобы ошибся, но поторопился Сорокин: «…человечество уже выполнило самую важную и трудную часть своей задачи – установления общечеловеческого consensus’a в поведении и установления гармонии в дальнейшей социальной революции. Чем дальше – тем скорее пойдет этот процесс, и пределом ему может быть только полное гармоническое шествие на новые моральные и культурные выси». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Всевышний всех расставил по местам

Всевышний всех расставил по местам

Александр Балтин

К 55-летию поэта, переводчика и критика Максима Амелина

0
2785
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
3553
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
10141
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
10788

Другие новости