0
7742
Газета Наука и технологии Интернет-версия

26.11.2019 18:50:00

Познание истории через изображения

Иконографическое наследие науки и техники явно недооценивается

Тэги: культура, история, иконотека


2 апреля 2019 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося ученого и организатора науки, члена-корреспондента АН СССР Семе­на Романовича Микулинского. Материал о нем вы, уважаемые читатели, можете прочитать на стр. 15 нашего выпуска «НГ-науки». С директорством Микулинского (1972–1986) связан период расцвета Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. И это именно ему принадлежит идея создать в институте специальное подразделение – иконотеку. О прошлом и перспективах этого уникального собрания научных изображений с ответственным редактором «НГ-науки» Андреем ВАГАНОВЫМ беседует заведующая иконотекой Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН Ольга СЕВАСТЬЯНОВА.

– Ольга Валентиновна, социологи и культурологи сегодня много говорят и пишут о так называемом визуальном повороте. Собрание изображений, визуальных образов науки и техники, которое вы курируете в ИИЕТе, кажется, вполне подтверждает сказанное…

– Я не теоретик, но думаю, что и визуальный мир, и познание мира через язык изначально составляли единое целое. Ведь изображение – это тоже познание мира, но другими средствами.

Наш институт владеет уникальным собранием изобразительных материалов по истории науки и техники. Достаточно познакомиться с содержанием именного и предметного каталогов, чтобы понять, как разнообразны изобразительные источники по истории науки и техники в фондах иконотеки института.

– И все-таки какие можно привести примеры?

– Моя стезя – это портреты ученых. В фонде «Персоналии» хранится более 11 тысяч портретов отечественных и иностранных деятелей науки и техники ХIХ–ХХ столетий. Поэтому я приведу только несколько характерных примеров.

В этой огромной папке хранятся портреты сотрудников ГИРД – знаменитой Группы исследования реактивного движения, созданной в 1931 году в Москве и Ленинграде (Ф.А. Цандер, М.К. Тихонравов, Ю.А. Победоносцев, С.П. Королев и др.). В 1934 году ГИРД преобразовали в Реактивный научно-исследовательский институт. Часть материала из этой папки я разобрала и систематизировала, но он еще полностью не описан.

В фонде «Персоналии» хранятся личные фотоархивы историков науки ИИЕТ и других институтов. Например, академика Бонифатия Михайловича Кедрова, химика, директора ИИЕТ АН СССР, Леонида Ефимовича Майстрова – историка математики, создателя группы «Памятники науки и техники»... Наума Иосифовича Родного – у нас в институте он заведовал сектором логики развития науки. У него трудная судьба – он пережил репрессии, был в ссылке в Воркуте восемь лет.

С удовольствием работала с коллекцией гравированных портретов натуралистов работы французского гравера и выдающегося картографа Амбруаза Тардье (1788–1841). Большинство портретов ученых было сделано с натуры. Работа завершилась созданием каталога «Портреты натуралистов конца ХVIII – начала XIX столетия».

К сожалению, гравюры Тардье и гравюры из фонда «Персоналии» начали покрываться рыжими пятнами. Специалисты определили, что это – специфическое заболевание бумаги. Борьба с ним стоит очень дорого. Таких денег у института сейчас нет. Увы…

– Наверное, не только с фотографиями вам приходится работать?

– Да. У нас в институте хранится огромный фонд иконографических материалов – более тысячи единиц хранения, который в 1976 году безвозмездно передал иконотеке художник Николай Андронов – сын известного коллекционера, историка математики и педагога, члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР Ивана Кузьмича Андронова. Когда я стала заниматься хранящимися в этом фонде материалами, то была поражена богатством его содержания. Честно говоря, одним только этим фондом можно заниматься много лет группе специалистов. Там очень много фотографий второй половины XIX века и первой половины ХХ: персоналии и групповые снимки. В основном, хотя и не только, это преподаватели, математики, ученые… Есть и фонд графики.

– Вы прикидывали, сколько единиц хранения в генеральной коллекции иконотеки?

– Фонд Андронова – более тысячи единиц хранения: негативы, гравюры, фотографии, научные иллюстрации. Основной фонд портретов – 12 тысяч единиц хранения без негативов. А негативы – это около 20 больших картонных коробок. Кстати, там не только стандартные негативы на пленке (в основном 50–60-е годы прошлого века), но достаточно много негативов на стекле (1940–1960-е годы)… К сожалению, опять же, нет денег на закупку соответствующей аппаратуры, чтобы отсканировать эти материалы. А ведь на этих негативах помимо портретной съемки много прекрасных фотокопий редчайших научных изданий. И очень обидно будет, если все это так и останется втуне, недоступно для исследователей, историков науки и техники.

Но, повторяю, иконотека нашего института по своей специфике уникальна.

– А в чем ее уникальность?

– Это объясняется спецификой научных направлений нашего института. У нас собран портретный материал ученых, начиная с Древней Греции и до наших дней. Причем ученых самых разных специальностей.

В тяжелые послевоенные годы для формирующегося фонда иконотеки делалось много репродукций из старинных альбомов – английских, французских, итальянских. И здесь не только портреты, но и изображения различных машин, механизмов, научных лабораторий, титульных листов редких книг по астрономии, географии, физике, математике научных изданий конца ХVIII–XIX века.

– Вы интересовались происхождением этих изображений?

– Да, конечно. Скажем, на обороте некоторых гравюр имеется штамп антикварного магазина, который располагался в гостинице «Москва» на втором этаже. И целая серия гравюр явно была закуплена в этом магазине.

В 1954 году, во времена директорства Ивана Васильевича Кузнецова, был издан приказ: если сотрудник нашел при подготовке своей работы изображение, касающееся истории науки и техники, одну копию этого изображения необходимо было сдать в иконотеку института. Это был очень разумный подход, он помог комплектованию иконотеки.

И знаете, выскажу свое личное мнение: в отличие от гравюры, графики, художественного портрета фотография дает более глубокое и одновременно разностороннее представление о человеке.

– Изобразительные материалы как источник по истории науки и техники – насколько они востребованы были раньше и сейчас?

– В 40–90-е годы прошлого века иконотека была очень востребована. До сих пор мне звонят люди, зачастую из других городов, спрашивают, имеется ли у нас тот или иной портрет, та или иная тематическая иллюстрация. И это несмотря на расцвет и, казалось бы, полное доминирование интернета, в котором вроде бы можно найти все… Оказывается, нет, не все.

Увы, я должна отвечать заинтересованным исследователям, что сегодня иконотека института находится в разобранном состоянии, далеко не все я могу найти. И поэтому сейчас все свои силы вкладываю в ревизию, систематизацию имеющегося материала, в составление сводного каталога. Но когда есть возможность, я с удовольствием сканирую и отправляю исследователю разыскиваемый изобразительный материал.

И все-таки сегодня востребованность иконографических материалов нашей иконотеки значительно меньше. Все обращаются в интернет, не подозревая, что там много ошибок. Иногда просто анекдотических. Скажем, изображен ученый XIX века – это видно по одежде, аксессуарам, даже по прическе и позе, – а подпись сообщает, что это известный математик середины XX века...

– Иконотека – чем она может быть полезна историку? Скажем, портреты?

– Я думала над этим очень много. Я ведь архивист и отношусь к иконографическим материалам так же, как к письменным источникам. Это все те же источники по истории науки, биографические источники, но иного вида.

Например, почти два года я работала над созданием каталога портретов из альбома XIX века (фонд И.К. Андронова). Очень сложно было идентифицировать портреты, искать биографические данные к каждому портрету: фамилии на обратной стороне фотографий были написаны по-французски, не всегда разборчиво и правильно. Но еще в процессе этой работы стало понятно, что я держу в руках историю европейских государств конца ХVIII–XIX века, запечатленную в портретах. В альбоме – портреты деятелей науки, культуры, политики. Некоторые принадлежат известным фотографам – Эжену Дисдери (1819–1889) и Феликсу Надару (1820–1910).

Для Европы 1848–1949 годы – это время революций. В альбоме находятся портреты участников этих событий в Италии, Венгрии, во Франции, например портрет деятеля Великой французской революции Жана Батиста Карье (Carrier) – одного из самых жестоких комиссаров Конвента; портрет Адольфа Альфонса Асси (Assi) – члена Парижской Коммуны 1871 года, воевал в отряде Гарибальди.

Для историка, занимающегося историей середины XIX века, портреты участников революций – исторический документ, позволяющий более пристально приглядеться к участникам этих событий и соответственно к самим событиям.

Любой портрет, фотографию надо снабжать справочным материалом. А это неминуемо тянет за собой полноценное историческое исследование. Скажем, в процессе работы с личными фондами сотрудников института у меня появилось огромное желание выявить всех наших сотрудников, подвергшихся в свое время репрессиям. Сами они не любили сообщать о себе эти сведения. И это понятно: тяжелые, трагические переживания…

Так что сама по себе работа с изобразительным материалом часто подсказывает иное развитие исследовательской темы.

– Существует ли какая-то профессиональная организация, объединение специалистов вашего профиля? Скажем, наподобие многочисленных союзов и объединений библиографов, библиофилов, библиотечных работников…

– Мне такого рода объединения незнакомы. Я о таковых не слышала, и в том же интернете мне ссылки не встречались. И это странно. Еще древние греки не различали понятий «видеть» и «знать», а мы сегодня к иконографическому, визуальному наследию относимся более чем несерьезно.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Всевышний всех расставил по местам

Всевышний всех расставил по местам

Александр Балтин

К 55-летию поэта, переводчика и критика Максима Амелина

0
3166
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
10637
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
12505
Всесветный Новый год

Всесветный Новый год

Олег Мареев

Подарок на этот чудесный праздник всегда должен быть «аналоговым»

0
14176

Другие новости