На установке по реконверсии ОГФУ в Зеленогорске не было ни аварий, ни инцидентов. Фото с сайта www.ecp.ru
Госкорпорация Росатом и французская компания Orano (бывшая Arevo) договорились увеличить российские мощности по реконверсии обедненного гексафторида урана (ОГФУ). Согласно заключенному контракту, новую установку по обесфториванию ОГФУ, на которой будет установлено французское оборудование, построят на Электрохимическом заводе (ЭХЗ) в Зеленогорске (Красноярский край). Ранее экологи выражали обеспокоенность условиями хранения ОГФУ в России. Чтобы развеять их опасения, Росатом провел технический тур для экспертов на данную площадку.
Сейчас в России ОГФУ хранится на четырех обогатительных предприятиях, но, как сообщили в Росатоме, по ранее разработанной программе обращения с ОГФУ планируется сократить количество площадок хранения до двух и увеличить мощности по переработке обедненного урана в полезное сырье. Контракт с Orano как раз предусматривает поставку оборудования для строительства на заводе в Зеленогорске второй установки по обесфториванию ОГФУ. Это позволит увеличить мощности предприятия вдвое – до 20 тыс. т в год.
Ранее Росатом также заключил новое соглашение о дообогащении ОГФУ с международной компанией Urenco. Тогда представители зарубежных экологических и общественных организаций начали высказывать опасения относительно условий хранения этого материала в России. Росатом провел с ними обсуждение своих планов в Общественном совете госкорпорации (см. «НГ» от 12.11.19), а на днях атомщики пригласили независимых экспертов на Электрохимический завод в Зеленогорске.
Впечатлениями от поездки поделился ведущий научный сотрудник радиационной лаборатории Института промышленной экологии Уральского отделения РАН Алексей Екидин. Он подчеркнул, что рассматривать любые риски нужно с учетом вероятности опасного события и величины ущерба от такого события. Тогда если вероятность события бесконечно мала даже при большом ущербе, то и риск бесконечно мал.
«Есть определенное недопонимание особенностей ОГФУ, и в ходе технического тура на Электрохимический завод мы убедились, что оно существует и у специалистов, и у неспециалистов, – рассказал ученый. – Дело в том, что это абсолютно твердое вещество плотностью в пять раз больше, чем у воды. Сам по себе ОГФУ, находясь в закрытом контейнере, не представляет никакой угрозы. Чтобы не было опасности и не было рисков ни химического, ни радиационного воздействия, требуется соблюдение герметичности упаковки, в которой находится ОГФУ в виде твердого вещества. Когда неграмотно говорят о том, что он может быть опасен в радиусе нескольких километров, речь идет о гипотетической аварии на производстве, где ГФУ находится в газообразном виде. В условиях транспортировки или хранения ОГФУ или ГФУ такой аварии не может произойти по определению. Если только Тунгусский метеорит упал бы в Новоуральске».
Некоторые опасения у наблюдателей также вызывает возможность радиационного облучения в ходе транспортировки. Но любой вид деятельности, при котором используется любое количество радиоактивного или ядерного вещества, попадает под лицензирование, которое подразумевает обоснование безопасности обращения с этим материалом, напомнил Алексей Екидин.
«Исходя из существующей нормативно-правовой базы, этот вид деятельности при нормальной эксплуатации не должен приводить к облучению человека более чем на 1 миллизиверт в год – это закон. Подзаконные акты в виде норм и правил устанавливают конкретные критерии к мощности дозы на поверхности данных контейнеров. Конечно, если человек в течение года будет кататься на этом контейнере туда-сюда, то полученная им доза будет выше, чем установленный законом миллизиверт. Если человек не находится в длительном непрерывном контакте с этим контейнером, то облучение не достигнет пределов годовой дозы для населения. Ни при каких условиях эксплуатации превысить этот уровень невозможно, – подчеркнул эксперт. – Один миллизиверт – это приемлемый уровень риска, при котором нельзя доказать влияние радиации на здоровье человека».
Предельное значение мощности дозы на поверхности контейнера при перевозке радиоактивных веществ, включая ОГФУ, устанавливается «Правилами безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» (НП-053-16). Это значение, конечно, выше, чем естественный уровень облучения. Но, согласно законам физики, при увеличении расстояния от источника мощность дозы снижается в квадрат расстояния. То есть на 10 м от источника она уменьшается в 100 раз. А на 100 м – сразу в 10 тыс. раз, и зафиксировать излучение от контейнеров будет уже невозможно, подсчитал Алексей Екидин: «Да, при транспортировке расстояние от контейнера до края железнодорожного полотна менее 10 м, но нет таких условий, чтобы человек в течение года без перерыва находился около такого состава».
На самом ЭХЗ для получения обогащенного продукта или дефторирования обеденный гексафторид проводят через газовую фазу, разогревая до 60 градусов. Все технические и инженерные решения, организация процесса направлены на то, чтобы источник находился под контролем. «Опыт эксплуатации любого разделительного производства ни разу не приводил к каким-то катастрофическим последствиям, результатом которых стало бы химическое или радиационное загрязнение, – заметил Алексей Екидин. – Прогнозируемые неблагоприятные исходы анализируются и заблаговременно предпринимаются необходимые действия по смягчению последствий инцидентов. На установке W-ЭХЗ не было ни аварий, ни инцидентов. В случае возникновения такой ситуации предусмотрены меры по ее ликвидации и минимизации последствий».
Все потенциально опасные особенности ГФУ известны, и для каждого из таких свойств разработаны и реализованы методы компенсации. Например, одной из особенностей данного материала является сильная зависимость его плотности от температуры: при нагревании он начинает расширяться. «Ни один контейнер иностранного или российского производства не заполняется на 100% ОГФУ или ГФУ. Заполнение происходит примерно на три четверти, чтобы этот эффект расширения не приводил к разрыву объема контейнера. Даже если материал при транспортировке разогреется до 60 градусов, давления внутри не хватит для того, чтобы разорвать лист толщиной более сантиметра, из которого сделан контейнер, – сообщил Алексей Екидин. – Испытания транспортно-упаковочных контейнеров подразумевают их проверку в режиме перегрузов – температурных, механических, вибрационных. Учитывается то, что может произойти при погрузочно-разгрузочных работах. Все испытания проходят как на стадии проектирования и выпуска первого экземпляра, так и впоследствии – каждый контейнер проходит проверку на герметичность, качество сварных швов. Это контролируется современными ультразвуковыми и рентгеноскопическими методами».
комментарии(0)