0
11275
Газета Наука и технологии Интернет-версия

24.12.2019 19:17:00

Монгольфьеры, аэропланы, Рождество и Новый год

Почтовые карточки рассказали, как воздухоплавание и авиация потеряли свою сказочность, став просто транспортным средством

Елена Желтова

Об авторе: Елена Леонидовна Желтова – кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН.

Тэги: история, культура, праздник, рождество, новый год, транспорт, технологии


история, культура, праздник, рождество, новый год, транспорт, технологии Аэропланы Санта-Клауса на открытках Джона Винча напоминают бипланы Фармана, Вуазена и при этом доносят нереальность этих первых в истории крылатых машин без фюзеляжей. Почтовая открытка, 1913 год

Если бы легенда о летящем на оленьей упряжке с мешком подарков Санта-Клаусе стала популярным рождественским преданием в начале XIX века, то очень вероятно, что кто-нибудь из художников-иллюстраторов детских книг, из первых рисовальщиков почтовых конвертов (не открыток еще! ), какой-нибудь Уильям Мюльреди, пересадил бы Санта-Клауса с оленей на монгольфьер.

От Наполеона до Санта-Клауса

Действительно, изобретенные в 1783 году во Франции братьями Монгольфье воздушные шары в начале XIX века были невероятно популярны. Шары с аэронавтами запускались в европейских городах по множеству поводов.

Наполеон, вступив в 1804 году на императорский престол, ввел обычай отмечать особенно торжественные события запуском воздушного шара. Он даже создал специальную придворную должность – «аэронавт официальных мероприятий».

Восхищаясь полетами изысканно декорированных шаров и подражая вкусу французского императора, европейская аристократия и люди более низких слоев общества охотно приобретали вещи с изображением монгольфьеров. Уловив желание публики, изготовители ювелирных украшений, часов, мебели, посуды, табакерок, футляров для спичек, игольниц, обоев, статуэток, вееров стали выпускать продукцию с сюжетами о полетах воздушных шаров. Но до рождественских открыток и украшений в те годы дело не дошло и не могло дойти.

Известная нам сегодня европейская традиция рождественских подарков и поздравлений сложилась лишь во второй половине XIX века. Первая рождественская открытка в количестве около 1000 экземпляров была изготовлена в Великобритании в 1843 году. А массовый выпуск рождественских открыток был налажен лишь в 1873 и 1874 годах, когда почтовые услуги стали доступны среднему европейцу.

В начале XIX века не было и Санта-Клауса. Он впервые появился в детском стихотворении «Визит святого Николая» (более известном под названием «Ночь перед Рождеством»), анонимно опубликованном 23 декабря 1823 года в газете небольшого городка Трой в штате Нью-Йорк, США. В 1844 году авторство признал профессор восточной и греческой литературы Клемент Кларк Мур. Он собрал воедино многие элементы европейских легенд, фольклорных персонажей и божеств и создал веселую сказочную историю о Санта-Клаусе. Само имя Санта-Клаус было образовано от датского произношения «святой Николай».

Святой Николай был популярен в Европе и, по преданию, в свой день рождения, отмечаемый 6 декабря, дарил детям подарки. В стихотворении Мура Санта-Клаус, хотя и зовется святым Николаем, уже на него не похож. По виду он добрый и забавный старичок-эльф с белой как снег бородой, с курительной трубкой во рту. Санта-Клаус разъезжает с мешком подарков на саночках с летающими оленями, а когда он смеется, то его животик трясется, «словно плошка, полная желе».

В последующие несколько лет после первой публикации стихотворение стало очень популярно, много раз переиздавалось и было переведено на другие европейские языки.

В 1863–1864 годах родившийся в Германии известный карикатурист Томас Наст дополняет образ Санта-Клауса. Теперь он – добродушный старик в красном костюмчике и черных сапогах. Но персонажем рождественских празднований в эти годы Санта-Клаус не стал – Рождество все еще оставалось религиозным праздником с соответствующими символическими изображениями.

17-15-4350.jpg
Показательные полеты первых аэропланов
производили на публику потрясающее
впечатление. В воздухе – аэроплан Фармана.
Почтовая открытка начала XX века
Культурное воображаемое

А тем временем воздушные шары, как никакой другой вид техники, вносили вклад в секуляризацию европейской культуры. В 1864 году во Франции было создано общество «содействия передвижению в воздухе», куда вошли многие знаменитые писатели: Виктор Гюго, Александр Дюма-сын, Александр Дюма-отец, Жюль Верн, Жорж Санд. Их произведения и высказывания о полете на воздушных шарах и о перспективах создания крылатой машины имели большой резонанс, меняя сознание общества.

Так, Виктор Гюго писал о том, что воздушные шары отменили запрет богов на полет человека. А по мотивам романа Жюля Верна «С Земли на Луну» («De la Terre a la Lune, Trajet direct en 97 heures 20 minutes», 1865) Жак Оффенбах написал оперу-феерию «Путешествие на Луну», премьера которой с успехом прошла 26 октября 1875 года в Париже и широко освещалась прессой.

Тем временем сами монгольфьеры становились символом грядущих социальных перемен. Осенью 1870 года в осажденном прусскими войсками Париже запускались шары, раскрашенные в цвета национального флага Франции. 7 октября 1870 года над улицей Монмартр поднялись три воздушных шара: желтый, белый и желто-красный. Виктор Гюго вспоминал, что, когда в воздух поднялся белый шар с тремя мужчинами, один из которых махал триколором, толпа воскликнула: «Да здравствует республика! » А один воздушный шар, который вынес из осажденного Парижа первые почтовые сообщения, был назван в честь самого Виктора Гюго.

В 1884 году совершает первый управляемый полет французский дирижабль La France. И следующий французский дирижабль будет иметь символическое для Франции название – La Republique («Республика»).

В начале 1890-х успешные полеты на планерах собственной конструкции демонстрирует немецкий воздухоплаватель Отто Лилиенталь. В 1894 создает свою крылатую машину известный изобретатель пулемета Хайрам Максим.

Так во второй половине XIX века полеты на летающих машинах становились и культурной реальностью, и частью «культурного воображаемого» европейского общества.

17-15-1350.jpg
Дед Мороз летит на дирижабле, высыпает
из мешка игрушки и подарки, а рядом
с дирижаблем порхает ангелочек с веточкой
вечнозеленого падуба – символа Рождества.
Почтовая открытка, конец XIX века, Россия
Но вернемся к Санта-Клаусу. Он наконец превращается в персонажа рождественских праздников. Это происходит после публикации в 1902 году книжки известного американского детского писателя Лаймена Френка Баума (автора сказки о волшебнике из страны Оз) под названием «Жизнь и приключения Санта-Клауса», которая сразу же стала популярной и в Европе. Тут, уже в художественной сказочной форме, появляются намеченные Муром история жизни Санта-Клауса, его внешний облик и рождественские предания, с ним связанные: Санта разъезжает на санях с упряжкой северных оленей, умеющих летать, он спускается на крышу каждого домика, где живут дети, и через печную трубу спускает подарки, а утром дети находят их в носочках и чулочках, развешанных около печки.

И в самом начале ХХ века, когда еще не было достоверно известно об успешных испытаниях аэроплана братьями Райт, изобретенного в 1903 году, на новогодних и рождественских открытках появляется Санта-Клаус, летящий на воздушном шаре. Он летит в корзине воздушного шара, увешанного рождественскими игрушками и конфетами (Германия, 1904), или стоит в корзине воздушного шара с елкой и мешком с подарками (США, 1907).

Авиационный модернизм

Тем временем энтузиасты воздухоплавания делали успехи в попытках создать аэроплан и дирижабль.

Уже в начале 1908 года французский авиатор и авиаконструктор Анри Фарман впервые исполнил круговой, с виражами, полет протяженностью в километр. А в августе 1908 года приехавший во Францию из США со своим бипланом Уилбур Райт продемонстрировал сенсационные для того времени продолжительные и виртуозные полеты, вызвав общеевропейский ажиотаж.

В том же августе 1908 года над кайзеровской Германией в демонстрационных целях летел огромный – 136 метров длиной! – дирижабль графа Цеппелина LZ4. Его полет, хотя и закончился катастрофой (уже пришвартованный к земле дирижабль внезапно загорелся), вызвал в Германии общенациональные подъем, ликование и невероятную популярность графа Цеппелина и его дирижаблей.

И тогда уже многие европейские издатели начинают выпускать рождественские открытки с изображениями аэропланов, воздушных шаров и дирижаблей. Среди них выделялся Джон О. Винч. Он создавал дорогие открытки, приглашал для их дизайна известных европейских художников, таких как Сэмюэль Шмакер.

В 1909–1913 годах в своем издательстве в Баварии Винч издал серию рождественских открыток с аэропланами, дирижаблями и воздушными шарами. На них мы видим наполненное рождественским сказочным настроением изображение Санта-Клауса на чудесных летающих аппаратах. Санта зависает над заснеженными домиками и флигелями европейских городков, подлетает к балкону, куда в ожидании рождественского чуда выбегают дети, или к окошку, к которому прильнули детишки.

Летающие аэропланы Санта-Клауса на открытках Винча напоминают бипланы Фармана, Вуазена, Райтов, доносят нереальность и воздушность этих первых в истории крылатых машин без фюзеляжей. На одной из открыток Санта-Клаус изображен на многокрылом (семь расположенных параллельно друг над другом крыльев по обе стороны сидящего с елкой и подарками Санта-Клауса) аэроплане, напоминающем многокрылую паровую летающую машину (1894) Хайрама Максима.

На открытках Винча чудесно выглядят и воздушные шары, и дирижабли, в гондолах которых с игрушками, подарками и наряженными елками Санта-Клаус подлетает к домикам и спускает подарки в печную трубу.

На открытках других издателей – другие рождественские сюжеты: снеговики, удивленно смотрящие на летящий биплан или дирижабль, фотоколлажи, когда на открытке на летящем биплане размещается фотография ребенка, которому адресовано поздравление. Иногда с дирижабля, на котором летит Санта-Клаус, смотрят ангелочки. На одной из открыток Санта-Клаус летит на дирижабле в снегопад и выбирает, куда бы ему приземлиться, глядя в подзорную трубу.

В России появляется рождественская открытка, где уже Дед Мороз летит на дирижабле, высыпает из мешка игрушки и подарки, а рядом с дирижаблем порхает ангел и машет веточкой вечнозеленого падуба с красными ягодками – традиционного символа Рождества. В России появлялись и рождественские открытки, на которых детишки летят на воздушном шаре или дирижабле.

17-15-5350.jpg
Карт-максимум с изображением советского
дирижабля. Набор из нескольких таких
филателистических сувениров предназначался
делегатам XVII съезда Всесоюзной
коммунистической партии (большевиков),
Москва, 26 января – 10 февраля 1934 года. 
Из коллекции А.А. Венгерова
На некоторых открытках с изображением Санта-Клауса, летящего на аэроплане, напечатаны рождественские поздравительные стишки. В них говорится и об аэропланах: «Санта на своем аэроплане прилетел» («Santa in his aeroplane has come») или «Санта покинул с оленями дом, / На аэроплане странствует он» («Santa left his reindeer home/ And in an airship now doth roam»).

На новогодних открытках известного издательства «Рафаэль Тук и сыновья» (серия выпущена в Германии) приход Нового года (с 1910 по 1913 год) знаменует летящий над заснеженным пейзажем цеппелин с цифрами наступающего года вдоль всего фюзеляжа. Тогда же в Германии появились елочные украшения, изображающие дирижабль, к которому прикреплены два белоснежных ангела, стоящих в серебристых гондолах с рождественскими елочками в руках, а на дирижабле выгравировано «Граф Цеппелин».

Так в начале ХХ века вариант модернизма, связанный с авиацией и воздухоплаванием, коснулся Рождества.

Романтизм суровой аэроэпохи

Но это были годы, когда и аэропланы, и дирижабли воспринимались в культуре не только как технические новшества. В представлении людей они были чудесны, мифологичны.

Летевший в 1908 году над Германской империей цеппелин LZ4 ассоциировался с гигантской рыбой, приплывшей с райских островов, или с воплощением мифологического верховного владыки. Аэропланы представлялись чудесным средством, способным унести человека к высшим мирам, ассоциировавшимся с божественным мироустройством. На рождественских открытках до начала Первой мировой войны воздушные шары, аэропланы и дирижабли проявляли свои мифотворческие качества: были чудесными средствами, доставлявшими Санта-Клауса из мира новогодней рождественской сказки, таинственными предвестниками еще не разгаданной наступающей аэроэпохи.

С началом войны романтический период авиации и воздухоплавания закончился. Аэропланы и дирижабли предстали перед глазами европейцев в качестве чудовищного оружия, несущего смертоносные бомбы. А после Первой мировой войны авиация потеряла свою сказочность, стала техникой, новым транспортным средством. И теперь уже в действительности Санта-Клаусы и Деды Морозы получили возможность летать на аэропланах. Но это была уже не история обогащения рождественских сказок образами чудесных летательных аппаратов, а история рождественских и новогодних авиашоу, авиаразвлечений.

В развлекательном ключе авиация и Рождество неразлучны и сегодня. Так, некоторые авиакомпании (Air Berlin, Air Canada) специально декорируют самолеты, летающие в канун Рождества, и устраивают шоу, когда при выезде самолета на взлетную полосу из люка над кабиной пилота машет рукой Санта-Клаус или после посадки из самолета выходит вереница Санта-Клаусов.

И тем не менее сказочные образы первых воздушных шаров-монгольфьеров, первых аэропланов и дирижаблей присутствуют в рождественских и новогодних праздниках и сегодня. И не только в виде елочных украшений. Точными репликами первых монгольфьеров был роскошно украшен московский ГУМ в канун Нового 2018 года. У центральной новогодней елки ГУМа были и дирижабли. А среди имитаций новогодних подарков, гирляндами развешанных с внутренней стороны парапетов по линиям 2-го и 3-го этажей, было немало бипланов.

Эти парившие под куполом ГУМа первые летающие машины несли с собой сказочное рождественское предчувствие чудесных перемен, которые – монгольфьеры в свое время, дирижабли и аэропланы в свое – они когда-то своим появлением привнесли в историю.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
2039
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
6488
Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Китай начал экспорт коммерческих систем воздушной доставки товаров

Михаил Сергеев

В России грузовые гражданские дроны и беспилотный транспорт существуют в основном на бумаге

0
9986
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
8864

Другие новости