1
16138
Газета Наука Интернет-версия

25.02.2020 18:54:00

Кадровые проблемы цифровой экономики

Квалифицированных специалистов готовится вдвое меньше, чем запланировано в нацпроектах

Гульнара Краснова

Александр Федотов

Об авторе: Гульнара Амангельдиновна Краснова – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и госслужбы.Александр Васильевич Федотов – доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и госслужбы.

Тэги: нацпроекты, цифровая экономика, кадры, специалисты


В национальных проектах, разработанных для достижения национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации на 2019–2024 годы, сформулированных в указе президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», большое место отводится подготовке кадров по образовательным программам профессионального образования всех уровней.

Цифровой предел

Действительно, один из фундаментальных факторов, влияющих на рост экономики, – высококвалифицированная рабочая сила. По мнению экспертов Всемирного банка (доклад «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации», 2018 год), в России возможность фундаментального технологического прорыва ограничивает уровень развития цифровых навыков, подготовки специалистов в области цифровых компетенций и квалифицированных выпускников в сфере цифровой экономики. Негативно сказываются также устаревшие образовательные программы, не предусматривающие развития ключевых компетенций в области цифровой трансформации.

Таким образом, вложение инвестиций в подготовку кадров для цифровой экономики в рамках нацпроектов представляется своевременным и обоснованным. В целом национальными проектами предусмотрены значительные объемы подготовки кадров по профессиональным образовательным программам всех уровней – всего более 72 млн человек. В том числе по программам среднего профессионального образования (СПО), включая подготовку квалифицированных рабочих и служащих, – 13,1 млн, по программам высшего образования (ВО) – около 1 млн, по программам дополнительного профессионального образования (ДПО) – около 68 млн человек.

Казалось бы, все это амбициозные цели, достижение которых обеспечит квалифицированными кадрами развивающуюся экономику страны. Но дьявол, как всегда, в деталях, а в нашем случае – в цифрах и показателях.

Прежде всего обратим внимание на то, что львиная доля потребности в кадрах обеспечивается обучением по программам ДПО (более 80% от общей потребности в обучении). Однако каких-либо корректировок государственной образовательной политики в сторону активного развития этого сектора профессионального образования пока не озвучивалось. Вопросы начинают возникать и при сравнении сегодняшних объемов обучения с запланированными в национальных проектах.

Например, по программам СПО сейчас готовится (в среднегодовом исчислении) вдвое меньше, чем запланировано. Предположить, что уже с 2019 года одномоментно контингент обучающихся по программам СПО и выпуск вырастут вдвое, было бы нереалистично – как с точки зрения ресурсного обеспечения системы СПО, так и по контингентам выпускников школ, которые поступают в организации СПО и ВО.

Аналогичная ситуация и с обучением по программам ДПО – по ним также необходимо скачкообразно увеличить контингенты обучаемых почти вдвое (обучено в 2018 году 6 млн человек, необходимо обучать в среднем в год 11 млн).

Пятилетку в один год

Рассмотрим показатели по подготовке кадров с высшим образованием в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».

В паспорте этого проекта утверждены показатели по приему на программы высшего образования в сфере информационных технологий по годам: в 2020-м – 60 тыс. человек, в 2021-м – 80 тыс., в 2022-м – 90 тыс., в 2023-м – 100 тыс., в 2024-м – 120 тыс. человек.

В то же время, по данным формы федерального статистического наблюдения № ВПО-1 за 2018 и 2019 годы и данным о контрольных цифрах приема на 2019/20 учебный год, в 2019 году на 29 направлений подготовки (специальностей), непосредственно относящихся к информационным технологиям, за счет всех источников финансирования было принято 99 206 человек. Таким образом, показатели нацпроекта уже фактически выполнены. На достижение заявленных показателей нацпроекта не потребуется дополнительных средств, так как все затраты уже покрываются и, очевидно, будут покрываться и далее за счет средств федерального бюджета и средств заказчиков.

В рамках этого же федерального проекта предусматривается обучение по онлайн-программам развития цифровой грамотности (программы ДПО) 10 млн человек к 2024 году. Но приходится констатировать, что запланированные объемы не обеспечиваются ни фактическим контингентом обучающихся, ни динамикой роста численности обучающихся. В 2014–2018 годы доля обучавшихся по программам ДПО с применением дистанционных технологий не изменялась и составляла 14%. Численность этой категории обученных в 2018 году составила около 0,84 млн человек.

Кроме того, в действующей форме федерального статистического наблюдения № 1-пк отсутствует конкретизация содержания программ ДПО. Это не позволяет однозначно утверждать, что все обученные по программам ДПО с использованием дистанционных технологий обучались именно по программам цифровой грамотности.

Возможно, разработчики национального проекта понимали под «обученными по онлайн-программам» в том числе лиц, получающих неформальное образование. Но выделение и учет такой категории граждан в федеральной статистике в настоящее время не предусматриваются. Следовательно, получить достоверные данные о лицах, получающих неформальное образование по программам ДПО, в настоящее время невозможно.

PRO «Науку»

Повышение квалификации научно-педагогических работников запланировано в рамках национального проекта «Образование». Показатель сформулирован следующим образом: «К 2024 году каждая образовательная организация высшего образования, обеспечивающая подготовку кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы, достигает следующих показателей… не менее 70% научно-педагогических работников постоянно обновляют свои профессиональные знания и компетенции…»

Конечно, не очень понятно, что означает термин «постоянно» (ежедневно? ежемесячно? ежегодно?). Но если считать, что он означает «ежегодно», то в сегодняшних реалиях ежегодно должны повышать квалификацию 160,5 тыс. научно-педагогических работников. Именно столько составляет 70% от общего числа научно-педагогических работников (основной персонал, без учета внешних совместителей) на 1 октября 2019 года – 220 334 человек.

Но в 2018 году повысили квалификацию 298 тыс. научно-педагогических работников организаций высшего образования, то есть 130% от численности научно-педагогических работников. Таким образом, уже сегодня показатель перевыполнен почти вдвое (в 1,86 раза).

Возможно, разработчики рассматриваемого федерального проекта предполагали, что к 2024 году численность научно-педагогических работников в образовательных организациях высшего образования увеличится почти вдвое, но из национального проекта «Образование» этого никак не следует.

Еще более интересно обстоит дело с обеспечением медицинских организаций квалифицированными кадрами, которое запланировано в рамках федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» нацпроекта «Здравоохранение». В нем предусматривается, что «численность врачей и средних медицинских работников в медицинских организациях, находящихся в ведении Минздрава России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и муниципальных образований», составит не менее (по состоянию на конец 2019 года): 2019 год – 1833 тыс. человек; 2020 год – 1856 тыс.; 2021 год – 1881 тыс.; 2022 год – 1908 тыс.; 2023 год – 1945 тыс.; 2024 год – 1994 тыс. человек.

По фактическим данным, имеющимся в открытом доступе на сайте Росстата, в 2019 году численность врачей и средних медицинских работников составила 1992 тыс. человек. Нетрудно заметить, что эта цифра примерно соответствует планируемому показателю 2024 года. Таким образом, показатель был выполнен уже в прошлом году.

Примеров некорректных данных и нестыковок в части показателей подготовки кадров в национальных проектах гораздо больше, чем приведено выше, и они есть и в других национальных проектах. В качестве наиболее типичных недостатков и причин их появления в национальных проектах можно выделить следующее:

– значения некоторых целевых показателей подготовки кадров как в перечисленных выше, так и в других национальных проектах представляются малообоснованными и не соответствующими реальному состоянию в настоящее время;

– имеют место случаи, когда в качестве итогов реализации национальных проектов планируются значения показателей подготовки кадров, которые фактически уже достигнуты или даже меньше значений по состоянию на начало реализации национальных проектов;

– возможной причиной некорректного определения целевых показателей подготовки кадров в национальных проектах являлось отсутствие координации между различными органами исполнительной власти, отвечающими за разработку и реализацию отдельных национальных проектов;

– вследствие некорректности определения ряда целевых показателей подготовки кадров имеются риски некорректного или неэффективного использования средств, выделяемых на цели реализации национальных проектов.

Возможно, особенно с учетом рекомендаций Государственного совета от 6 февраля 2020 года, назрела необходимость уточнить и доработать показатели подготовки кадров в национальных проектах. При этом надо обеспечить необходимую для корректного определения соответствующих целевых показателей информационную базу и координацию вопросов подготовки кадров в различных национальных проектах в едином центре.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Московские специалисты помогают восстанавливать города Донбасса

Московские специалисты помогают восстанавливать города Донбасса

Елена Крапчатова

Строительство важных объектов на новых территориях ведется по стандартам столицы РФ

0
8279
Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Внедрить производственную аспирантуру планируют уже в 2025 году

Елена Герасимова

Инженер в кандидатской степени

0
6562
Выгода быть здоровым

Выгода быть здоровым

Виталий Барсуков

Эксперты рассказали о здоровьесберегающих технологиях

0
16186
Белоруссии нужны политически грамотные инженеры

Белоруссии нужны политически грамотные инженеры

Дмитрий Тараторин

Минск начал системную борьбу за информационную безопасность

0
3895

Другие новости