0
11851
Газета Наука Интернет-версия

24.03.2020 18:23:00

В повестке дня – создание космического человека

От первого отряда космонавтов до первого ребенка, который родится вне Земли – не более 100 лет

Сергей Кричевский

Об авторе:

Сергей Владимирович Кричевский – космонавт-испытатель, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Москва.

Тэги: космос, космонавтика, космический человек, луна, марс, человечество, эволюция, цивилизация


космос, космонавтика, космический человек, луна, марс, человечество, эволюция, цивилизация Уже в XXI веке эксперты прогнозируют рождение детей и постоянную жизнь людей в околоземном космосе. Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея». 1968

В апреле 1959 года был создан первый отряд астронавтов NASA, США (7 человек), в марте 1960 года – первый отряд космонавтов СССР (20 человек). С тех пор деятельность по освоению космоса имеет сверхзадачу: создание «космического» человека и человечества для выживания и развития нашей цивилизации в пространстве «Земля + Космос». Прообраз космического человека создан за 60 лет опыта отбора, подготовки, полетов людей в космос, длительной жизни вне Земли. Получены важные результаты, но на сегодня достигнуты пределы в этой деятельности.

Для дальнейшей экспансии человека в космос необходимы выход за эти пределы, снижение рисков и обеспечение безопасности, создание комфортных условий, развитие человека с использованием новых технологий. Начинается 3-й период космической эры, на повестке дня в XXI веке – рождение детей, постоянная жизнь людей в новых поселениях в околоземном космосе, на Луне и Марсе. В начале отбора, подготовки и выполнения первых полетов главной проблемой было технически осуществить полет человека в космос, обеспечить его выживание и возвращение на Землю. В начале космической эры никто не ставил и не решал проблему создания космического человека, но в 20-е годы XXI века она становится приоритетной для дальнейшего освоения космоса.

Эволюция космического человека

Космический человек – следующий этап эволюции земного человека разумного, который осознает свое космическое предназначение, мотивирован, стремится и готов лететь в космос, жить вне Земли или родился, способен жить вне Земли или постоянно живет в космосе.

Используя подход к эволюции космического человечества, представим процесс эволюции космического человека в виде нескольких стадий.

1-я стадия. «Космический мечтатель, живущий на Земле». Зачат, родился и живет на Земле, осознает свое космическое предназначение, мотивирован и стремится к полетам в космос и жизни вне Земли.

2-я стадия. «Космонавт с Земли». Зачат, родился, живет на Земле, осознает свое космическое предназначение, мотивирован, готов и способен летать в космос и жить вне Земли, возвращаясь на Землю.

3-я стадия. «Рожденный вне Земли». Зачат, родился вне Земли и способен постоянно жить в космосе в сообществах людей в космических поселениях, летать на Землю и возвращаться в космос.

4-я стадия. «Идеальный, абсолютный космический человек». Зачат, родился, вырос, социализировался, адаптировался, реализовался и прожил всю жизнь вне Земли в сообществах людей в космических поселениях в околоземном космическом пространстве, на Луне, Марсе и т.д.

Эти четыре стадии – восходящие ступени создания, эволюции космического человека, сложный процесс появления новых свойств и возможностей у земного человека. Это подразумевает космизацию индивидуального и общественного сознания, возникновение и трансформации космического человека в новых сообществах людей на Земле, в околоземном космосе, на Луне, Марсе, в Солнечной системе…

Идеи и реалии

Идеи о жизни и эволюции человека и человечества в космосе отражены в трудах писателей, философов, ученых, инженеров: Жюль Верн, Константин Циолковский, Герман Ноордунг (Поточник), Иван Ефремов, Валентин Лебедев, Станислав Лем, Стивен Хокинг… Их проекты охватывают весь спектр гипотез, трансформаций человека, сценариев эволюции при освоении космоса.

Космонавтика, космическая деятельность реализуют потребности общества в освоении космоса, но процесс идет с отставанием от темпов, прогнозов начала космической эры. После эйфории первых полетов в околоземный космос, на Луну, идеи экспансии поблекли. Причины очевидны: технологические проблемы и экономические ограничения; задержки перехода к новым технологиям; рост глобальных проблем на Земле.

Сегодня космические полеты идут в парадигме демонстрации флагов государств, новых возможностей, рекордов, коммерциализации. Не поставлены цели экспансии для постоянной жизни вне Земли, колонизации Луны и Марса.

Постоянная жизнь в космосе необходима по двум главным причинам:

1) спасение и выживание в случае глобальной катастрофы на Земле;

2) жизнь в космосе (качество, безопасность и т.д.) не хуже или лучше, интереснее, чем на Земле.

Риски глобальной катастрофы растут, необходимо расселение человечества вне Земли, к чему призывал еще Константин Циолковский («Вне Земли», 1920) и его последователи в XX веке, обосновывая это перенаселением Земли и другими земными и космическими угрозами, предлагая отселять людей в космос.

Но в XXI веке стало ясно: нет необходимости и возможности отселять людей в космос из-за сокращения темпов роста и стабилизации населения Земли (приблизительно на уровне 12 млрд человек к концу века) и отсутствия технических и экономических возможностей массовой экспансии и жизни вне Земли. Не решены и вопросы безопасной и достойной постоянной жизни вне Земли, репродукции человека, выращивания детей в космосе.

Сценарий № 1 (спасение) актуален, но пока нереализуем из-за технологических и других ограничений. А сценарий № 2 (постоянная жизнь в космосе) реальнее и может стать основой и для первого.

Какие технологии потребуются

Существуют две группы технологий создания «космического» человека:

1) отбора и подготовки космонавтов; обеспечения безопасности полетов, жизнедеятельности в околоземном космосе, на Луне, при возвращении на Землю и др.; рождения детей, постоянной жизни вне Земли, колонизации Луны, Марса;

2) социальные технологии, на их основе – новые космические сообщества: сообщество космонавтов, 1-е космическое государство Асгардия, Всемирный космический союз, космическое человечество и др.

За 60 лет с момента создания первых отрядов космонавтов предложены сотни проектов, готовятся новые. Разделим их на две группы.

1-я группа. Проекты полетов людей в космос на кораблях и станциях. Выделим: 1-й полет человека на корабле «Восток-1» (1961, СССР); программу «Аpollo» (1968–1972, США); орбитальный комплекс «Мир» (1986–2001, СССР и Россия); Международную космическую станцию (с 1998 года, США, Россия, ЕС и др.).

2-я группа. Новые проекты полетов, временных и постоянных космических станций, баз, поселений для безопасной, комфортной жизни в околоземном космосе, на Луне, Марсе, основанные на новых технологиях, в том числе экологичных, включая: транспортные, жизнеобеспечения, искусственной гравитации, защиты от радиации; наноскафандры; роботы–помощники космонавтов; 3D-принтеры для биопечати, ремонта, строительства из внеземных ресурсов.

Не обойтись и без ряда новых проектов и технологий, предусматривающих зачатие и рождение первого ребенка в космосе. Скорее всего это может произойти уже в ближайшие 15–20 лет. Следовательно, потребуются и технологии выращивания, обучения и воспитания детей вне Земли.

4-10-4350.jpg
Фактически уже сегодня на орбите Земли
существует космический поселок городского
типа - Международная космическая станция.
Фото Pixabay
Имеющийся опыт

Всего в отборах на полеты в космос за всю историю земной космической эры участвовало около 100 тыс. человек. Около 1000 были отобраны, из них готовились и слетали в космос 565 человек (1–7 раз), в том числе 12 были на Луне. Суммарное время всех полетов людей в космос составляет приблизительно 140 лет.

1-я стадия. Сегодня в мире около 150 активных космонавтов, 6 – на МКС около Земли, меняются в среднем каждые полгода, другие – готовятся к полетам (данные на 01.01.20).

Получены важные результаты, но достигнуты пределы. Свойства, особенности человека, риски, технологии, опыт – все это пока ограничивает непрерывное пребывание человека в невесомости до 1,5 года на орбите высотой 300–500 км над Землей. Максимальное пребывание на поверхности Луны – около трех суток (75 часов).

2-й стадии космического человека достигло примерно 1000 человек. Это – сообщество космонавтов, ядро космического человечества (к сожалению, из них 23% уже ушли из жизни).

Важную роль играет система отбора. Открытые конкурсы – это тесты общества на «космическую зрелость», стремление освоить космос и пример для новых космических людей 1-й стадии: их в мире уже несколько миллионов человек. Так, новые импульсы экспансии дает самоорганизация космических людей в проекте первого цифрового космического государства Асгардия (с 2016 года), в нем участвует около миллиона человек, создается структура для освоения космоса.

Риски и ограничения

На 2-й стадии космического человека возникают значительные риски при отборе и подготовке к полетам. Они резко возрастают, особенно при запуске в космос, возвращении на Землю: в четырех из 319 (1%) полетов погибли 18 из 565 космонавтов (3%).

Основные риски для человека в длительных полетах определяются двумя факторами: 1) пребывания в невесомости; 2) повышенного уровня радиации. Эти факторы воздействуют совместно, вызывая негативные последствия, в том числе отдаленные, влияя на работоспособность, повышая вероятность заболеваний, ограничивая время безопасного пребывания в космосе. Полеты идут в условиях длительной невесомости, без систем искусственной гравитации (предложены, но не реализованы). Нет надежной защиты от радиации вне Земли, особенно в открытом космосе, высока опасность вспышек активности Солнца, потоков галактических космических лучей в полетах по высоким орбитам, за пределы магнитосферы Земли.

Но особенно серьезны риски 3-й стадии эволюции космического человека. Они достигнут максимума на 4-й стадии. Высока вероятность патологий из-за неблагоприятных воздействий на организм с учетом индивидуальных особенностей при зачатии, рождении детей, постоянной жизни вне Земли в новой окружающей среде, где возможны экстремальные ситуации. Следствием может стать высокий уровень смертности, вырождение человека в космосе, вынужденное возвращение на Землю.

Важное значение имеют и социальные риски: индивидуальная жизнь космического человека, его безопасность и деятельность в космосе еще в большей зависимости от социума и техники, чем на Земле.

Академик РАН Никита Моисеев после выступления в Политехническом музее Москвы в 1999 году на мой вопрос о дальнейшем освоении космоса человеком, расселении вне Земли ответил, что это затухающий процесс: дальше Луны пребывание человека, его длительная жизнь невозможны. Мы – земные существа, чтобы жить в космосе, необходимо стать другими, но это будут уже не люди, далее Луны осваивать космос можно, только используя автоматы.

По существу, перед человеком и человечеством стоит вечный вопрос, но в новой, «космической» интерпретации: быть или не быть земному человеку и человечеству космическим, космической цивилизацией, чтобы выживать, устойчиво развиваться, достичь бессмертия во Вселенной?

Одно из новых ограничений при отборе и подготовке космонавтов – генетическое, учитывающее риски, в том числе из-за индивидуальных особенностей организма. Сегодня уже разработаны генетические критерии и тесты такого отбора.

Самое главное ограничение: космический человек должен остаться и быть самим собой, то есть человеком, а не превратиться в киборга, биоробота и т.п. Это определяет пределы трансформации человека, в том числе и использования новых технологий: нано-, био-, инфо-, когнитивных и социогуманитарных (NBICS), роботов, искусственного интеллекта, виртуальной реальности. Все это имеет важное значение для космического будущего человека и человечества или возможного перехода к постчеловеческой эволюции.

Перспективы и выводы

Они в значительной мере зависят от политических, социально-экономических и экологических условий на Земле, но в решающей мере – от разработки и реализации принципиально новых технологий полетов, обеспечения безопасности, комфортных условий жизнедеятельности в космосе, от создания новых социальных структур – космических сообществ для постоянной жизни вне Земли.

Новые космические сообщества (к ним относится и космическое государство Асгардия) – основа создания, становления космического человека, организации космического человечества. К 100-летию космической эры в 2057 году или до конца XXI века можно поставить цель: создать постоянное сообщество из 100–1000 космических людей вне Земли.

Вот как выглядит прогноз члена-корреспондента РАН летчика-космонавта Валентина Лебедева: «Потоки людей будут нарастать, и когда-то в космосе родится первый человек. Начнется эра внеземной цивилизации, корнями уходящая в нашу планету, крона которой будет формироваться за ее пределами… Крона жизни, разрастаясь, даст ответвления от тех, кто там родится. Так появится Человек Космоса» (Лебедев В. «Человек космоса» // Наука и жизнь. 2010. № 2).

Процесс создания космического» человека – на переходе от 2-й к 3-й стадии, который может произойти в XXI веке или зациклиться на 2-й стадии. «Моментом истины» станет реализация массовой репродукции людей вне Земли с их дальнейшей постоянной жизнью в космосе.

Возможны сценарии, когда космический человек на 3-й и 4-й стадиях начнет деградировать, вымирать, будет вынужден вернуться на Землю, уйдя в виртуальное освоение космоса. Или продолжит экспансию на 4-й стадии с другими вариантами эволюции – трансформации в постчеловека. Итак…

1. У человечества есть «окно возможностей» для создания космического человека и экспансии в космос. Человеческая цивилизация «беременна», и вскоре произойдет важное историческое событие: рождение первого космического ребенка вне Земли.

2. Остается открытым главный вопрос: сможет ли идея экспансии человека в космос в XXI веке стать массовой, получить реальную политическую, правовую, экономическую и технологическую поддержку от космических государств и корпораций, космических, научных и других сообществ земного человечества – мирового сообщества в лице ООН, влиятельных институтов, чтобы человечество стало космическим?

3. Критически важна 3-я стадия: репродукция человека вне Земли, возможная через 10–20 лет. Формируется рынок технологий, услуг. Но уже преобладают факторы космической гонки, конкуренции, коммерциализации, нет «правил игры», контроля, координации целей, деятельности и ресурсов.

4. Для управления процессом создания космического человека необходим единый международный мегапроект для разработки комплекса новых технологий безопасности и жизнедеятельности человека в космосе.

5. Особое значение имеют опережающая разработка правил и ограничений, организация безопасной и достойной постоянной жизни людей в космосе, включая дополнение и реализацию основных прав человека и принципов биоэтики, социальных гарантий для космического человека.

6. Для решения всех этих и многих других сопутствующих проблем предлагается организовать международный центр исследований космического человека. 

Использованы материалы публикаций:Krichevsky S. Creation of a «Cosmic» Human: Ideas, Technologies, Projects, Experience, Risks, Limitations and Prospects // Future Human Image. 2020. Vol. 13.Кричевский С.В. «Космический человек»: идеи, технологии, проекты, опыт, перспективы // Воздушно-космическая сфера. 2020. № 1.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Многоразовый орбитальный самолет одноразового использования

Андрей Ваганов

Космический челнок «Буран» до сих пор остается во многом непревзойденным научно-техническим проектом СССР

0
901
Россия как самодостаточная цивилизация

Россия как самодостаточная цивилизация

Михаил Ковальчук

Необходимо напомнить миру, что он состоит не из интернет-пузырей

0
2231
Региональная политика 4-7 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 4-7 ноября в зеркале Telegram

0
1973
Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Дмитрий Калантаров: "Музыкальные спектакли в драматических театрах, в кукольных и ТЮЗах – это как наводнение, в хорошем смысле"

Марина Гайкович

Продюсер фестиваля "Музыкальное сердце театра" о том, как развиваются и проект, и жанр

0
3995

Другие новости