0
6806
Газета Наука и технологии Интернет-версия

21.04.2020 17:41:00

Большой стиль научно-технической пропаганды – 4

Как происходил турбулентный переход к эпохе научпопа и чем это закончилось

Тэги: история, политика, общество, наука, пропаганда, государство, власть

Окончание. Начало см. в «НГ-наука» от 26.02.20, 25.03.20, 08.04.20

история, политика, общество, наука, пропаганда, государство, власть В эпоху научпопа коммуницируют уже не столько по поводу науки, сколько по поводу того, что когда-то было научным знанием. Фото автора

Еще в совсем не таком уж и далеком 1981 году выпуск научно-популярной литературы в СССР составил 2451 наименование общим тиражом 83,2 млн экземпляров. Впечатляет и динамика роста тиражей научно-популярных изданий в то время: в 1940 году не выше 13 млн экземпляров; в девятой пятилетке (1971–1975 годах) – около 70 млн ежегодно.

Споры о терминах

Показательно, что как раз в конце 1950-х в СССР начинается работа по осмыслению и анализу популяризации науки. Мало того, научная популяризация как таковая становится объектом исследования академических ученых. Пожалуй, первым исследователем в этом направлении была Э.А. Лазаревич. В 1957 году Элеонора Анатольевна защитила диссертацию «Советские ученые как писатели – пропагандисты науки». В этой работе Э.А. Лазаревич отмечает как бы исходную точку начала изучения научной популяризации в СССР: «Изучение и издание научно-популярной литературы все еще не соответствует ее новой роли в жизни советского народа. До сих пор не налажен статистический и тематический учет популярных произведений о науке. Нет единого центра, призванного в союзном или республиканском масштабе планировать издание научно-популярной литературы, осуществлять контроль за ее выпуском и пропагандировать ее. Следствием этого является рассредоточение лучших авторских кадров и серьезные недочеты в тематике изданий: дублирование одних и забвение других – не менее важных – вопросов науки и техники. Разработка теории научно-популярной литературы ведется крайне медленно и силами небольшой группы энтузиастов…»

И хотя анализ, проведенный Э.А. Лазаревич, в основном сводился к комментированной хронологии – причем комментированной с точки зрения марксистской идеологии (см., например, ее более позднюю работу: Лазаревич Э.А. Популяризация науки в России – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 244 с.), – сам по себе этот факт говорит о постепенном осознании важности популяризации науки в обществе. Принципиально важен один из выводов, к которому приходит Лазаревич: «Термины «научно-популярная» и «научно-художественная» литература не имеют принципиального различия, противопоставление их неправомерно. И в том и в другом случае это научная и популярная литература, и в том и в другом случае она должна быть художественной».

Выдающимся автором научно-художественной литературы был Даниил Семенович Данин. «Книги его зачитываются до «полураспада»: стотысячные тиражи «Резерфорда» и «Нильса Бора» исчезают с библиотечных полок (я уже не говорю о «Неизбежности странного мира», трижды повторенной в первой половине 60-х годов); вряд ли можно найти интеллегентного читателя, который не знал бы имени Данина, но как-то специфически: «Ах да, это про ученых! Пути в незнаемое, физики и лирики и все такое прочее… как это?.. научно-художественное», – отмечал литературовед Лев Аннинский в предисловии к сборнику избранных произведений Д.С. Данина (1984).

Но в активе Д.С. Данина и очень глубокая теоретическая статья «Жажда ясности», впервые опубликованная в 1960 году в журнале «Новый мир». В отличие от работ Э.А. Лазаревич Данин не пытается выстроить и прокомментировать хронологию, историю популяризации науки. Его цель – разобраться во внутренней логике этого жанра. Выводы, к которым он приходит, выглядят парадоксально, но очень точны: «Когда итоги науки доступны всякому любопытствующему, как это часто бывает в искусствоведении, популяризация и не нужна. Когда недоступны, как это еще чаще случается в естествознании, популяризация необходима. Но почти невозможна. И наша тоска по простоте – это на самом деле жажда ясности, когда знание в деталях нам недоступно».

Потребность в осмыслении научной популяризации нарастала.

На академическом уровне

В апреле 1969 года в Тбилиси состоялась Первая всесоюзная конференция научных журналистов.

В 1970 году Всесоюзная секция пропаганды науки и техники Союза журналистов СССР совместно с факультетом журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова и с группой ученых стали инициаторами создания сборника «Наука и журналист». (В редколлегию издания, кстати, входила и Э.А. Лазаревич.) Тридцать статей, вошедших в сборник, были посвящены очень широкому кругу тем – от «В.И. Ленин и популяризация знаний» (И. Иноземцев) до «Иллюстрация в научно-популярном произведении» (Ф. Рабиза).

table 6 15 650.jpg
Составлено автором
В контексте нашей темы интерес представляет оценка аудитории потребителей научной популяризации в начале 1970-х. «В наше время интерес к публикациям о науке резко возрос, – отмечал старший преподаватель кафедры философии Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта В. Коган. – Полезно остановиться на данных, полученных в ходе социологического обследования читателей «Известий» (1968). Установлено, что материалы о науке не всей аудиторией воспринимаются одинаково. Систематически читают их 50% опрошенных, частично – 38%. Только 7% совсем не проявляют к ним интереса. Не так уж плохо, если учесть, что материалы по экономике, публикуемые в той же газете, не читают 14%, а систематически обращаются к ним лишь 23%».

Научно-популярный жанр и на академическом уровне рассматривался в то время как вполне равноправный и равноценный, но в то же время автономный элемент в системе научной информационной коммуникации, в системе научной литературы в целом. «Было бы крайне важно понять, какие именно книги правильно относить к числу научных книг, и найти критерии, по которым их можно выделить из массы общей книжной продукции, – ставили себе цель авторы коллективной монографии «Научные коммуникации и информатика» (1976). – С более или менее значительными оговорками из числа научных книг и брошюр можно исключить научно-популярную литературу (половину которой составляют массовые издания по искусству, литературоведению и общественным дисциплинам), а также производственно-инструктивную литературу (подавляющее ее большинство составляют специальные виды технической литературы) и программно-методические издания (в основном брошюры специального назначения)».

От научно-популярного книгоиздания не отставала и периодика. В 1974 году в СССР выходили 48 научно-популярных журналов. Всего же периодических научно-популярных изданий было 83.

Напомним, как раз в 1974 году тираж, например, журнала «Моделист-конструктор» составлял 400 тыс. экземпляров. И это был еще не предел. Ежемесячный иллюстрированный научно-технический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина для пионеров и школьников «Юный техник» в 1978 году выходил тиражом 870 тыс.!

К середине 1980-х годов каждая двадцатая книга в СССР – научно-популярная. Причем половина тиража советских научно-популярных изданий приходилась на издательство научно-популярной литературы «Знание», созданное в 1951 году. «Знание» выпускало целую серию научно-популярных периодических изданий под общим названием «Новое в жизни, науке и технике». Число подписчиков на издание этой серии в области естественных наук и техники в 1980 году превысило 1300 тыс. А накануне распада СССР, в 1990 году, было выпущено 2268 наименований научно-популярной литературы, тираж которой составил 218,3 млн экземпляров. И мы этим законно гордились…

Индикатор «температуры» общества

Уже вполне фундаментальная библиотека серьезных научных исследований и общественно-политической публицистики посвящена процессам трансформации научно-технической сферы в России после 1990 года. Исходя из целей нашей статьи, ниже мы рассмотрим процессы, происходившие в сфере популяризации науки на фоне трансформации научной сферы в СССР/России.

По данным опросов ВЦИОМа, в начале 2000-х годов только 1% россиян считали профессию ученого престижной. И это не случайные артефакты статистической выборки…

Такое снижение престижа науки и ученых (хотя, строго говоря, это не одно и то же для общественного сознания) произошло за исторически кратчайшее время. Ведь, например, в 1967 году в СССР было 770 тыс. человек научных работников. Этот показатель составлял почти 1% (0,94%) от общей численности рабочих и служащих. А общее число занятых в сфере науки и научного обслуживания составило 2860 тыс. человек. Через 20 лет, в 1992 году, в России на 10 тыс. человек трудовых ресурсов приходилось 93 исследователя. Для сравнения: в США этот показатель составлял 76 человек (Наука в России в цифрах: 1993 – М.: ЦИСН, 1994). Именно на 1970–1980-е годы, как мы отмечали выше, пришелся расцвет научно-популярного жанра в СССР.

Но и тираж только одного американского научно-популярного журнала Scientific American в 1980-е годы тоже достигал 7 млн экземпляров в год (то есть более 580 тыс. в месяц). В те же годы ежемесячный тираж другого «монстра» американского научпопа, журнала Discover, составлял 750 тыс. экземпляров.

Таким образом, ситуация с процветанием научно-популярного жанра в СССР была отнюдь не уникальной. Он процветал (и процветает) всюду, где было (и продолжается) промышленное, индустриальное развитие экономики.

Например, в тех же США в 1972–1978 годах 52–60% опрашиваемых были убеждены, что наука приносит больше пользы, чем вреда; противоположной позиции придерживались от 2 до 5% американцев. (В Англии этот показатель был еще выше: в 1990 году 76% опрошенных считали, что наука улучшает ситуацию в мире.) Подобный настрой общественного мнения остается на удивление стабильным. Опрос, проведенный в 1998 году в США, показал, что интерес к науке и технике среди американцев оставался велик: 70% опрошенных заявили, что интересуются этими проблемами (Наука и жизнь, 1999, № 2).

Синхронизация показателей интереса к науке (причем позитивного интереса) на определенных временных отрезках в странах с различным политическим строем (США, ЕС и СССР) сама по себе очень любопытна. В связи с этим можно предположить, что степень процветания научно-популярного жанра – это величина инвариантная для определенного типа (этапа) развития любого общества. Конкретно – для индустриального и постиндустриального этапов, вне зависимости от политического строя.

Научно-популярный жанр (тиражи научно-популярной литературы и периодики, в частности) – всего лишь своеобразный индикатор «температуры» общества по отношению к научно-технологической сфере. Даже еще в 1988 году на ежегодный Всесоюзный конкурс на лучшие произведения научно-популярной литературы поступило 400 изданий из центральных, республиканских и местных издательств как на русском, так и на других языках народов СССР. Дальнейшая динамика говорит сама за себя: 1989 год – на аналогичный конкурс поступило около 300 произведений; 1990 год – 250 произведений; 1991 год – около 100. «Это значительно меньше, чем в прошлые годы, – констатировала в 1993 году редакция журнала «Наука и жизнь». – Но жизнь продолжается, и есть надежда, что замечательная традиция не угаснет». Увы, это было последнее с тех пор упоминание о конкурсе на лучшие произведения научно-популярной литературы.

Косвенным подтверждением сказанного может служить сокращение продолжительности «жизни» новых научно-популярных журналов, возникших в конце 1980-х – начале 2000-х (см. таблицу).

Другими словами, можно сказать, что новый научпоп, за редким исключением, долго не живет. Именно промышленное развитие тянет за собой развитие системы научно-популярной периодики и литературы. Не наоборот. «За последние 10 лет (с 1995 года) ассигнования государства на оборонные заказы, поддержку высокотехнологичных отраслей, прежде всего электроники, сократились в 8–10 раз. Государство не то чтобы делает шаг вперед к шестому технологическому укладу, но шаг назад – от пятого технологического уклада». Без электроники, подчеркивал нобелевский лауреат, академик Жорес Алферов, не может быть и современной экономики. К концу 1990-х даже в основных отраслях, которые формируют ВВП, уровень износа основных фондов был закритический: в нефтегазовой он близок к 65%, в нефтепереработке – к 80% («Ведомости», № 234, 12 декабря 2006).

В 1994 году соотношение расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки между США и странами Африки составляло примерно 54,3.1. Этот градиент НИОКР и стал определяющим для мирового политического развития. Логика технологической экспансии определяет логику экономическую и политическую. В 2003 году внутренние затраты на исследования и разработки в США и в России составили 28 584,3 млн долл. и 1317,2 млн долл. соответственно. Соотношение – 17,4.1. Конечно, это в три раза лучше, чем Африка в сравнении с США, но, чтобы оставаться адекватным реальности, сравнивать отечественные показатели приходилось с Африкой, в лучшем случае – с Южной Америкой.

Поэтому и нет ничего удивительного в том, что в 1994 году за поддержку науки из госбюджета высказались только 8% опрошенных россиян (Вестник Российского гуманитарного научного фонда, № 1, 1996). Опрос, проведенный в конце 1990 – начале 1991 года Институтом истории естествознания и техники АН СССР совместно с секцией социологии науки Северо-Западного отделения Социологической ассоциации Академии наук среди 800 человек (400 – случайная выборка, 400 – студенты технических вузов Санкт-Петербурга и Петрозаводского университета), показал: в Петербурге 56% опрошенных высказали мнение, что ученые больше думают о своих абстрактных проблемах, чем об интересах простых людей; 42,2% полагали, что ученые просто удовлетворяют свою любознательность за государственный счет.

Турбулентные процессы, происходившие в научно-технической сфере после распада СССР, хорошо иллюстрируются «мутациями» в названии и статусе ведомства, которое должно было бы отвечать за разработку и реализацию государственной научно-технической политики (ГНТП).

Показательно, что современное (с 2018 года) название министерства, отвечающего за реализацию ГНТП, почти полностью повторяет название, которое было у ведомства в 1991 году: Министерство науки и высшей школы РФ и Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ соответственно. За это время, с 1991 по 2020 год, данное министерство претерпело шесть переименований и изменений статуса. И это если еще не считать легендарного Федерального агентства научных организаций (ФАНО).

Фазовый переход в научпоп

Круг – или, если угодно, вихрь – замкнулся. Все снова на исходных позициях почти тридцатилетней давности. Закономерно, что в российском обществе 1990 – начала 2000-х, отрицательное или в лучшем случае настороженное отношение к науке стало нормой. В 1998 году у 58% опрошенных студентов старших курсов пяти московских вузов технического, естественного и гуманитарного профиля российская наука вызывала негативные ассоциации (Вестник Российской академии наук, т. 69, № 3. 1999).

Но при этом важно подчеркнуть еще раз один принципиальный аспект происходивших процессов в сфере популяризации науки и техники. Этот сложный, противоречивый процесс «мутации» научной сферы (включая и систему научной популяризации) накладывается на очередной общемировой цикл популяризации науки – Popular Science (научпоп). В 2010-х годах уже и сам феномен Popular Science стал объектом серьезных науковедческих исследований.

В эпоху научпопа коммуницируют уже не столько по поводу науки, сколько по поводу того, что когда-то было научным знанием, то есть по поводу популярной интерпретации знаний. И по своей природе научпоп – это часть развлекательного бизнеса. Другими словами, потребитель научпопа тоже получает знание, но это не научное знание. Сегодня публика сталкивается с научным знанием в ненаучной среде.

Если присмотреться к окружающей социальной реальности, то можно заметить и еще более тонкий нюанс: нарастание интереса к научпопу как таковому, но не к науке. Она, Popular Science, создала симулякр «научного» знания, по поводу которого и происходит коммуникация в современном обществе. Наука пошла в массы – к чему, кстати, всегда ее и призывали, а иногда и директивно требовали – и заразилась там всеми присущими массовому сознанию болезнями. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
1011
В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

В ядерном центре города Сарова прошло совещание по искусственному интеллекту

Михаил Сергеев

В университете имени Сергея Королева в Самаре создается Центр интеллектуальных беспилотных авиационных систем

0
909
В Бангладеш судят дочь основателя государства

В Бангладеш судят дочь основателя государства

Владимир Скосырев

Процесс в Дакке может усилить позиции исламистов

0
909
Зеленский призвал Навроцкого укреплять друг друга

Зеленский призвал Навроцкого укреплять друг друга

Наталья Приходко

Киевские СМИ напомнили, что новый президент Польши выступал против приема Украины в НАТО

0
1100

Другие новости