0
6005
Газета Наука Интернет-версия

26.05.2020 18:20:00

Возможности мозга ребенка кое в чем превосходят мозг взрослого человека

Играя с детьми – смотрите им в глаза

Тэги: мозг, биология, медицина, физиология, дети, ребенок


мозг, биология, медицина, физиология, дети, ребенок Иллюстрация Pixabay.com

Принстон, что неподалеку от Филадельфии, славен не только тем, что там пытался создать единую теорию поля Альберт Эйнштейн, предсказавший существование гравитационных волн пространства-времени за век до их реальной регистрации. Есть в университете известная специалистам Принстонская беби-лаборатория, в которой исследуются механизмы обретения детьми языка и понимания окружающего мира, развития детского мозга и умения играть со взрослыми. Недавно из лаборатории пришло сообщение о завершении программы исследования реальной коммуникации детишек со взрослыми, по ходу осуществления которой они вдруг оказываются «на одной волне» общения.

Известно, что нейронная синхронизация, сопряжение (coupling), имеет большое значение для социализации и обучения, особенно языкового. Но раньше речь шла о взрослых, мозг которых сканировали с помощью функционального МРТ (фМРТ). В Принстоне же для этого использовали новый метод околоинфракрасной спектроскопии (NIRS – Near InfraRed Spectriscopy). Дело в том, что инфракрасные лучи способны глубоко проникать в мозг. К исследованиям были привлечены 42 ребенка возрастом от 9 до 15 месяцев, у 18 из них были получены надежные результаты.

В одних случаях взрослый пять минут непосредственно общался с ребенком, играя, исполняя песенки и читая книжку, в других – разговаривал с другим исследователем в присутствии ребенка, игравшего с родителем. На головах ребенка и взрослого были надеты шлемы с 57 электродными датчиками, регистрировавшими активность участков коры, отвечающих за язык и его восприятие, обработку информации, возможность предсказаний.

Анализ полученных данных показал, что если играющие с ребенком и читающие ему книжку общались с ним лицом к лицу, то происходила синхронизация их мозговых волн, исчезавшая, когда взрослый отворачивался от своего визави. «Синхрон» при этом затрагивал предлобную, или префронтальную, кору (PFC – PreFrontal Cortex), нейроны которой отвечают за высокого уровня понимание окружающего мира и смысла читаемого, обучение и планирование.

Сюрпризом оказалось то, что детский мозг оказывался «ведущим» (leading), опережая на несколько секунд взрослый в решении того, какую игрушку взять или какое слово сказать. Создавалось впечатление, что между ребенком и взрослым возникала обратная связь, в результате чего оба мозга осуществляли совместный зрительный контакт и обращение внимания на игрушку.

Ученые полагают, что им удалось выявить взаимное влияние мозга взрослого и ребенка друг на друга. Открытие имеет большое значение для диагностики аутизма, при нарушении контакта между родителями или воспитателем и ребенком, а также при школьном и других формах детского обучения.

Известно, что в мозге существуют так называемые зеркальные нейроны. Они возбуждаются у животных или человека, которые видят действие другого. Эти нейроны разбросаны в коре и подкорковых структурах, таких как миндалина – слабо структурированное образование в полюсе височной доли. Ее клетки генерируют эмоцию страха, а посылаемые ими отростки идут в различные участки коры – ту же самую PFC и эмоциональную, а также подкорковые образования, например в зрительный бугор-таламус и прилежащее ядро (NA – Nucleus Accumbens).

Итальянцы, открывшие зеркальные нейроны, полагают, что у женщин таких нейронов больше, поэтому они более склонны сочувствовать. Они согласны, что аутизм у детей связан с повреждением нейронных связей и что мамам аутистов «следует много разговаривать с ребенком, прикасаясь к нему… Это будет развивать… моторные и эмоциональные навыки».

Вряд ли словами и прикосновениями можно вылечить аутизм, к которому приводят мутации как минимум 102 генов с разными функциями. Впрочем, никто не будет отрицать выявленный в Принстоне факт того, что мать и дитя оказываются «на одной волне».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Могут ли думать организмы, лишенные мозга

Могут ли думать организмы, лишенные мозга

Виталий Антропов

Как Вселенная экспериментирует с мыслящей материей

0
1380
Метеоритные удары по планете не прошли даром

Метеоритные удары по планете не прошли даром

Игорь Лалаянц

Катастрофизм в истории возникновения жизни на Земле играл далеко не последнюю роль

0
1174
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
1819
Драма на фоне слома времен

Драма на фоне слома времен

Вера Цветкова

В новом сериале "Дети перемен" разрушается страна – и разрушается семья

0
4096

Другие новости