27.10.2020 18:36:00

Бедные палеолитические родственники

Генетический анализ выявил существование социального неравенства еще задолго до фараонов

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: история, антропология, археология, палеолит

14-13-2480.jpg
Слева – берцовая кость центрозаура;
в центре и справа – компьютерная модель:
зеленоватый – «наплыв» опухоли. Красным
показана полость костного мозга.
Иллюстрация Physorg
Антропология и археология переживают сегодня вторую или третью молодость. «Вторая» – это внедрение в 50–60-х годах прошлого века относительно точных датировок с помощью радиоуглеродного анализа. «Третья» связана с широким вторжением автоматов по прочтению (секвенированию) ДНК – одним из последних достижений ученых, которых волнуют вопросы если не вечности, то по крайней мере удаленной от нас древности.

Неудивительно, что на волне коронавируса – на самом деле несколько ранее – специалистов Исследовательского института человеческой истории в Йене (ФРГ) заинтересовали семейные истории, «писавшиеся» на ДНК, как на магнитной ленте, около 4000 лет назад. Полученные результаты были опубликованы в журнале Science.

Ученые раскопали доисторическое кладбище вблизи Конингбруна, что в Южной Баварии в долине реки Леа. Предыдущие поколения палеоантропологов раскопали в общей сложности 104 скелета мужчин и женщин. При этом места упокоения последних были весьма богаты с точки зрения обнаружения в них следов дорогих одеяний, головных уборов и «ювелирки». Другие же захоронения были весьма бедны и непрезентабельны, что говорило о наличии социального неравенства задолго до полисов Эллады и склепов этрусков и римлян. Проблема, однако, заключалась в том, что прежние авторы ничего не могли сказать о родственных связях живших некогда в этом месте людей.

Проведенный в Йене полномасштабный анализ геномов, выделенных из костей, показал наличие нескольких «ядерных» семей, представители которых жили в одном домохозяйстве на протяжении четырех-пяти поколений, наследовавших высокий социальный статус. Кости в бедных захоронениях не показали генетической связи с богачами. Интересно, что женщин в богатые семьи брали издалека, часто – из Чехии, если судить по изотопам стронция в зубах. Данные коллег уточнили в Университете Умеа (Швеция). После анализа изотопов азота и костного белка коллагена захоронений в Ослонки на севере Польши выяснилось, что неравенство существовало уже 6600 лет назад.

Не имели никакого родства и вирусы оспы (Variola), наряду с другими патогенами выгнавшие наших предков из Африки на просторы Евразии. В той же Швеции на острове Оланд нашли кости носителя вируса оспы, умершего в IХ веке. Геномный анализ показал, что нынешний вариант вируса, побежденный в конце 70-х прошлого века, возник около 430 лет назад, сменив тот, что распространяли по всему миру бороздящие моря викинги. От него около 1700 лет назад отщепился предок современной Variola. Вот против него-то и нашел способ бороться английский врач Эдвард Дженнер с помощью прививания неопасного для людей вируса коровьей оспы.

И если коронавирус перескочил на человека от летучих мышей или ящеров-панголинов, то оспенный предок, как показывает генетический анализ, достался нашим предкам от африканских гербилов-тушканчиков. Не забудем также, что от тех же степных сусликов и тушканчиков люди раз за разом подхватывали чуму, передающуюся микобактериями, названными в честь их открывателя француза Александра Йерсена – Yersinia.

Совсем недавний пример связан с открытием биохимиками Алабамского университета в г. Бирмингем фосфопротеина (белка, активированного присоединением энергоемкого фосфата), являющегося маркером эффективности опухолевой терапии. Этот белок в виде наночастиц опробовали на мышах, описав результаты в журнале «Труды АН США» (PNAS).

Вполне возможно, что такого рода маркеры возьмут себе на вооружение и палеонтологи, которые открыли самый древний пример рака у центрозаура (Centrosaurus apertus), жившего более 70 млн лет назад на просторах нынешней провинции Онтарио в Канаде. Его кости были найдены в речных отложениях и, по мнению ученых Университета Мак-Мастера в г. Гамильтон, этот ископаемый ящер и его сородичи погибли в результате бурного наводнения, заставшего животных врасплох.

Описание древнейшей костной опухоли берцовой кости канадцы опубликовали в престижном журнале Lancet. Они считают, что только эмпатия со стороны растительноядных сородичей-веганов могла защитить с трудом передвигающегося «завра» от нападений хищников…