08.12.2020 18:50:00

Бумажный носитель. Вламываясь в квантовую физику

Тэги: физика, свет, макс планк, квант, история, квантовая теория, литература

физика, свет, макс планк, квант, история, квантовая теория, литература «Каждая из фундаментальных частиц вещества имеет соответствующую античастицу-эквивалент». Иллюстрация из рецензируемой книги

Честно говоря, начав подбирать книги для нынешнего выпуска «Бумажного носителя», я ожидал, что тут могут возникнуть трудности. Все-таки квантовая механика очень специальная тема, интересная только сугубым профессионалам. Так думал я. Но в первом же московском книжном магазине я, к своему удивлению, обнаружил две полноценные «квантовые» полки книг – на любой уровень читательской подготовки: от квантовой теории в научном и научно-популярном изложении до комиксов. Выбрал, как мне кажется, наиболее характерные издания.

Я всегда, впрочем это бывало не слишком часто, брался сначала за чтение, потом за просмотр, и еще потом – просто за перелистывание книг по квантовой механике с несокрушимым намерением: твердо установить момент, когда прочитанное становилось непонятным. Вот еще только страницу назад, пару абзацев вверх – ВСЕ было понятно. И вдруг – бац... Этим-то, наверное, и интригует квантовая теория.

«Квантовая физика по праву считается сложной наукой: в ее уравнениях и вправду трудно разобраться. Вместе с тем основные квантово-механические принципы легко понять. А поняв их, можно разгадать устройство и принцип работы смартфонов, лазеров, телевидения и MPT-сканеров, осмыслить молекулярную биологию, современную генетику и многие другие области знания.

Эта книга – проводник в удивительный мир субатомной физики, который познакомит с основами одной из самых таинственных наук современности».

Издательская аннотация вдохновляет и опять интригует возможностью наконец-то чуть-чуть на более продвинутом уровне разобраться в мире субатомной физики. Другие миры, сапожник Эйнштейн, сверхтекучие жидкости, квантовая телепортация, волны и корпускулы, стандартная модель, ультрафиолетовая катастрофа, атомные волны (надо бы правильно – волны материи), кот Шрёдингера (это его, австрийца, выдающегося физика ХХ века Эрвина Шрёдингера портрет угадывается в стильном оформлении обложки, как и изображение его легендарного кота), декогеренция, античастицы, нейтрино, путешествие во времени, квантовая запутанность, коллайдер, кварки… Действительно, про все это можно прочитать: в книге даны короткие, на книжный разворот с картинками, очерки. Для того чтобы блеснуть каким-нибудь термином из списка в салонной беседе, может и хватить.

17-15-03480.jpg
Клегг Б. Взламывая квантовую
физику / пер. с англ.
Н.Д. Уткина.– М.: АСТ, 2019. –
304 с. – (Взламывая науку).
20,5 х 14,5 см. Тираж не указан.
Становится после прочтения квантовая физика понятнее? Почему бы нет. «Таинственность квантового мира связана именно с отсутствием определенности. К ужасу некоторых из первых создателей квантовой теории, в особенности Альберта Эйнштейна, уравнение, описывающее положение частицы через определенный промежуток времени, имеет дело лишь с вероятностью. Мы не можем точно сказать, где она будет через 10 секунд, – возможно лишь найти вероятность обнаружения ее в различных местах. И до того момента, когда мы на самом деле найдем частицу, есть только вероятность. На квантовом уровне подобная неопределенность имеет место для многих других характеристик объекта».

Понятно? Вроде да. Непонятно – как это может быть «на самом деле». Да и частицу, о которой пишет Брайан Клегг, мы, строго говоря, никогда не найдем. Хотя сами состоим из этих частиц… Из этих парадоксов и соткана вся квантовая физика. А заодно и книга «Взламывая квантовую физику».

Впрочем, первый раздел, «Неделимый» (это про атом, как его представляли почти до начала ХХ века), вполне может служить кратчайшим введением в историю атомистики. Например: «Во времена Средневековья атомом также называли наименьшую известную на тот момент единицу измерения времени – 1/376 минуты. Вот как говорится о нем в «Облаке неведения», написанном неизвестным монахом в XIV веке: «Атом, по определению истинных философов, которые разбираются в науке астрономии, является наименьшим промежутком времени. Он настолько маленький, что в принципе является неделимым и практически непостижимым».

Откуда взялись эти «1/376 минуты», Клегг не поясняет. Да это и неважно. Принимаем на веру. Как на веру принимаем и такое резюме из главы «Квантовое повсюду»: «Помимо того, что квантовая физика сама по себе захватывающая, так еще и вкупе с науками о материалах (которые сами все больше и больше функционируют за счет квантовых открытий) она является одним из наиболее применяемых разделов физики, ответственных, по некоторым оценкам, за 35% валового внутреннего продукта в технологически развитых странах». А мы-то думали – нефть и газ.