0
6308
Газета Наука Интернет-версия

26.01.2021 19:33:00

Самое эффективное правило Магомеда Толбоева

Если взялся летать – летай, а не думай о том, страшно это или не страшно

Тэги: авиация, космонавтика, толбоев


авиация, космонавтика, толбоев В кругу летчиков-испытателей – Магомед Толбоев (второй справа). Фото из архива автора

20 января исполнилось 70 лет «горному орлу». Так называют товарищи и коллеги генерал-майора, Героя России, заслуженного летчика-испытателя РФ, космонавта-испытателя Магомеда Омаровича Толбоева. Ему довелось испытывать, выводить в жизнь многочисленные типы самолетов, космических аппаратов. Иногда говорят еще более образно – укрощать небесных «соколов».

В дагестанском селе Сограль 20 января 1951 года в многодетной аварской семье водителя Омара Магомедовича и колхозницы Джамгарат Алиевны Толбоевых родился мальчик. Он, как и многие мальчишки, увлекался спортом – бегал, играл в волейбол, футбол. А позднее полюбил еще и теннис, горные лыжи, парашютные прыжки в горах...

Спорт помог ему физически окрепнуть и поступить в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.М. Комарова, а после его окончания – в Московский авиационный институт.

Впрочем, учиться ему приходилось постоянно: за плечами Магомеда Толбоева – Центр подготовки космонавтов и аспирантура Российского университета дружбы народов им. П. Лумумбы. Он довольно быстро стал кандидатом технических и исторических наук. А еще раньше, в 22 года – летчиком ВВС, служил в истребительной авиации Военно-воздушных сил Одесского военного округа и Группы советских войск в Германии в должности летчика, а затем – начальником парашютно-десантной подготовки истребительного авиационного полка.

В 1981 году Толбоев окончил Школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности и был направлен на работу летчиком-испытателем в Летно-испытательный институт им. М.М. Громова (ЛИИ, г. Жуковский Московской области). С 1984 года – космонавт-испытатель, командир многоразового космического корабля «Буран», заместитель командира отряда космонавтов-испытателей ЛИИ.

За период летно-испытательной работы освоил и испытал десятки типов и модификаций самолетов. На его счету испытания таких знаменитых машин, как МиГ-23М, МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-24, Су-27. Совершил две благополучные аварийные посадки самолетов с неработающим двигателем и одну посадку Су-27 с разрушенным хвостовым оперением самолета. В 1976 году катапультировался из неуправляемого самолета МиГ-15 УТИ.

Несколько лет был членом сборной команды СССР по авиационному спорту. Освоил и впервые поднял в небо несколько типов сверхлегких спортивных и экспериментальных самолетов. Испытывал на прочность самолет МАИ-89, выполнил первый подъем в воздух сверхлегких самолетов «Эльф», МАИ, М-15, «Стайер».

В 1983–1994 годах прошел полный курс подготовки в Центре подготовки летчиков-космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Космонавты ЛИИ готовились к пилотируемым полетам на космическом корабле многоразового использования «Буран». В ходе этой программы отрабатывал системы ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», и МиГ-25, по аэродинамике приближенном к МТКК «Буран». 15 ноября 1988 года во время возвращения «Бурана» из орбитального полета пилотировал самолет МиГ-25 с аппаратурой оптико-телевизионного наблюдения, созданный для передачи в ЦУП информации о внешнем состоянии «Бурана» во время посадки.

А сколько он испытал трудностей, пережил и страшные травмы, переломы, огромные нагрузки. Выстоял! Выдержал все испытания. Магомед Толбоев – это прежде всего человек дела, профессионал высочайшего уровня, человек очень эффективный, энергичный. Человек уникальной неуемности и характера, и действий.

А вот что он сам о себе говорит: «Вы думаете, я что, железный, что ли? Я тоже боюсь. Но я профессионал. Я держусь. Обыкновенное желание, как все. Во-первых, верить в судьбу свою. Бог тебе дал, и Бог за тебя ответит. И второе – что все-таки технику создаем, мы испытываем, и мы погибаем для того, чтобы не погибали другие. Это наша профессиональная задача. И третье – ну, раз уж у тебя такая судьба, возьми книги, читай книги, журналы, спортом занимайся. Отвлекайся. И последнее правило – самое эффективное: если боишься, то не берись за дело. Если, например, взялся летать, так летай, а не думай о том, страшно это или не страшно»... 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Первый полет самолета МС-21 в полностью импортозамещенном облике ожидается в 2024 году

Первый полет самолета МС-21 в полностью импортозамещенном облике ожидается в 2024 году

0
905
Два Ту-95МС выполнили плановый полет над нейтральными водами Чукотского моря

Два Ту-95МС выполнили плановый полет над нейтральными водами Чукотского моря

0
7491
Планы производства пассажирских самолетов в РФ до 2030 года будут пересмотрены в следующем году

Планы производства пассажирских самолетов в РФ до 2030 года будут пересмотрены в следующем году

0
2058
Константин Ремчуков. В Китае рост ожирения и онкозаболеваний среди молодежи связывают в том числе с переходом на западный образ жизни

Константин Ремчуков. В Китае рост ожирения и онкозаболеваний среди молодежи связывают в том числе с переходом на западный образ жизни

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 02.09.24

0
12708

Другие новости