0
7494
Газета Наука Интернет-версия

09.03.2021 22:13:00

Как создавался советский самолет с ядерным двигателем

Тэги: техника, технологии, оборона, атомный двигатель, авиация, история


3-14-7480.jpg
Состыкованные части фюзеляжа ЛАЛ. 
В 1950-е годы прошлого столетия в СССР в отличие от США создание атомного бомбардировщика воспринималось не просто как желательная, пусть даже очень, но как жизненно необходимая задача. У Соединенных Штатов было подавляющее преимущество с точки зрения самой возможности атомной бомбардировки территории потенциального противника. Действуя с десятков военно-воздушных баз в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, самолеты США, даже обладая дальностью полета всего 5–10 тыс. км, могли достичь любой точки СССР и вернуться.

Первые советские стратегические бомбардировщики М-4 и Ту-95 могли накрыть лишь самый север США и сравнительно небольшие участки обоих побережий. Но даже этих машин в 1957 году насчитывалось всего 22. А количество американских самолетов, способных наносить удары по СССР, достигло к тому времени 1800! Причем это были первоклассные бомбардировщики – носители атомного оружия В-52, В-36, В-47, а через пару лет к ним присоединились сверхзвуковые В-58.

Предполагалось, что исправить это положение мог только самолет с атомным двигателем. Поэтому в рамках создания советского атомного бомбардировщика в конце 1957 года ОКБ Андрея Николаевича Туполева наряду с другими организациями было подключено к осуществлению этой грандиозной темы. Ему было поручено создание специальной летающей атомной лаборатории (ЛАЛ). Конкретно этой темой должен был заниматься филиал ОКБ А.Н. Туполева в небольшом подмосковном поселке Томилино. Его начальником в 1957 году был назначен один из старейших соратников генерального конструктора, будущий Герой Социалистического Труда Иосиф Фомич Незваль. В Томилино переехала группа конструкторов в составе около 40 человек.

В тот период основное ОКБ получило не совсем обычное задание. На Западе появилась идея использования атомной энергии в авиационных двигателях и создании атомных бомбардировщиков. Совместно со специальным научно-исследовательским институтом, вспоминал Незваль, ОКБ поручалась установка реактора небольшой мощности на самолете с целью изучения влияния его на экипаж и установленную на нем аппаратуру, в частности на электро- и радиооборудование.

В задачу ОКБ входила разработка наиболее компактного размещения на специальной платформе как самого объекта, так и всех необходимых для его нормальной работы систем. Эта платформа в собранном виде при помощи лебедок поднималась внутрь фюзеляжа через специальный люк и там закреплялась на замках.

3-14-6480.jpg
Атомный реактор перед погрузкой  
на борт Ту-95ЛАЛ
Производство стенда и доработка самолета под установку платформы с реактором было также возложено на Томилинский филиал. Для сооружения стенда использовали среднюю часть фюзеляжа Ту-95, которая после необходимых доработок и усилений конструкции была установлена на специальных опорах с ложементами на высоте, соответствующей стояночному положению самолета. Эта часть работы для томилинских конструкторов являлась привычной и никакой особой сложности не представляла.

Материалы самой защиты и их обработка были знакомы. Но для биологической защиты были применены совершенно новые материалы, с которыми конструкторы до этого не сталкивались, – полиэтилен и церезин с присадкой карбида бора. Для их обработки потребовалось разработать совершено новую технологию.

Состав этих материалов и рецептуру их изготовления разработал начальник лаборатории неметаллов филиала А.С. Файнштейн совместно со специалистами химической промышленности. Эти материалы поставлялись в виде небольших кубиков, которые надо было соединять друг с другом в крупные блоки, а затем придавать им нужную конфигурацию. Когда стенд был полностью закончен, специальная комиссия была поражена той компактностью, с которой была сделана платформа с установкой реактора и всего оборудования.

В 1958 году стенд был полностью закончен и перевезен на один из восточных аэродромов. В 1959 году был произведен первый его запуск. Полученные результаты оказались вполне удовлетворительными и позволили выполнять аналогичные работы по этой теме и на самолете.

К весне 1961 года «...самолет стоял на аэродроме под Москвой, – вспоминал один из его создателей, ученый-атомщик Николай Пономарев-Степной. – И приехал А.Н. Туполев с министром П.В. Дементьевым посмотреть на него. Туполев объяснял систему защиты от излучений: «Надо, чтобы ни малейшей щели не было, иначе нейтроны через нее выйдут». – «Ну и что?» – не понял министр. И тогда Туполев объяснил по-простому: «В морозный день ты выйдешь на летное поле, и ширинка у тебя будет расстегнута – все замерзнет!» Министр рассмеялся – мол, теперь с нейтронами все понятно…».

3-14-5480.jpg
Самолет Ту-95ЛАЛ, на борту которого было
совершено 34 полета стенда с атомным
реактором.  Фото из архива автора
С мая по август 1961 года на Ту-95ЛАЛ было выполнено 34 полета. Самолетом управляли летчики-испытатели М.М. Нюхтиков, Е.А. Горюнов, М.А. Жила и др. Ведущим по машине был инженер Н.В. Лашкевич. В летных испытаниях участвовали руководитель эксперимента Н.Н. Пономарев-Степной и оператор В. Мордашев.

Испытания Ту-95ЛАЛ показали достаточно высокую эффективность примененной системы радиационной защиты. Но при этом выявили ее громоздкость, слишком большой вес. А главной опасностью атомного самолета была признана возможность его аварии и заражения больших пространств. Кроме того, затраты на создание самолета с атомной установкой оценили в 1 мдрд советских рублей. Из-за высокой стоимости в финансировании дальнейших работ было отказано. Однако данные, полученные в ходе испытаний Ту-95ЛАЛ, позволили ОКБ А.Н. Туполева совместно со смежными организациями разработать крупномасштабную, рассчитанную на два десятилетия программу развития тяжелых боевых самолетов с ядерными силовыми установками. Однако реализации этого проекта помешал распад Советского Союза…

В конце прошлого года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что перспективные российские космические корабли могут получить ядерный двигатель. «Без ядерной энергетики в космосе полноценное изучение и освоение дальнего космоса невозможно. Это наш ключ к масштабным научным миссиям к Венере, Марсу, Юпитеру и планетам дальнего космоса. Кроме того, потенциально это может быть даже источником снабжения энергией перспективных орбитальных систем и комплексов», – подчеркнул Рогозин.

Он отметил, что речь идет о заключении контракта на разработку аванпроекта космического буксира с ядерным двигателем «Нуклон». По данным портала госзакупок, контракт заключен между Роскосмосом и КБ «Авангард». КБ должно разработать «аванпроект по созданию космического комплекса с транспортно-энергетическим модулем на основе ядерной энергетической установки». Согласно договору, работа должна быть выполнена к 15 ноября 2022 года. На нее выделено 4,17 млрд руб.

В то же время использование ядерной энергетики в пилотируемой космонавтике пока не рассматривается, заявил директор Института медико-биологических проблем РАН Олег Орлов: «Вопросы безопасности ядерной установки на пилотируемом корабле на сегодняшний день не решены. И поэтому ядерные установки на пилотируемых кораблях пока не рассматриваются». n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
830
Дело сотрудника из кастрюли

Дело сотрудника из кастрюли

Геннадий Евграфов

Рассказ об Азефе, убийстве Плеве, бомбистах и кукловодах

0
570
Конфликт красоты с политикой

Конфликт красоты с политикой

Ингвар Емушев

Литературный залп в «колыбели революции»

0
382
У нас

У нас

Юлия Горячева

0
175

Другие новости