0
7387
Газета Наука Интернет-версия

09.03.2021 22:13:00

Как создавался советский самолет с ядерным двигателем

Тэги: техника, технологии, оборона, атомный двигатель, авиация, история


3-14-7480.jpg
Состыкованные части фюзеляжа ЛАЛ. 
В 1950-е годы прошлого столетия в СССР в отличие от США создание атомного бомбардировщика воспринималось не просто как желательная, пусть даже очень, но как жизненно необходимая задача. У Соединенных Штатов было подавляющее преимущество с точки зрения самой возможности атомной бомбардировки территории потенциального противника. Действуя с десятков военно-воздушных баз в Европе, на Ближнем и Дальнем Востоке, самолеты США, даже обладая дальностью полета всего 5–10 тыс. км, могли достичь любой точки СССР и вернуться.

Первые советские стратегические бомбардировщики М-4 и Ту-95 могли накрыть лишь самый север США и сравнительно небольшие участки обоих побережий. Но даже этих машин в 1957 году насчитывалось всего 22. А количество американских самолетов, способных наносить удары по СССР, достигло к тому времени 1800! Причем это были первоклассные бомбардировщики – носители атомного оружия В-52, В-36, В-47, а через пару лет к ним присоединились сверхзвуковые В-58.

Предполагалось, что исправить это положение мог только самолет с атомным двигателем. Поэтому в рамках создания советского атомного бомбардировщика в конце 1957 года ОКБ Андрея Николаевича Туполева наряду с другими организациями было подключено к осуществлению этой грандиозной темы. Ему было поручено создание специальной летающей атомной лаборатории (ЛАЛ). Конкретно этой темой должен был заниматься филиал ОКБ А.Н. Туполева в небольшом подмосковном поселке Томилино. Его начальником в 1957 году был назначен один из старейших соратников генерального конструктора, будущий Герой Социалистического Труда Иосиф Фомич Незваль. В Томилино переехала группа конструкторов в составе около 40 человек.

В тот период основное ОКБ получило не совсем обычное задание. На Западе появилась идея использования атомной энергии в авиационных двигателях и создании атомных бомбардировщиков. Совместно со специальным научно-исследовательским институтом, вспоминал Незваль, ОКБ поручалась установка реактора небольшой мощности на самолете с целью изучения влияния его на экипаж и установленную на нем аппаратуру, в частности на электро- и радиооборудование.

В задачу ОКБ входила разработка наиболее компактного размещения на специальной платформе как самого объекта, так и всех необходимых для его нормальной работы систем. Эта платформа в собранном виде при помощи лебедок поднималась внутрь фюзеляжа через специальный люк и там закреплялась на замках.

3-14-6480.jpg
Атомный реактор перед погрузкой  
на борт Ту-95ЛАЛ
Производство стенда и доработка самолета под установку платформы с реактором было также возложено на Томилинский филиал. Для сооружения стенда использовали среднюю часть фюзеляжа Ту-95, которая после необходимых доработок и усилений конструкции была установлена на специальных опорах с ложементами на высоте, соответствующей стояночному положению самолета. Эта часть работы для томилинских конструкторов являлась привычной и никакой особой сложности не представляла.

Материалы самой защиты и их обработка были знакомы. Но для биологической защиты были применены совершенно новые материалы, с которыми конструкторы до этого не сталкивались, – полиэтилен и церезин с присадкой карбида бора. Для их обработки потребовалось разработать совершено новую технологию.

Состав этих материалов и рецептуру их изготовления разработал начальник лаборатории неметаллов филиала А.С. Файнштейн совместно со специалистами химической промышленности. Эти материалы поставлялись в виде небольших кубиков, которые надо было соединять друг с другом в крупные блоки, а затем придавать им нужную конфигурацию. Когда стенд был полностью закончен, специальная комиссия была поражена той компактностью, с которой была сделана платформа с установкой реактора и всего оборудования.

В 1958 году стенд был полностью закончен и перевезен на один из восточных аэродромов. В 1959 году был произведен первый его запуск. Полученные результаты оказались вполне удовлетворительными и позволили выполнять аналогичные работы по этой теме и на самолете.

К весне 1961 года «...самолет стоял на аэродроме под Москвой, – вспоминал один из его создателей, ученый-атомщик Николай Пономарев-Степной. – И приехал А.Н. Туполев с министром П.В. Дементьевым посмотреть на него. Туполев объяснял систему защиты от излучений: «Надо, чтобы ни малейшей щели не было, иначе нейтроны через нее выйдут». – «Ну и что?» – не понял министр. И тогда Туполев объяснил по-простому: «В морозный день ты выйдешь на летное поле, и ширинка у тебя будет расстегнута – все замерзнет!» Министр рассмеялся – мол, теперь с нейтронами все понятно…».

3-14-5480.jpg
Самолет Ту-95ЛАЛ, на борту которого было
совершено 34 полета стенда с атомным
реактором.  Фото из архива автора
С мая по август 1961 года на Ту-95ЛАЛ было выполнено 34 полета. Самолетом управляли летчики-испытатели М.М. Нюхтиков, Е.А. Горюнов, М.А. Жила и др. Ведущим по машине был инженер Н.В. Лашкевич. В летных испытаниях участвовали руководитель эксперимента Н.Н. Пономарев-Степной и оператор В. Мордашев.

Испытания Ту-95ЛАЛ показали достаточно высокую эффективность примененной системы радиационной защиты. Но при этом выявили ее громоздкость, слишком большой вес. А главной опасностью атомного самолета была признана возможность его аварии и заражения больших пространств. Кроме того, затраты на создание самолета с атомной установкой оценили в 1 мдрд советских рублей. Из-за высокой стоимости в финансировании дальнейших работ было отказано. Однако данные, полученные в ходе испытаний Ту-95ЛАЛ, позволили ОКБ А.Н. Туполева совместно со смежными организациями разработать крупномасштабную, рассчитанную на два десятилетия программу развития тяжелых боевых самолетов с ядерными силовыми установками. Однако реализации этого проекта помешал распад Советского Союза…

В конце прошлого года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что перспективные российские космические корабли могут получить ядерный двигатель. «Без ядерной энергетики в космосе полноценное изучение и освоение дальнего космоса невозможно. Это наш ключ к масштабным научным миссиям к Венере, Марсу, Юпитеру и планетам дальнего космоса. Кроме того, потенциально это может быть даже источником снабжения энергией перспективных орбитальных систем и комплексов», – подчеркнул Рогозин.

Он отметил, что речь идет о заключении контракта на разработку аванпроекта космического буксира с ядерным двигателем «Нуклон». По данным портала госзакупок, контракт заключен между Роскосмосом и КБ «Авангард». КБ должно разработать «аванпроект по созданию космического комплекса с транспортно-энергетическим модулем на основе ядерной энергетической установки». Согласно договору, работа должна быть выполнена к 15 ноября 2022 года. На нее выделено 4,17 млрд руб.

В то же время использование ядерной энергетики в пилотируемой космонавтике пока не рассматривается, заявил директор Института медико-биологических проблем РАН Олег Орлов: «Вопросы безопасности ядерной установки на пилотируемом корабле на сегодняшний день не решены. И поэтому ядерные установки на пилотируемых кораблях пока не рассматриваются». n


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Как США внесли вклад в "культурную революцию" в КНР

Как США внесли вклад в "культурную революцию" в КНР

Владимир Скосырев

Подстрекательница погромов китайской интеллигенции в 1960-х последние годы жизни провела в Америке

0
1066
Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Мексика не может простить королю Испании исторических коллизий

Данила Моисеев

Филиппа VI не пустили на инаугурацию главы государства после отказа извиниться за преступления конкистадоров

0
2298
Не отходы, а сырье

Не отходы, а сырье

Глеб Тукалин

Проекты бизнеса и стимулы от государства позволят увеличить переработку золосодержащих материалов, считают эксперты

0
1692
От Древней Греции к ЮНЕСКО

От Древней Греции к ЮНЕСКО

Марина Кривенькая

Уроки прошлого и современные вызовы международного образования

0
1407

Другие новости