0
4977
Газета Наука Интернет-версия

07.09.2021 17:52:00

Бумажный носитель. Уникальные книги о науке и ученых

Тэги: научная литература, книги


научная литература, книги Евгений Игнатенко: «Разделение российской атомной энергетики на несколько генерирующих компаний приведет к невозможности проведения единой технической политики» («Независимая газета», 02.06.01). Фото из рецензируемой книги

Если бы понадобилось одним словом определить книги, представленные в сегодняшнем выпуске «БН», то это было бы – «уникальные». Во всех смыслах: уникальные темы, уникальные персонажи, уникальные авторы, уникальная полиграфия.

Люди атомного века

10-15-6480.jpg
Лидерство как образ жизни:
к 80-летию Е.И. Игнатенко:
сборник материалов и
воспоминаний/ Концерн
«Росэнергоатом»; Фонд
содействия и поддержки
развития музея мировой атомной
энергии в Обнинске. Сост.
С.В. Кушнарёв. – Обнинск: Фонд
«Развитие ОМ МАЭ», 2020. –
432 с.: ил. – 10 (Портретная
галерея выдающихся деятелей
атомной энергетики. Вып. 1),
25 х 17,5 см. Тираж 700 экз.

История отечественного атомного проекта (проекта в широком смысле, а не только создания «бомбы») достаточно полно исследована. Приведу только одно капитальное многотомное издание: Рябев Л.Д., Гончаров Г.А. Атомный проект СССР. Документы и материалы. Том 1. 1938–1945 (Книги 1 и 2); Том 2. Атомная бомба 1945–1954 (Книги 1–7); Том 3. Водородная бомба 1945–1956 (книги 1–2); Справочный том к тому 2 и тому 3. – Саров: Физматлит, 1999–2015. – 423 + 783 + 719 + 640 + 896 + 816 + 976 + 896 + 696 + 736 + 600 + 712 с.

И тем не менее представленные в сегодняшнем выпуске «БН» две книги – это явление уникальное. Здесь – про людей, которые для непрофессиональной публики как бы на втором плане, но которые, по существу, определяли развитие не только атомной отрасли, но и общества в целом. Ведь не зря ХХ век называли «веком атома». Символично, что инициатором издания этой серии стало Ядерное общество России.

«Научно-популярная историческая серия «Портретная галерея выдающихся деятелей атомной энергетики» имеет целью рассказать историю атомной энергетики (АЭ) через истории выдающихся людей, ее делавших, но уже ушедших от нас. Поскольку о великих основоположниках (И.В. Курчатов, А.П. Александров и др.) уже много написано, задача этой серии – познакомить читателей с учеными и эксплуатационниками, конструкторами и проектантами, инженерами и технологами, директорами АЭС и других объектов АЭ, в том числе зарубежными, которые внесли значительный вклад в развитие АЭ, являлись высокими профессионалами и замечательными людьми. Это также нужно для понимания нашей молодежью – какими были люди, сформировавшие АЭ», – отмечает составитель серии, председатель Ядерного общества России Сергей Кушнарёв. И вот – первые два выпуска серии, два капитальных тома.

В составе сборников – мемуары и интервью с героями выпусков, их собственные материалы, касающиеся проблем развития атомной отрасли России, воспоминания коллег о них.

Сборник, посвященный Е.И. Игнатенко (1940–2001), открывает серию. В очень непростые, турбулентные 1990-е годы во многом его усилиями удалось сохранить единство – организационное и научно-технологическое – отрасли. «Материалы сборника подготовлены на основе нескольких книг самого Игнатенко, книг о Евгении Ивановиче, журналов «Росэнергоатома», воспоминаний родственников и коллег, в том числе ранее не опубликованных», – отмечается в издательской аннотации.

10-15-5480.jpg
Иванов – фамилия
государственная! К 80-летию
Б.В. Иванова: сборник
материалов и воспоминаний/
Фонд содействия и поддержки
развития музея мировой атомной
энергии в Обнинске. Сост.
С.В. Кушнарёв. – Обнинск: Фонд
«Развитие ОМ МАЭ», 2021. –
464 с.: ил. – 12 (Портретная
галерея выдающихся деятелей
атомной энергетики. Вып. 2),
25 х 17,5 см. Тираж 550 экз.
Первый руководитель концерна «Росэнергоатом», выдающийся деятель отечественной атомной энергетики и профессионал высочайшего класса, был генератором идей в области безопасного развития атомной энергетики. И эти его идеи до сих пор востребованы в мире. Мало того, их актуальность только возрастает. Один из коллег Евгения Игнатенко, М.В. Чудаков, например, отмечает: «Во время нашего совместного пребывания в Японии японские атомщики, очень уважительно относясь к Игнатенко, говорили, что он очень похож на их национального героя – последнего самурая Сайго Такамори. Действительно, глядя на памятник в Токио, видно – похож! Но не только внешне, но и по характеру: Евгений Иванович – последний самурай атомной энергетики!»

А сам Евгений Иванович Игнатенко о себе говорил так (с юмором): «Наверное, я являюсь случайным в этом мире человеком, которого Бог сохранил для подвигов».

Второй выпуск серии посвящен В.Б. Иванову (1941–2016) – выдающемуся организатору отечественной атомной науки и энергетики, не только высокому профессионалу, но и яркому человеку. «Обладая огромной работоспособностью и эффективностью, широким кругозором, он всего себя отдавал научному сопровождению атомной энергетики и всего ядерного топливного цикла в не самый стабильный для отрасли период. Только для этого он дважды «входил» в политику – был народным депутатом СССР и депутатом Государственной думы РФ IV созыва. Для этого он взял груз ответственности в качестве первого заместителя министра Минатома России. Поэтому он остался в памяти коллективов ведущих атомных НИИ страны – НИИАР и ВНИИНМ, а в 1995 году коллеги избрали его первым президентом Ядерного общества России». Принцип, использованный составителем, тот же – статьи самого Валентина Борисовича, воспоминания друзей и соратников, документы и фотографии, зачастую уникальные, впервые вводимые в научный оборот.

«Валентин Борисович был простым русским человеком из глубинки со всеми присущими таким людям чертами характера. Это сочеталось в нем с широким кругозором и глубокими знаниями, что позволяло ему быть хорошим руководителем. С ним было легко, приятно и интересно работать, – пишет В.П. Кучинов. – Как-то в разговоре с коллегой Валентин Борисович сам полушутя сказал: «Я должен сгореть на работе! В этом смысл моей жизни!»

ШАЛЬная история

Замечательная сама по себе книга Елены Калининой очень интересна и показательна еще в одном отношении. Это наглядный пример (результат натурного эксперимента, если можно так сказать) перехода от простого собирательства к исследовательской коллекции. В данном случае предмет собирательства оказался весьма эксклюзивен – павловопосадские платки и шали. Кстати, чем платок отличается от шали? «В России по традиции платком называли ситцевое изделие небольшого размера, а шалью считался крупный предмет (плат), выполненный из шерстяной или смесовой ткани со сложным узором, часто украшенным бахромой по краю каймы», – сразу же вводит в курс дела автор.

10-15-8480.jpg
Калинина Е.В. Большой сундук.
Платки и шали XIX–XXI. Частная
коллекция – МО: ПФОФ, 2020. –
400 с.: ил. 30 х 24,5 см.
Тираж 1500 экз.
«Переход от обычного собирательства к серьезному коллекционированию прошел для меня почти неза­метно, но, как я сейчас понимаю, осознанно и неминуемо. В процессе познания «предмета увлечения» возникали вопросы, без ответа на которые сложно было двигаться вперед. Кто из известных художников прошлого века мог быть автором конкретного рисунка? В чем проявлялись индивидуальность и новатор­ство художников, имена которых остались в истории «Павловопосадской платочной мануфактуры» и стали легендами? По каким направлениям и почему именно так развивался рисунок? Каковы критерии определения производителя, места и време­ни печати того или иного платка или шали? Как отличить ручную набойку от машинной печати? Знать и понимать очень хотелось. Только регулярно пополняя различными редкостями свою домашнюю коллек­цию, представленную в данном издании, удалось ответить на многие вопросы. Найденные ответы состави­ли краткие описания к каждому изделию, включенному в каталог», – пишет Елена Калинина, скромно называя свое фундаментальное исследование «каталогом».

Да, конечно, фолиант этот выполняет и каталожную функцию («…в альбом вошли фотографии 615 «экспонатов», включая платки и шали из моей коллекции (всего 530), из коллекций Елены Сибикиной (всего 21), Ольги Кочулиной (всего 21) и других частных собраний (всего 43)»). Замечу только, что коллекционирование платков (тканей вообще) – это вам не коллекционирование почтовых миниатюр (ни в коем случае не хочу обидеть славное племя филателистов, к которому и сам некоторым образом принадлежу). Да еще и в домашних условиях: под коллекцию платков и шалей преподавательнице математики пришлось пожертвовать отдельный холодильник.

Но на мой вкус самое интересное в этом издании то, что на наших глазах и в наших руках (на уровне тактильных ощущений от одного только книжного переплета «под рогожку») происходит рождение исторического научного знания. Например, автор дает систематизированное описание пяти типов платочных узоров – демократический, восточный, элитарный, цветочный, концентрический. В данном случае это еще и визуально потрясающе выглядит. Над этим потрудилась целая команда: фотосъемка – Андрей Сигида, Анастасия Полякова; художественное оформление и макет – Евгений Еремин; куратор проекта – Алексей Рыбкин.

10-15-4480.jpg
Шаль, 150x150 см, элитарная. Ручная набойка
на смесовой ткани: хлопчатобумажная основа,
шерстяной уток. Фабрика Я. Лабзина.
Московская губ., Богородский уезд,
г. Павловский Посад. Конец XIX века. Клеймо
овальной формы: «ФАБРИКИ Я. ЛАБЗИНА
1891», 35x24 мм. Аналогов рисунка
не обнаружено. Из коллекции Елены
Калининой.  Иллюстрация
из рецензируемой книги
Развернутая вступительная статья – это полноценный исторический, искусствоведческий и даже технологический обзор ситценабивного и в целом текстильного производства в России. Незаменимая информация для историков науки и техники. «На Павловопосадской мануфактуре на протяжении всего XX века наряду с новыми рисунками выпускали платки по восстановленным и переработанным образцам. Сложнейшая работа по восстановлению старинных орнаментов – это не простое копирование узора, а новое прочтение художественного наследия прошлого». Между прочим, Елена Калинина дает краткую характеристику нескольким десяткам ситценабивных и текстильных фабрик, существовавших в дореволюционной России. Само по себе это дорогого стоит. Цвет промышленного капитала России: Посылины, Рубачёвы, В.И. Прохоров, Ф.И. Резанов, Э. Циндел, Э. Майер, А. Гюбнер, Р.Д. Востри­ков, С.Е. Майков, Г. Васильев, Б. Глинский, братья Смирновы… Несколько десятков имен. Теперь они все – под одной переплетенной крышкой, в «Большом сундуке»

«Быть может, листая альбом, получится найти ответ на самый главный вопрос: почему павловопосадские платки столь выразительны и притягательны? Они не просто радуют глаз, не только греют и украшают: они не отпускают каждого, кто хоть однажды прикоснулся к их чудесному миру.

Желаю вам приятного просмотра!

Елена Калинина».

Логистические отношения

10-15-1480.jpg
Международный транспорт
и международная транспортная
политика/ Учебник
для магистратуры под ред.
А.В. Торкунова, Р.И. Хасбулатова.
М.: Изд-во «Экон-Информ»,
2021. – 383 с. 22 х 15 см.
Тираж 500 экз.
Универсальный учебник транспортной политики. Подробные аналитические обзоры правовых основ транспортной деятельности, включая обширнейшую систему международных соглашений, конвенций и международного транспортного права, программ ООН, федеральных законов и международных и российских ГОСТов. И это, так сказать, инклюзивный учебник – в его подготовке участвовала полноценная научная группа: преподаватели и ученые Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), Московского государственного института международных отношений (МГИМО), РЭУ им. Г.В. Плеханова, МАРХИ, МГТУ «Станкин», Финансового университета при Правительстве РФ, Государственного университета управления. Учебник вышел под редакцией академика, ректора МГИМО, профессора Анатолия Торкунова и члена-корреспондента РАН, профессора Руслана Хасбулатова. Координатор работ – центр Российской ассоциации содействия ООН МАДИ, где уже на протяжении нескольких лет совместно с МГИМО реализуется программа дополнительного профессионального образования по направлению «Международная транспортная политика».

Транспортная политика – это, пожалуй, наиболее характерный пример (наряду с энергополитикой), обнаруживающий уже даже не просто зависимость современной цивилизации от технологий («гаджетов»), но техногенный генотип цивилизации. А главная задача международной транспортной дипломатии, как она формулируется авторами учебника, – создание надежных логистических отношений между государствами. И перед Россией в этом отношении – непаханое поле работы. Скажем, транспортные издержки у нас в стране составляют 11,5% от ВВП; в США – только 7%. Между тем, по данным Ассоциации содействия развития цепей поставок»(оказывается, существует и такая!), сокращение времени исполнения заказов на 8% дает увеличение объемов продаж на 11,3%.

Очень интересная глава «Дорожное строительство…». Фактически – краткий исторический обзор технологий создания «дорожных одежд». «Началом регулярного дорожного строительства в России можно считать 1722 год, когда 1 июня был издан сенатский указ о постройке дороги, связывающей Петербург с Москвой. Дорогу строили как грунтовую». В XVII веке сеть почтовых путей из Москвы составляла 16–17 тыс. км; сегодня – более 900 тыс.

Рейтинги стран по протяженности автодорог. Крайне поучительная статистика и примеры расчетов. Вообще статистика как инструмент изучения транспортной политики.

10-15-2-650.jpg
График из рецензируемой книги






































Чего мне не хватило в учебнике – приложения с систематическим перечислением документов и организаций, регулирующих и работающих в области международного транспортного права. Этому аспекту в книге уделено первостепенное внимание. Так, специфика мультимодального сообщения рассмотрена в связи с глобальной транспортной политикой, сущность которой раскрыта в инициативе «Одного пояса – одного пути».

А тут все не так просто. Например, редко когда упоминают, что Китай, лоббируя инициативу «Один пояс – один путь», ввел ограничительную систему разрешений на автомобильные грузоперевозки. В частности, «исключается возможность транзита через китайскую территорию для транспортных операторов из стран Евразии; исключается возможность въезда на территорию Китая для транспортных операторов какой-либо страны, причем даже при наличии у нее двустороннего соглашения с Китаем, через другую страну (например, российские перевозчики не могут въехать в Китай через территорию Киргизии); для транспортных операторов из стран Евразии устанавливаются ограничения в плане расстояния, на которое они могут заезжать на территорию Китая…». В общем, китайский пояс может оказаться весьма и весьма тугим.

Приводится история создания ооновской программы «Цели устойчивого развития» (ЦУР), возникновения самого термина – устойчивое развитие (2015 год). Тогда установлено было 17 целей ЦУР. «По экспертным оценкам ООН, реализация ЦУР в полном объеме может потребовать инвестиций в размере 5–7 трлн долл.». Правда, и экономическая выгода ожидается примерно 12 трлн долл. плюс 380 млн новых рабочих мест.

Вот и «Российская Транспортная стратегия на период до 2030 года» – очень оптимистичный документ. В итоге нас ожидает: «…снижение уровня удельных транспортных издержек в цене продукции к 2030 году – на 30%; увеличение коммерческой скорости продвижения товаров автомобильным транспортом в межрегиональном и международном сообщении до 1100 км/сутки, а железнодорожным транспортом (контейнерные перевозки): до 800–1700 км/сутки; повышение своевременности (срочности, ритмичности) доставки товаров достигнет уровня развитых стран, что позволит снизить складские запасы для гарантированного товарного производства – до 8–15 дней; увеличение экспорта транспортных услуг к 2030 году в 5,7 раза. Транзитные перевозки через территорию России увеличатся с 28 млн тонн до 85 млн тонн…»

И это еще далеко не полный перечень благ, которые страна получит от грамотной реализации транспортной политики.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

0
2331
Птица грозовых облаков. К политической мифологии дятла

Птица грозовых облаков. К политической мифологии дятла

Юрий Юдин

0
4789
Яхты, закаты и ветер в лицо

Яхты, закаты и ветер в лицо

Как почувствовать запах большой воды, находясь в пределах Восточно-Европейской равнины

0
4916
Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию

0
2740

Другие новости