21.09.2021 17:44:00

Национальная космическая станция – проект неочевидный

Экономика, техника и политика ставят перед конструкторами свои ограничения

Тэги: космос, космонавтика, орбитальная станция, росс, космическая станция

космос, космонавтика, орбитальная станция, росс, космическая станция Примерно так может выглядеть российская орбитально-служебная станция (РОСС). Фото из архива автора

В начале сентября этого года глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил о планах развернуть через пять-шесть лет новый национальный пилотируемый космический комплекс на низкой околоземной орбите – российскую орбитально-служебную станцию (РОСС). Дело в том, что специалисты прогнозируют лавинообразный выход из строя многочисленных элементов на борту существующей Международной космической станции (МКС) после 2025 года, а затраты на ее содержание будут сопоставимы со стоимостью создания новой станции.

РОСС для вахтовиков

Отечественная РОСС должна стать эволюционным шагом при разработке программы по изучению и освоению Луны, полетам к Марсу и реализации инновационных научно-технических программ в космосе. Как отметил Рогозин, российская орбитально-служебная станция станет прообразом модулей, которые через десятилетия отправятся к другим планетам. При этом наклон орбиты РОСС составит 97–98 градусов, что позволит космонавтам видеть всю территорию России, а также полярные районы Земли, в том числе и регион Северного морского пути. Для сравнения: с орбиты МКС сегодня видно только 20% территории нашей страны. Запуски будет возможно проводить с трех космодромов – Байконур, Восточный и Плесецк при помощи ракет «Союз-МС» и «Прогресс-МС», либо «Орел» РН «Союз-2», либо «Ангара-А5М».

Разработку эскизного проекта станции планируют включить в Федеральную космическую программу на 2025 год. Создание же РОСС может начаться в 2027 году. При этом в течение двух лет после 2025 года Россия будет продолжать эксплуатацию российского сегмента МКС, если удастся договориться с США о его коммерческом использовании.

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» уже приступила к созданию эскизного проекта РОСС, заявил генеральный конструктор предприятия Владимир Соловьев. Финансирование проекта, по его словам, начнется с января 2022 года. Сейчас создается задел эскизного проекта: ведется работа над техническим заданием, делаются проработки.

На станции не будет постоянного экипажа; РОСС станет космическим портом для малых космических аппаратов. Космонавты будут отправляться на РОСС вахтовым методом. Станция конструируется с таким расчетом, чтобы обслуживать орбитальные аппараты. Многомодульная станция строится по принципу открытой архитектуры и с неограниченным сроком эксплуатации за счет заменяемых модулей. Всего будет пять модулей. Общая масса новой космической станции составит около 60 т.

Мода на модули

Первым модулем новой станции, возможно, станет научно-энергетический модуль (НЭМ). Ранее он предназначался для МКС. Его создают с 2012 года. Он должен был обеспечить энергетическую независимость российского сегмента МКС. Сейчас он получает электричество с американского сегмента.

НЭМ – один из самых крупных модулей в истории российской космонавтики: объем герметичного отсека – 92 куб. м. Его смогут использовать по прямому назначению, а также как склад и как лабораторию. Теперь его решили ввести в состав РОСС. Запускаться он будет с помощью новой ракеты-носителя «Ангара». На доработку этого уже готового базового модуля для будущей станции требуется около четырех лет. После чего в состав РОСС добавят новый узловой модуль «Причал», шар с шестью стыковочными узлами. Узловой модуль «Причал» уже построен.

Шлюзовой модуль, необходимый для того, чтобы космонавты могли выходить в открытый космос, – последний элемент РОСС первого этапа. Физически его еще нет, но проект прорабатывался в РКК «Энергия».

На втором этапе развертывания (2030–2035) запустят еще ряд модулей с космодромов Плесецк и Восточный, в частности целевой производственный модуль, а также платформу обслуживания космических аппаратов с выносным стапелем – на ней можно парковать разного рода автоматические аппараты, спутники. Здесь будет проходить их ремонт, заправка, юстировка полезной нагрузки. Затем они снова будут отправляться на свои орбиты.

Трансформируемый модуль напоминает наработки по надувным модулям американской частной компании Bigelow Aerospace. Однако наш будет иметь повышенную функциональность и обладать большей прочностью к микростолкновениям с космическим мусором и микрометеоритами. Стартовая масса – 4750 кг. Трансформируемый модуль должен стать основой жилой зоны станции, его запуск планируют осуществить на носителе «Ангара-А5» или «Ангара-А5В».

Экспериментальный трансформируемый модуль создается на основе задела по корпусам модулей МКС и займет объем 30 куб. м. После выведения на орбиту его эластичная оболочка надувается до 100 куб. м. Срок эксплуатации оценивается в пять лет.

Что может помешать РОСС

Нельзя не отметить, что РОСС – это творчески переосмысленный и технически более совершенный возврат к идее станции «Мир-2». Размещение «Мира-2» также предполагалось на высоких широтах планеты. Это позволило бы полностью наблюдать территорию нашей страны и особенно интересные с экономической точки зрения районы Арктики.

С другой стороны, полярная орбита наименее выгодна с точки зрения выведения полезной нагрузки: носителю здесь никак не помогает вращение Земли. Кроме того, в приполярных областях выше всего уровень космической радиации – лучевая нагрузка для космонавтов здесь будет примерно в три раза выше, чем на орбите МКС.

Чтобы избежать длительного воздействия радиации на экипаж (и для экономии средств), новая станция будет не обитаемой, а посещаемой. То есть часть времени РОСС будет находиться в беспилотном режиме. Так что туристов на нее, вероятно, не будут возить. В результате Роскосмос лишится многомиллионных долларовых вложений за их доставку на РОСС.

По-прежнему действуют американские санкции в отношении ряда предприятий Роскосмоса, среди которых самарский РКЦ «Прогресс» и ЦНИИмаш. Это означает, что американским компаниям нужно будет получать специальные лицензии для экспорта, реэкспорта или передачи продукции фигурантам черного списка при сотрудничестве по РОСС.

Что касается научно-энергетического модуля, который почти 10 лет строила РКК «Энергия» для МКС, то он обладает существенным недостатком: у него только один активный стыковочный узел, а его корма, на которой смонтированы солнечные батареи, система охлаждения, маршевые двигатели и топливные баки, негерметична. Поэтому модуль дооборудуют двумя каютами для космонавтов, заменят стыковочный узел с активного на пассивный. Доработают также системы управления движением и навигации, управления, телеметрии, связи и обеспечения теплового режима. В модуле предусматриваются иллюминаторы, что может уменьшить его прочность. Кроме того, не исключено, что на НЭМ не появятся всякого рода дефекты, которые возникли у модуля «Наука», недавно пристыковавшегося к МКС.

23 апреля 2021 года Дмитрий Рогозин сообщил, что запуск модуля произойдет в конце 2025 года. Или не произойдет. Дело в том, что в нынешней Федеральной космической программе финансирования на НЭМ на 2022–2023 годы не предусмотрено. Сейчас с НЭМ все работы ведутся только в рамках ранее выделенных РКК «Энергия» средств. В 2012 году на разработку и создание модуля НЭМ было выделено 15,15 млрд руб. из федерального бюджета. И неизвестно, осталось ли от этой суммы что-нибудь. И если ранее выделенные РКК «Энергии» средства закончатся, то на продолжение работ на новом модуле денег взять будет негде.

Сейчас в РКК «Энергия» стоит только корпус летного экземпляра НЭМ, изготовленный на РКЦ «Прогресс». Идет прокладка трубопроводов системы терморегулирования, готовятся динамические макеты для испытаний. Кроме того, необходимо превратить существующий модуль из склада-лаборатории в центр управления будущей станции, сделать пригодным для жизни космонавтов. В частности, не обойтись без АСУ – ассенизационно-санитарного устройства, попросту туалета.

И самое главное. Предложение о создании РОСС еще не одобрил президент РФ Владимир Путин. А если он этого не сделает, то проект окажется очередным фантастическим прожектом отечественных чиновников.

Кроме того, не все эксперты одобряют строительство РОСС. Так, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин выразил мнение, что, несмотря на имеющийся технический задел, создание Россией собственной космической станции не имеет практической цели и приведет лишь к неоправданным расходам. Создание национальной станции может обойтись в общей сложности в 5–6 млрд долл. до 2030 года.

Как заявил Владимир Соловьев, основными задачами российской орбитальной станции станет «проведение медико-физиологических экспериментов в районах с наименьшей защищенностью от агрессивной космической среды». А это значит, что российские космонавты снова подвергнутся повышенному риску с непредсказуемым результатом. Так что окажется ли строительство РОСС блефом или станет последней надеждой России в космосе, никому не известно.

статьи по теме