Студенты университета Цзянсу из Пакистана, Ямайки и Эфиопии на традиционном китайском фестивале Лаба. Фото с сайта www.news.cn
До начала пандемии объем международного рынка образования оценивался в 300 млрд долл. США, а численность обучающихся за рубежом на программах высшего образования в 2019 году составила около 6,1 млн человек. Закрытие границ, прекращение авиасообщения, карантинные ограничения, экономический кризис – все это оказало драматическое влияние на международный рынок образования. По данным ОЭСР, 3,9 млн обучающихся за рубежом уже пострадали в результате санитарного и экономического кризисов.
Как отмечает профессор Центра международного высшего образования в Бостонском колледже (США) Филип Альтбах, «в глобальном масштабе, в контексте массовости и глобализации высшее образование стало гораздо более разнообразным и многополярным. Больше не доминируют крупные англоязычные страны. Исследовательские университеты процветают по всему миру, и многие из них предлагают дипломы на английском языке – в России, Китае, Нидерландах, Японии и многих других странах».
Новые очертания международного рынка образования в ковидную эпоху выглядят следующим образом.
Соединенные Штаты Америки. По мнению американских экспертов, потерю лидерства США, долгое время занимавшие первое место в мире по абсолютным показателям въездной студенческой мобильности, следует считать свершившимся фактом, хотя в абсолютных цифрах Америка все еще остается главным направлением учебной миграции для иностранных студентов (в 2019 году – 1 075 496 человек).
В числе причин такого положения дел Альтбах видит следующие. Американские университеты потеряли монополию на качество – выдающиеся университеты все чаще встречаются в других странах. США больше не рассматриваются как стабильная страна. Крайняя политическая поляризация и все более нецивилизованная риторика заставили многих потенциальных иностранных студентов, аспирантов и преподавателей задаться вопросом: являются ли США лучшим местом для учебы или работы?
Кроме того, на потоках учебной миграции, по мнению Филипа Альтбаха, сказались широко освещаемые массовые расстрелы в учебных заведениях и распространение оружия у населения; участившиеся расовые конфликты, в том числе агрессивные проявления «антиазиатской» ксенофобии. А также геополитическая напряженность в отношениях с основной страной-отправителем – Китаем. Иммиграционные ограничения, введенные в отношении ряда стран, постоянные сообщения о задержках и отказах в выдаче учебных виз в отношении студентов отдельных государств, например Ирана.
Ко всему этому добавились последствия экономического кризиса, вызванного пандемией. Они негативно сказались на возможностях иностранных студентов и их семей направляющих стран финансировать обучение своих детей за рубежом.
Великобритания. Численность иностранных студентов в британских вузах, по данным отчета ОЭСР «Взгляд на образование – 2021», в 2019 году составила 551 495 человек. Доля иностранных студентов в общем студенческом контингенте – 10%. К 2030 году британским правительством запланировано увеличение численности иностранных студентов до 600 тыс. человек.
Несмотря на трудности последних лет, высшее образование Великобритании добилось привилегированного статуса, который ранее имели Соединенные Штаты. В 2021 году почти 30% студентов предпочли Великобританию. Для сравнения: США – 24,5%, Австралию – 16,5%; Канаду – 15,8%. Таким образом, Великобритания в 2021 году стала самым привлекательным местом обучения для иностранных студентов. И основным местом обучения для китайских студентов.
В то же время после брекзита в Великобритании произошло резкое падение числа студентов из стран Европейского союза – на 57%. Основная причина – отмена льгот для европейских студентов по стоимости обучения. (Стоимость оплаты для студентов из европейских и неевропейских стран в среднем составляет около 9 тыс. фунтов стерлингов в год.) Однако падение численности европейских студентов компенсировалось ростом числа заявок от граждан неевропейских стран, например, от нигерийских абитуриентов – на 83%; пакистанских – на 53% и индийских – на 13%. В общем, брекзит не стал катастрофой для университетов Великобритании, как предрекали страны-конкуренты и многие эксперты.
Китай. Численность иностранных студентов в китайских вузах в 2019 году составила 492 тыс. человек. Данных по численности на 2020 год пока нет. Но в связи с тем, что границы для иностранных студентов, закрытые еще с начала 2020 года, так и не открылись в новом учебном году, можно предположить, что численность иностранных студентов в вузах Поднебесной серьезно сократилась. Скорее всего этот показатель будет сокращаться и в ближайшей перспективе. Так, по данным издания Wall Street Journal, майское заседание Государственного совета Китая определило, что строгий пограничный контроль будет сохраняться до первой половины 2022 года. Это обусловлено двумя крупными событиями: зимними Олимпийскими играми, которые пройдут в Пекине в феврале 2022 года, и съездом Коммунистической партии в конце 2021 года.
В сложившихся условиях ряд китайских университетов в начале нового учебного года обратились к иностранным студентам с просьбой отложить их поступление еще на один год. В то же время для уже принятых на обучение иностранных студентов ситуация развивается самым драматическим образом. На протесты в своих странах вышли индийские, пакистанские и бенгальские студенты, обучающиеся в китайских университетах. Так, в Дакке 5 сентября на акцию протеста вышли более тысячи студентов и аспирантов, зачисленных в китайские вузы по стипендиальным программам китайского правительства, которые перестали выплачиваться.
Невозможность продолжить очное обучение в Китае особенно негативно отразилась на иностранных студентах, обучающихся на медицинских или других прикладных научных программах. Этим студентам было запрещено продолжать учебу или по крайней мере какие-либо клинические или практические занятия во время пандемии. На сегодняшний день допускаются лишь отдельные исключения, например, для студентов из Южной Кореи, а также для тех, кто обучается на совместных образовательных программах.
В целом, как показывают различные исследования, для желающих обучаться за рубежом основными факторами при принятии решения об обучении в той или иной стране в эпоху пандемии стали: открытые границы, наличие прямого авиасообщения, ситуация с вакцинацией в принимающей стране и перспективы карантинных ограничений.
В этом контексте для России ситуация складывается благоприятным образом. В конце августа Оперштаб по предупреждению завоза в Россию и распространения нового коронавируса разрешил въезд иностранным студентам. И это, без сомнения, создало дополнительные преимущества для развития экспорта российского образования. В 2020 году число квот правительства РФ на прием иностранных граждан и лиц без гражданства было увеличено до 18 тыс. в 2021 году с перспективой увеличения до 23 тыс. квот в 2022 году.
И самое важное. В соответствии с Правилами приема в российские вузы в 2021 году прием иностранцев на контактное обучение может осуществляться еще до 1 декабря этого года, то есть подводить итоги приемной кампании еще рано. Если, конечно, российские вузы воспользуются преимуществами текущего момента и примут во внимание новые предпочтения иностранных студентов.
комментарии(0)