Портрет академика РАН Бориса Мясоедова. Художник Александр Толстиков |
Может быть, потому, что именно химическая реакция происходит между двумя изначально инертными субстанциями: слушателем и музыкантом, читателем и книгой, зрителем и картиной? В момент их соприкосновения и рождается искусство, возникает нечто неуловимое, меняющее всех участников процесса. Если книга или картина живые, они способны воздействовать на воспринимающую сторону, но они меняются и сами. Они будто взаимопроникают и «приручают» друг друга.
Это краткое вступление было продиктовано необычностью личности автора двух книг «Четыре портрета» Александра Толстикова – профессионального химика и художника, члена-корреспондента Российской академии наук и действительного члена Российской академии художеств. В нем самом давно уже происходит реакция синтеза науки и искусства, помогающая ему создавать новый жанр, соединяющий в себе живопись и учебник по технике живописи, газетное интервью и художественную прозу, сдержанность ученого и страсть публициста.
«Четыре портрета», часть 1-я и часть 2-я, написаны в соавторстве с искусствоведом, академиком РАХ Марией Вяжевич, но на самом деле соавторов у Александра Толстикова гораздо больше. Это и крупнейшие художники-шестидесятники, родоначальники «сурового стиля» академики РАХ Петр Оссовский и Виктор Иванов, и выдающиеся химики, академики РАН Илья Моисеев, Борис Мясоедов, знаменитые археологи Анатолий Деревянко и Вячеслав Молодин.
Портрет народного художника СССР, академика РАХ Виктора Иванова. Художник Александр Толстиков |
И как кажется, тут на помощь художнику Толстикову приходит Толстиков-химик, очень много знающий о природе реакций и необходимых условиях для их проведения.
Я как независимый наблюдатель утверждаю: «химия» происходит. Это не портреты в привычном смысле слова, это не современные 3D-изображения. На наших глазах рождаются новые объемы, новый синкретический жанр. Искусство живописи соединяется с искусством слова и искусством науки, они взаимодействуют, рождая реакцию и вовлекая в нее любого, кто держит в руках и рассматривает эти книги.
Поэтому и приглашение к чтению «Четырех портретов» должно звучать особо. Это и персональные выставки последних лет Александра Толстикова в программе проекта «Современники» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, в собрании которого находятся полотна с изображением героев книг; это и серьезный диалог о современном искусстве с искусствоведом Марией Вяжевич. Но это еще и круглый стол, за которым крупнейшие люди искусства и науки обсуждают собственные судьбы и судьбы страны. А потому о каждом из восьми портретов, вошедших в две книги, хочется воскликнуть: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!»
Академик, археолог Анатолий Деревянко в мастерской художника и химика Александра Толстикова. Фото Ивана Лобова. 2017 |
комментарии(0)