Хирурги медицинского центра Мэрилендского университета во время операции по пересадке трансгенного сердца свиньи человеку. Фото Reuters
Ученые и хирурги Университета Мэриленда (США), получив от властей специальное разрешение, провели в полном смысле слова уникальную операцию. Они пересадили 57-летнему Дэвиду Беннету полноценный орган от другого млекопитающего – сердце свиньи. Но уникальность этой операции не столько в этом, сколько в том, что это было сердце генетически модифицированного животного.
Перспективы, которые открывает эта экспериментальная операция, сейчас даже трудно оценить полностью. Возможно, речь идет о создании высокотехнологичного, наукоемкого промышленного метода «изготовления» запасных органов – не только сердца – человека.
Так совпало, что операция, которая продолжалась семь часов, была сделана Беннету 7 января, и сейчас его состояние остается хорошим. Буквально – человек родился второй раз. По словам хирургов, которые приводит агентство Би-би-си, специалисты из медицинского центра Университета Мэриленда получили от властей специальное разрешение на операцию, объяснив, что без нее пациент умрет. Увенчается ли пересадка успехом, до сих пор окончательно неясно. Сам Беннет уже заявил: «Для меня выбор был между смертью и этой пересадкой. Я понимаю, что дальнейшая моя судьба совершенно неизвестна, но для меня это последний шанс».
В официальном заявлении Университета Мэриленда хирург Бартли Гриффит отметил, что операция призвана «приблизить разрешение кризиса с нехваткой донорских органов». Добавим, что только в США пересадки донорских органов ждут около 100 тыс. человек, и 17 пациентов в день умирают из-за их нехватки.
Такого рода операции – пересадка органов или частей органов от животного одного вида животному другого вида – имеют специальное название: ксенотрасплантация. Агентство France-Press передает, что животное, сердце которого использовали при трансплантации, было генетически модифицировано: ученым удалось «выключить» ген, который может вызвать отторжение пересаженного органа.
«Это – победа! Это – чудо! – отметил в беседе с «НГ» член-корреспондент РАН, декан факультета биологии и биотехнологии НИУ «Высшая школа экономики» Александр Тоневицкий. – Однако надо понимать, что даже генетически модифицированное сердце, как в данном случае, или внешнее медицинское оборудование, заменяющее работу «испорченного» сердца, рассматриваются как «шунт» перед полноценной трансплантацией. Это не рассматривается как постоянная замена больного органа. Отключили только один ген, влияющий на отторжение тканей и органов. Но иммунологическая несовместимость между человеком и свиньей остается очень высокой. Нормальная трансплантация подразумевает подбор донора внутри одного вида».
Отметим, что Александр Тоневицкий был в свое время заместителем по науке у директора НИИ трансплантологии и искусственных органов, академика РАН и Российской академии медицинских наук Валерия Шумакова – пионера в СССР и России пересадок органов человеку. «Проблема тканевой несовместимости действительно существует, – отмечал в 1998 году в интервью «НГ» Валерий Иванович. – Органы и ткани от одного человека внутри вида практически никогда не совпадают с иммунологическим профилем другого человека. (Более или менее идентичны в этом смысле только однояйцовые близнецы.) Поэтому и существует так называемая иммуносупрессивная терапия – набор методов и лекарств, направленных на то, чтобы подавить реакцию отторжения организма против пересаженного органа, который воспринимается как чужеродный. Но, к сожалению, до сих пор лекарств, которые селективно подавляли бы только реакцию отторжения органов, нет. Все эти препараты подавляют иммунитет вообще».
Кстати, на тот момент, 1998 год, у нас в стране было проведено 105 операций по пересадке сердца. В мире с 1967 года прооперировано более 30 тыс. человек.
Сегодня комментаторы осторожно отмечают: как будут развиваться события после операции, проведенной в Университете Мэриленда, пока неизвестно. Как говорит хирург Бартли Гриффит, сейчас врачи «действуют со всей осторожностью» и внимательно следят за состоянием пациента.
Кстати, тот же академик Валерий Шумаков, отвечая на вопрос о том, является ли ксенотрансплантология с использованием трансгенных органов панацеей, подчеркивал: «Тут не только медицинские вопросы будут наиболее сложными, но и этические. Вот недавно промелькнуло сообщение, что девять американских ученых призвали к мораторию на пересадку органов животных человеку. Они связывают это с опасностью того, что органы животных содержат вирусы, которые, подвергшись мутации, могут стать причиной эпидемий среди людей. Такая возможность теоретически существует».
комментарии(0)