0
6367
Газета Наука Интернет-версия

25.01.2022 18:33:00

Восток – дело прибыльное

Модель технологического будущего планеты на берегу Персидского залива

Андрей Стрыгин

Об авторе: Андрей Вадимович Стрыгин – доктор экономических наук, профессор МАДИ.

Тэги: технологии, экспо2020, дубай, экономика, политика


технологии, экспо-2020, дубай, экономика, политика Над дизайном выставочного пространства трудились крупнейшие архитектурные бюро мира. Главный вход на «Экспо-2020».

В историю проведения всемирных выставок, первая из которых открылась еще в 1851 году в специально построенном Хрустальном павильоне в лондонском Гайд-парке, нынешняя в Дубае войдет не только как самая представительная. Действительно, в ней принимают участие 192 государства – практически все страны – члены ООН. Но, кроме того, «Экспо-2020» открыла свои экспозиционные площадки с запозданием на целый год.

А возможно ли совершить путешествие на эту выставку, открытия которой так долго ждали, за один день? Даже если у вас есть недельный или месячный абонемент.

«Возможности, мобильность, устойчивость»

Как только в 2013 году Международным выставочным бюро было принято решение о проведении всемирной выставке в Дубае, сразу же в одном из самых динамично развивающихся городов мира начались строительные работы. Правительство Объединенных Арабских Эмиратов, золотому юбилею провозглашения которых должно было предшествовать это неординарное событие, не скупилось на траты, желая обеспечить как будущим участникам, так и гостям «Экспо-2020» максимум удобств и комфорта.

Был объявлен представительный конкурс среди известных мировых архитектурных бюро и мастерских, победителем которого стала американская фирма ХОК, к проектным работам которой в скором времени присоединились концепт-бюро «Покрео» из США и «Аруп» из Великобритании. Они предложили концепцию трехсекторной выставочной застройки территории площадью без малого 440 га.

Три объединенных воедино экспозиционных сектора должны были, по замыслу концепт-архитекторов, символизировать три подтемы «возможности, мобильность, устойчивость», раскрывающие девиз выставки: «Объединяя умы, создавать будущее».

Одновременно с этим власти Дубая и Абу-Даби, двух эмиратов, в равноудалении от границ которых и стали возводить выставочный комплекс, обеспечили строительство транспортных коммуникаций, включая новую линию современного метро из центра Дубая.

Тут уместен небольшой исторический экскурс. Затраты на возведение и обустройство Хрустального павильона на первой всемирной выставке в Лондоне в 1851 году составили 1,5 сотни тысяч фунтов. Поступления от посещения выставки перекрыли затраты на 10 тысяч, принеся организаторам соответствующие дивиденды. Однако за более чем полуторавековую историю организации и проведения всемирных выставок как их масштабы, так и затраты гипертрофированно выросли.

Так, например, средняя стоимость строительства павильона на всемирной выставке миллениума в немецком Ганновере составила около 12–13 млн евро, а стоимость эксклюзивных, как, например, в Голландии, оказалась в десять раз больше, что компенсировалось впоследствии реальными инвестициями. В Шанхае в 2010 году и масштабы, и затраты соответственно были еще выше. Естественно, что вложения в дубайское «Экспо-2020» прогнозировались существенно выше предыдущих всемирных.

И тем не менее, как говорится, игра стоила свеч, что подтвердилось в самом скором времени. Выяснилось, что при предполагаемых 138 странах-участницах были получены 192 заявки от государств плюс еще заявки от 50 международных организаций и коммерческих структур, пожелавших принять участие в выставке.

Для того чтобы только заглянуть в каждый павильон, рядовому посетителю пришлось бы отшагать за день более 15 км, с неизбежными остановками подкрепиться в одном из 50 пунктов быстрого питания, предлагавшими как традиционный фастфуд, так и типичные блюда колоритных кухонь мира.

А еще соблазны купить что-то на память в сувенирных киосках и лавочках каждого из национальных павильонов стран-участниц. Плюс развлекательные шоу… В общем, хотя выставка такого масштаба – весьма затратное мероприятие, сразу отбить прямые вложения от которого практически нереально, и все же…

Потенциальный финансовый выигрыш от будущих инвестиций в хозяйство страны-организатора прогнозируется в несколько сот миллиардов. Не говоря уже о том, что организаторы решили по завершении выставки в марте 2022 года всю территорию с ее инфраструктурой передать под новый деловой и культурно-развлекательный центр. И это не говоря уже об имиджевом эффекте как для страны-организатора, так и для всех участников: потенциально выставка обеспечивает им всем реальные инвестпроекты.

1-12-2480.jpg
Проектировщики российского павильона
не гнались за размахом, а сосредоточились
на цветовом решении.
Логистические шедевры

Исходя из задачи создания привлекательности образа, страны-участницы строили и оформляли свои павильоны. Их проектировали англо-американские архитекторы и дизайнеры в рамках глобального подряда организаторов.

Так, небольшие, в большей части островные государства, как, например, Маврикий в Индийском океане или карибские острова Сент-Лючия, представляли свой неповторимый экзотический колорит, показывая, какие возможности открываются перед инвесторами в их гостинично-туристический бизнес.

Но посетителей выставки все же больше интересуют возможности стран Старого Света, таких как Франция, Италия, Швейцария, Австрия, или ворвавшейся в их «клуб» в начале прошлого века Японии. Именно перед входами в их павильоны постоянно образовывались очереди. Несмотря на все технологические достижения, страны оставались верными своим национальным традициям, предлагая зайти в настоящее парижское кафе, подняться в Альпы, чтобы там отведать настоящее швейцарское фондю. Или погрузиться в неповторимый колорит древних японских традиций, соседствующих с современными технологиями столь же прочно, как и традиционная культура, вошедших в повседневную жизнь Страны восходящего солнца. Кстати, Япония готовится принимать следующее «Экспо» в 2025 году, уже совсем скоро…

Но особо длинные – и то сформированные по предварительной виртуальной записи – очереди тянулись к входам в павильон страны-организатора: Объединенных Арабских Эмиратов. Само собой разумеется, он оказался самым большим на «Экспо-2020».

Но и его размеры не смогли отразить всех тех впечатляющих результатов, достигнутых страной к рубежу 50-летия национальной государственности. Наверное, именно по этой причине крупнейшие корпорации ОАЭ, например, авиакомпания «Эмираты» или транспортная корпорация, разрабатывающая новый вид скоростного транспорта – капсулы «карголун», обзавелись собственными павильонами. Лейтмотивом этих экспозиций стала мобильность.

1-12-3480.jpg
Панорамный экран наглядно демонстрирует,
как за два столетия достижения российской
науки и культуры стали достоянием
всего человечества.
Мобильность в передвижении по всему миру, мобильность в развитии инфраструктурных объектов, включая современную логистику одного из крупнейших в мире портов в Дубае. Именно налаженные в нем логистические цепочки позволяют добиваться устойчивого использования недр ОАЭ. Прибыль от экспорта добываемой в них нефти обеспечивает мобильное и устойчивое развитие страны.

Устойчивость как результат рачительного использования недр демонстрировала и Саудовская Аравия. Войдя в павильон этой страны, посетители, поднимаясь по виртуальному тоннелю времени с инсталляциями повседневной жизни бедуинов, когда там еще путешествовал Лоуренс Аравийский, вдруг, словно в ином мире, оказывались в огромном зале с мониторами, демонстрирующими размах и объемы инвестиций в нефтедобывающую отрасль, использование получаемых доходов для преобразования некогда патриархального государства в высокотехнологическую страну.

А поодаль от саудовского разместился построенный на спонсорские средства арабских стран павильон Палестины. Страна имеет статус наблюдателя при ООН и напоминает своей экспозицией, что устойчивое развитие всего Ближнего Востока невозможно без выработки консенсуса в окончательном решении палестинского вопроса.

Разные страны, разные экспозиции, разные цели…

Спор за 2030 год

Целью номер один для организаторов экспозиции павильона Республики Корея стал показ безальтернативности выбора места проведения «Экспо-2030». Таким, по замыслам хозяев павильона, превративших его в огромную концертную площадку, где выступления могут проходить и внутри и снаружи, должен стать город Пусан. Он уже имеет опыт проведения масштабных мероприятий мирового уровня, как, например, недавно прошедшие в нем игры зимней Олимпиады.

Главным конкурентом Пусану станет Москва. И как обе страны сумеют показать себя на «Экспо» в Дубае, во многом определит решение скорого заседания Международного выставочного бюро в Париже.

Напомним, что Россия без малого 10 лет назад была конкурентом ОАЭ, опередивших в третьем, решающем туре выбор площадки для выставки 2020 года. Тогда, на мой взгляд, изначально была допущена стратегическая ошибка: конкурентом Дубая стал Екатеринбург. Но ни климатические особенности, ни транспортная доступность не способствовали принятию решения в пользу Еекатеринбурга. К тому же опыта в проведении различных международных выставок, встреч, соревнований у российского города не было.

1-12-4480.jpg
Симулятор кабины скоростного беспилотного
поезда в китайском павильоне.  Фото автора
Да, можно сказать, что раскрутка практически с нуля имела место и для выбора Сочи в качестве олимпийского города. Но благоприятный климат Причерноморья здесь оказался немаловажным фактором, в то время как сибирские морозы…

В общем, генерал Мороз – персонаж грозный с учетом всех стереотипов. Продолжать не надо. А если вспомнить еще, что из 425 рекордов, занесенных в последнее время в знаменитую Книгу Гиннесса, 60% приходится на Эмираты и Дубай, в частности, то, как ни говори, результат соперничества Екатеринбурга и Дубая в какой-то мере был предрешен.

Однако древняя мудрость о том, что все течет и все изменяется, остается верной на все времена. Поэтому выбор Москвы в качестве реального кандидата на проведение будущей всемирной выставки сегодня представляется как наиболее верное решение.

Москва – кандидат на проведение выставки «Экспо-2030» стало, как и у корейцев с Пусаном, лейтмотивом экспозиции российского павильона. Неподалеку от него в конце 2021 года проходил матч на звание чемпиона мира по шахматам. Все это тоже работало на предстоящий выбор столицы «Экспо-2030».

При этом акцент на борьбу за звание столицы будущей всемирной выставки не стал самодовлеющим, что выгодно отличало российский павильон. Как и ставший уже традиционным слоган «Из России – с любовью». Большой экран с таким заголовком ненавязчиво показывает, как за истекшие два столетия достижения отечественной науки и культуры стали достоянием всего человечества.

Выгодно на фоне прочих отличается и архитектурное решение российского павильона. Проектировщики не гнались за размерами и размахом, а сосредоточились на цветовом разнообразии в сочетании с округлой формой, добились яркой образности. Смотришь, и первое, что ассоциативно приходит на ум: «Россия – это целый мир, Россия – это космос». Эффектно, в особенности в вечернее время, когда многоцветье неоновых змей, оплетающих выпуклую внешнюю сферу, вспыхивает всеми цветами радуги.

В отличие от него павильон Соединенных Штатов Америки решен в стиле 50 серебристых звезд. Замысел интересный, но теряющийся на фоне других монохромных строений того выставочного сектора, где он разместился. И если бы не стоящая поодаль огромная ракета-носитель, подчеркивающая лейтмотив экспозиции, трудно сказать, образовывалась бы очередь из желающих посмотреть, а что там, внутри?

И все же, вне всяких сомнений, три павильона трех современных центров мировой силы – США, России и Китая – неизменно обречены на очереди посетителей перед входами в них. В особенности, думается, КНР, павильон которой внешне выдержан в традициях китайской архитектуры, хотя и с подчеркнуто современным акцентом технологического минимализма.

Вся его экспозиция подчинена концепции «Одного пояса – одного пути» с показом особых достижений в области создания уникальной сети скоростных железнодорожных коммуникаций, обеспечивающих стране и ее гражданам широкий спектр возможностей, мобильности, а значит, и устойчивого развития. То есть все те три принципа, реализация которых ведет к достижению выставочного девиза: «Объединяя умы, создавать будущее».

Именно на это в свое время были направлены интеллектуальные усилия Объединенных Наций в выработке Целей устойчивого развития. Логотип этой программы встречает посетителей павильона ООН, а вернее сказать: постоянной миссии Организации Объединенных Наций на всемирной выставке «Экспо-2020». Символично, если учесть, что нынешняя выставка стала первой за всю более чем полуторавековую историю проведения так называемых универсальных экспозиций, в которой участие приняли, без преувеличения можно сказать, все страны мира.

Остается констатировать, что, несмотря на свои грандиозные масштабы, на громадную территорию, на обилие павильонов, свою собственную картину об этой выставке вполне реально каждому из нас составить за полноценный день. Лишь бы было желание познакомиться с нашей планетой Земля, будущее которой зависит от того, насколько искренне люди нашей планеты готовы объединить свои умы, чтобы потом совместно материализовать идеи в устойчивое и в то же время динамичное будущее, предоставляющее всем нам самые разнообразные возможности.

Дубай–Москва


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
713
Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Российская экономика опасно приблизилась к стагфляции

Михаил Сергеев

Может повториться сценарий 90-х годов

0
1746
Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Ученые и эксперты разложили детство по полочкам

Наталья Савицкая

На конференции в Москве обсудят Концепцию воспитания ребенка в семье и международный опыт в этой сфере

0
1089
Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
1114

Другие новости