08.11.2022 17:49:00

Опубликован уникальный документ о подготовке в СССР колонизации Луны и Марса

Тэги: космос, луна, марс, история науки, колонизация, ссср

космос, луна, марс, история науки, колонизация, ссср В 1969 году доступность освоения Луны оценивалась как очень высокая. Фото пресс-службы РКС

Колонизация Луны и Марса Советским Союзом

Уникальный исторический документ, раскрывающий ранее неизвестные подробности освоения космоса, опубликовал холдинг «Российские космические системы» (РКС, входит в госкорпорацию «Роскосмос») – «Итоговый научно-технический отчет по теме «Галактика» (1969). В подготовленном более полувека назад инженерами научно-исследовательского института 885 едином плане суммированы направления развития космической радиоэлектроники на 10–15 лет с детальным разбором ее применения для планировавшихся тогда космических миссий. Перед радиоэлектроникой ставились весьма сложные для того времени задачи – обеспечить дальность действия радиолокационных комплексов на расстоянии до 5–6 млрд км. Планировалось добиться такого качества радиоаппаратуры, при котором она бы безотказно работала в условиях повышенной радиации в течение 10–12 лет.

С помощью этих радиосредств планировалось в 1971–1972 годах организовать первую советскую лунную обитаемую базу с транспортным обеспечением и временем активного существования до 10 суток. Спустя три года предполагалось разработать аппаратуру для лунной базы со сроком работы 30 суток, а после 1975 года – подготовить системы для создания базы «Колумб-I» с персоналом 4–6 человек. С 1980 года база должна была перейти на длительное существование с увеличением штата до 10 человек и сменой персонала раз в год.

Центральное место в перспективных планах СССР занимала проблема исследования Марса с высадкой экспедиции на его поверхность. В рамках этой программы в 1971 году предполагалось запустить объект М-71 с основной задачей – мягкой посадкой автоматической лаборатории и получением с ее помощью разнообразной научной информации, в том числе фототелевизионной. Первой на Марсе должна была оказаться автоматическая биолаборатория. Следом планировалось отправить марсианский автоматический комплекс, состоящий из одного орбитального аппарата и двух спускаемых. Ему предстояло доставить на поверхность Красной планеты тяжелые самоходные лаборатории с длительным сроком активного существования, которые должны были провести детальное изучение планеты, в том числе минералогический анализ и анализ степени биологической опасности, глобальное картографирование, топосъемку. Комплексу предстояло также выбрать удобные и интересные для высадки районы и расставить маячки для посадки.

К 1978 году намечалось изучение дальнего космоса с запуска пилотируемого межпланетного комплекса для облета Марса и Венеры по бипланетной траектории. До этого времени должна была быть закончена отработка всей космической радиоаппаратуры, проверенной многолетней эксплуатацией в различных условиях. Для этих целей предлагалось во всех разработках ввести так называемую идеологическую дисциплину, когда при решении задач всей программы освоения космического пространства использовались по возможности унифицированные системы и приборы.

По материалам пресс-службы «Российские космические системы»

Статистика науки в РФ

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ «Высшая школа экономики» выпустил очередной краткий статистический сборник в ежегодной серии «Наука. Технологии. Инновации». Издание содержит ключевые показатели, характеризующие текущее состояние и тенденции развития научного и инновационного потенциала страны на горизонте от 5 до 10 и (по некоторым показателям) 20 лет.

Россия тратит на науку 1% ВВП. 1,3 трлн руб. составили в 2021 году затраты на науку, превысив уровень допандемийного 2018 года на 4,4% (в постоянных ценах), а их доля в валовом внутреннем продукте сохраняется на уровне 1%. В ведущих странах мира затраты на науку в процентах к ВВП значительно выше: в Республике Корея – 4,81%, США – 3,45, Японии – 3,27, Германии – 3,13, Китае – 2,4% ВВП.

Растет доля ключевых категорий научного персонала. В 2021 году научные исследования и разработки выполняли 662,7 тыс. человек. В структуре персонала увеличивается удельный вес категорий, в наибольшей степени вовлеченных в генерацию новых знаний, – исследователей и техников. В 2021 году их доли достигли 51,3 и 9,1% соответственно (для сравнения: в 2000 году – 48 и 8,5%). Укрепилась доля исследователей высшей квалификации (докторов и кандидатов наук): с 24,9% в 2000 году до 28,7% в 2021-м.

В рейтинге стран по числу публикаций в научных изданиях, индексируемых в Scopus, Россия за 2010–2021 годы поднялась с 15-го места на 8-е, а общее число публикаций авторов из России за этот период выросло в 3,1 раза. При этом средняя цитируемость публикаций России в Scopus в 2021 году была в 1,9 раза ниже общемирового показателя. Число патентных заявок на изобретения, поданных в стране отечественными и зарубежными заявителями, за 2010–2021 годы сократилось на 27,1%.

Измерения общественного мнения о науке, которые ИСИЭЗ проводит более 20 лет. В опросе, проводившемся в конце 2020 – начале 2021 года, 86% респондентов высказали уверенность в том, что ученые работают на благо всего человечества (в 2014 году – 71%). В обществе растет понимание рисков, связанных с развитием науки и технологий, и необходимости их контроля. В 2020 году запрет на проведение исследований, которые могут принести не только пользу, но и вред, считали допустимым 83% россиян (в опросах 2009 и 2014 годов доля таких ответов была ниже: 70 и 64% соответственно).

По информации пресс-службы НИУ ВШЭ