0
5004
Газета Наука Интернет-версия

24.01.2023 18:55:00

Устойчивое будущее техногенной цивилизации

Наталья Винокурова

Анна Лощилова

Об авторе: Наталья Федоровна Винокурова – доктор педагогических наук., профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, Анна Александровна Лощилова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина.

Тэги: природа, экология, общество, экономика, образование

Как сформировать по-настоящему эколого-ориентированного человека



природа, экология, общество, экономика, образование Экологические курсы в школьном образовании и подготовке педагога должны отражать эти современные тенденции развития науки и образования. Фото с сайта www.school38.org

В статье профессора Н.М. Мамедова «Биосфера повышенной чувствительности» рассматриваются вопросы стратегической фундаментальной значимости для современного образования. К числу поднятых автором острых проблем следует отнести опережающую роль экологического образования в достижении устойчивого развития и необходимость в этом контексте внедрения в образовательную практику интегрального экологического курса наряду с элементами экологизации традиционных дисциплин.

Казалось бы, ответ на этот вопрос очевиден. Конечно, необходимо единство интеграции и дифференциации, что обеспечивает единство и целостность экологического знания, имеющего как познавательный, так и ценностно-нормативный, деятельностный аспекты. Вместе с тем на протяжении десятилетий приходится доказывать эту очевидность. На наш взгляд, это связано с автономностью действий по экологическому образованию (ЭО) различных научных школ, неумением или нежеланием договариваться по существу. В этой связи поднятая Н.М. Мамедовым в статье проблема весьма актуальна.

В современной кризисной экологической ситуации в мире и нашей стране активизация деятельности по концептуализации, нормативно-правовому обеспечению, управлению и координации экологического образования в России крайне необходима. Особую значимость сейчас приобретает консолидация профессионального сообщества, работающего по проблемам ЭО, и федеральных органов, в том числе Минпросвещения РФ. Статья Н.М. Мамедова – одного из лидеров становления и развития экологического образования в нашей стране, создает продуктивную платформу для подобной консолидации.

Вызовы современного неопределенного, нестабильного, сложного и неоднозначного VUCA-мира (Volatility – «нестабильность», Uncertainty – «неопределенность», Complexity – «сложность» и Ambiguity – «неоднозначность») ставят под угрозу выживание современной техногенной цивилизации, которая теряет свое единство, внутреннюю устойчивость. В сложившихся условиях особую значимость приобретает культура устойчивого развития и ее базисное основание – экологическая культура. Она становится одним из оснований и драйверов устойчивого развития современного общества. Являясь регулятором экологосообразной жизнедеятельности человека, экологическая культура способствует преобразованию системы ценностей современного мира на базе диалога и сотрудничества, обеспечивает основу коэволюции человека и природы.

Формирование экологической культуры как интегрированного качества личности предполагает комплексное воздействие на все сферы личности: познавательную, ценностную и волевую. В контексте единства всех сфер сознания личности экологическая культура включает взаимосвязанные когерентные компоненты:

– систему экологических знаний: естественно-научных и экологических, ценностно-нормативных, практических;

– экологическое мышление: установление причинно-следственных вероятностных, прогностических и других видов связей;

– культуру чувств: эмоционально-нравственный резонанс, ценности, оценки, отношения, переживания, нравственный и экологический императив, этические нормы, правила, экологические традиции;

– культуру экологически оправданного поведения, характеризующуюся степенью превращения экологических знаний, мышления в повседневную норму поступка.

Эффективное формирование экологической культуры возможно в целостном процессе экологического образования, которое в современных условиях обостряющейся экологической ситуации рассматривается как стратегический приоритет и социокультурный ресурс современного общества, важнейшее условие национальной безопасности страны. Ключевое звено в решении этой задачи – школьное экологическое образование и подготовка учителя к его осуществлению.

Именно экологическое образование современных школьников и подготовка педагога предопределяют облик эколого-ориентированного человека будущего. Вместе с тем в рамках существующей предметно-центричной модели образования это в полной мере сделать невозможно. Необходимы интегрированные экологические курсы, отражающие экогуманистические идеи современной постнеклассической научной картины мира, ее теоретических и практико-ориентированных направлений. Отметим, что сегодня активно развиваются направления практико-ориентированной науки, которая способна осуществлять цепочку переходов от теоретико-концептуального знания к знанию проектному.

Экологические курсы в школьном образовании и подготовке педагога должны отражать эти современные тенденции развития науки и образования, связанные с интегративностью, трансдисциплинарностью и прикладной направленностью. Считаем, что у нас в стране был такой замечательный опыт по созданию интегративных экологических предметов и соответствующих учебников.

Профессором Мамедовым совместно с И.Т. Суравегиной был подготовлен интегративный учебник по экологии для 9–10-х классов общеобразовательных школ. Этот учебник поддержали выдающиеся ученые России: академики РАН А. Л. Яншин и Н.Н. Моисеев. В нем впервые на школьном уровне вводились понятия и представления экологии человека, социальной экологии, глобализации, теории устойчивого развития и т.д. Учебник перевели на иностранные языки. Недавно увидело свет его дополненное третье издание. Но… учебник оказался не востребован, поскольку экология снята с учебных планов.

Считаем, что обязательным компонентом реализации ЭО в школе и в экологической подготовке педагога должен быть прикладной практико-ориентированный экологический курс. Подобный курс и соответствующий учебник «Природопользование» (авторы Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина и др.) был создан и издан в издательстве «Просвещение» еще в середине 90-х годов ХХ века. Курс получил высокую оценку профессионального сообщества и педагогов. Но и этот курс также не востребован, поскольку экология снята с учебных планов. А ведь его актуальность очевидна в контексте указа президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В нем проблеме рационального природопользования посвящен целый раздел.

Два рассмотренных выше курса взаимно дополняют друг друга, обеспечивая взаимосвязь морфоструктурной интеграции (интеграция содержания по структуре науки) и функциональной интеграции (интеграция содержания по направлениям деятельности и экологическим проблемам).

Хотелось бы надеяться, что будет нормативно поддержана на уровне федеральных органов практическая реализация принципиально иных приоритетов устойчивого развития, которые исходят из принципов опережающего развития интегративного экологического образования и соответствующих ему качеств человека по сравнению с развитием сложных технологических систем.

Нижний Новгород


Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
1069
ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

ИИ способен лишить работы восемь миллионов британцев

Данила Моисеев

Ученые призвали правительство и бизнес отнестись к рискам внедрения новых технологий осознанно

0
767
Власти Киргизии нанесли удар по мафии

Власти Киргизии нанесли удар по мафии

Виктория Панфилова

Впервые в республике арестован преступный клан

0
2578
В Поднебесной ждут перемен

В Поднебесной ждут перемен

Юрий Тавровский

В Китае хотят усовершенствовать модель развития

0
1701

Другие новости