0
4703
Газета Наука Интернет-версия

10.12.2024 17:49:00

Новости науки. Что было главной мотивацией сложных погребальных ритуалов в Древнем Египте

Тэги: египет, ревний египет, погребальный обряд, история, археология


египет, ревний египет, погребальный обряд, история, археология Бог Анубис прикасается к сердцу и солнечному сплетению мумии, пристально смотрит ей в глаза, чтобы разбудить ее и сопроводить в путешествие по загробному миру. Иллюстрация из книги Альберто Карло Карпичечи «Искусство и история. Египет», 2000

Древние египтяне перед лицом смерти

Традиционно считалось, что религия египтян строится исключительно на страхе смерти. Академический руководитель программы «Египтология» НИУ ВШЭ Екатерина Александрова исследовала погребальные практики древних египтян на основе религиозных текстов и работ египтологов ХIХ, XX и XXI веков. Исследование опубликовано в журнале «Шаги/Steps».

Работы известного археолога и востоковеда Уоллиса Баджа сформировали представление о древнеегипетской культуре как о «мистической» и «другой», внимание акцентировалось на одержимости смертью по сравнению с западными цивилизациями. Этот подход, известный в социальной психологии как теория управления страхом смерти, предполагал, что строительство пирамид или создание «Книги мертвых» – это попытки справиться с чувством неизбежности смерти.

Екатерина Александрова предлагает дополнить этот подход к анализу религии древних египтян теорией компенсационного контроля. Согласно этой теории, испытывая недостаток контроля над своей жизнью, для сохранения порядка люди обращаются к внешним источникам – богам и правителям. Анализируя «Тексты пирамид» и «Книгу мертвых», исследовательница ставит вопрос: что было главной мотивацией сложных ритуалов – страх смерти или стремление к поддержанию порядка и контроля над миром? В египетской культуре важное место занимала практика поддержания космического порядка, маат – принцип гармонии и стабильности. Этому порядку постоянно угрожали силы разрушения, исефет.

По мнению автора, основной движущей силой древнеегипетской религии было не столько стремление избежать смерти, сколько необходимость поддерживать стабильность и порядок как на земле, так и в загробном мире. Ритуалы служили способом восстановления космической гармонии и подчеркивали важность контроля над силами хаоса. Именно в этом заключалась роль фараонов – божественных правителей, которые были ответственны за сохранение мира и гармонии не только на земле, но и в загробной жизни и считались гарантами порядка – маат.

Исследовательница подчеркивает важность индивидуального контроля в египетских погребальных практиках. Владельческие и угрожающие надписи в гробницах часто используют юридическую риторику в качестве предупреждения для тех, кто мог бы осквернить могилу. В этих надписях покойный не только выражал надежду на восстановление справедливости в суде Великого бога в ином мире, но и рассчитывал на собственные колдовские способности, позволяющие наказать грабителя. Смерть страшила египтян, но это была «вторая смерть», наступавшая при неудачном стечении обстоятельств в ином мире. Чтобы справиться с ней, у египтянина были культурные технологии: например, «сердечные амулеты» не позволяли сердцу умершего свидетельствовать против него на суде Осириса.

Теория компенсации недостатка контроля позволяет видеть погребальные практики различных социальных классов, от простолюдинов до правителей, как часть единой системы. Екатерина Александрова отмечает: «Обеспечение правильного погребения божественному правителю – необходимость столь же очевидная, как осуществление храмового культа. Царские заупокойные тексты прямо говорят о том, что «пробудившийся от сна смерти» фараон устанавливает маат на место исефет. Это означает, что заботы о погребении фараона не только приумножают его личное посмертное благополучие, но и нацелены на общее благо, так как работают на обеспечение стабильности космического порядка».

По информации пресс-службы НИУ ВШЭ

ИТОГИ НАУКИ

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в партнерстве с Минобрнауки РФ и Росстатом выпустил статистический сборник из серии «Наука. Технологии». В сфере исследований и разработок в России к концу 2023 года были заняты 670,6 тыс. человек. Их численность в последние два года растет: в 2023 году  – на 0,1%, в 2022 году  – на 1,1%. По численности персонала в науке в эквиваленте полной занятости (733,4 тыс. человеко-лет) Россия входит в пятерку мировых лидеров, уступая только Китаю (6353,6 тыс.), США (2646,5 тыс.), Японии (940,1 тыс.) и Германии (784,6 тыс.  человеко-лет). К концу 2023 года численность аспирантов выросла до 121,6 тыс. человек (+10,8% к уровню 2022 года и +44,3% к уровню 2019 года). Из них 11,2% защитили диссертации в период подготовки (в 2022-м – 12,9%, в 2019-м – 10,5%). Объем внутренних затрат на исследования и разработки в России в 2023 году достиг 1,65 трлн руб. Темп прироста (7,4% по сравнению с предыдущим годом в постоянных ценах) вдвое превысил темп прироста ВВП (3,6%). В мировом рейтинге по абсолютным масштабам затрат на науку (в расчете по паритету покупательной способности национальных валют) Россия занимает 9-е место (61,8 млрд долл. США). Впереди нее США (923,2 млрд долл.), Китай (811,9 млрд), Япония (200,8 млрд), Германия (174,9 млрд), Республика Корея (139 млрд), Великобритания (102,6 млрд), Франция (85,2 млрд) и Тайвань (64 млрд долл.).

По информации ИСИЭЗ НИУ ВШЭ


Читайте также


Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Как отменяли слащаво-маниловское отношение к ученикам

Наталья Савицкая

Школьная оценка по поведению всегда вызывала много критики

0
2843
Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Богословские основы соглашения с «воинствующими безбожниками»

Михаил Гар

Как складывался конформизм патриарха Сергия

0
2665
Грядет ли время рептилоидов

Грядет ли время рептилоидов

Сергей Макин

Рассуждения о легендах и мифах в связи с наступающим годом Змеи

0
5426
Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Глава Русской духовной миссии в Иерусалиме рассказал об изгнании из Болгарии и служении в Израиле

Милена Фаустова

Ближневосточная война разлучила паломников со Святой землей

0
4576

Другие новости