Культовая статуя бога Беса из храма в оазисе Бахария. Фото из книги «Древний Египет. Энциклопедия» (М., 2005) |
И везде люди страдали от холода, потому что никакой костер-очаг не мог их спасти в каменных убежищах. И неудивительно поэтому, что возникавшую от холода боль они «гасили» подсобными средствами. То есть растительными, которыми пользовались и обезьяньи сородичи. Доказательством тому служит открытие использования нашими пращурами эфедры (Ephedra) – вечнозеленое голосемянное растение, содержащее адреномиметический алкалоид эфедрин. Его действие похоже на адреналин, стимулирующий сокращение мышц и выделение эндогенного тепла. Греки назвали ее ЕФЕDРОС, что переводится как «наместник», тот, кто выше.
Археологи обнаружили остатки эфедры в гроте-пещере Голубей (голубиной), что на северо-востоке Марокко. Радиоуглеродный анализ показал, что возраст этих растительных фрагментов – фантастические 15 тыс. лет.
Из пещер люди переместились в долину реки, которую македонцы, пришедшие с Александром, назвали в честь своего водного бога NEI/\OC (однокоренные слова: нимфа, нимфей, нереиды). Местных людей они называли коптами, поэтому и страна получила имя АIГYПТОС.
Жители долины были умными и изобретательными, строили пирамиды и гробницы, храмы, посвященные многочисленным богам (которых насчитывали до 1500). Одним из них был карлик с львиной головой. Он, несмотря на свой грозный вид, помогал людям и спасал их, за что получил имя Бес, которое было переведено как СОТНР, то есть «спаситель». Сатиром называл себя Птолемей, сподвижник Александра, ставший первым правителем страны и основавший династию, правившую почти 300 лет. Изображали Беса с его ритуальным сосудом (mug).
Один такой птолемеевского времени сосуд хранится в Художественном музее флоридского г. Тампа. Сотрудник университета Тампы, изучающий средиземноморскую диету, с коллегами из университетов Триеста и Милана, во всеоружии современных методов химического анализа исследовали состав пленки, сохранившейся на внутренней поверхности сосуда. Разные виды хроматографии, а также синхротрон-радиационной масс-спектроскопии показали довольно обширный набор органики, сохранившийся на протяжении двух тысячелетий.
Авторы идентифицировали белки метаболиты разных растений. Среди них – голубая нимфея (Nimphaea corulea – голубой нильский лотос), обладающая психотропным и медицинским действием. Добавлялись в этот «коктейль» биожидкости человека, чтобы придать ему цвет крови. Не обходилось без добавления алкоголя и кунжутного семени, винограда и кедровых орешков, а также для придания сладкого вкуса – меда и солодки-ликориса (из семейства бобовых). Состав предназначался для магических ритуалов причащения в особых «палатах» Беса в Сакаре, что неподалеку от трех больших пирамид.
Ритуалы проводились для «обеспечения» успешного протекания беременности и обеспечения плодовитости. Выдвинуто также предположение, что перечисленные ингредиенты могли вызывать видения (day-dreams), помогающие успокоить вспышки гнева злых духов.
Напоминается, что и в погребальной камере Тутанхамона были найдены предметы с изображениями Беса на магических жезлах и амулетах, использовавшихся египетскими жрецами для отвращения злых духов. Можно вспомнить и Моисея, которому было указано соорудить скинию-шатер Завета, в котором должны стоять металлические чаши на треногах для воскурений ароматного ладана (застывшего сока лабданового дерева).
Так 27-я династия фараонов передала привет современности, имеющей средства понять его смысл…