0
12060
Газета Наука и технологии Интернет-версия

25.02.2025 18:30:00

Новости науки. Человеком движут мотивы статуса и игры

Тэги: психология, поведение, мотивы поведения


психология, поведение, мотивы поведения Сетевая психометрика – взаимосвязи между мотивами человеческого поведения.  Источник: Robert Aunger, Albina Gallyamova, Dmitry Grigoryev, Network psychometric-based identification and structural analysis of a set of evolved human motives, Personality and Individual Differences, Volume 233, 2025

Исследователи из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Лондонской школы гигиены и тропической медицины установили 15 ключевых мотивов человеческого поведения. Существуют различные подходы, используемые для оценки мотивов человеческого поведения. Самая известная концепция – иерархия потребностей, предложенная Абрахамом Маслоу в середине XX века. Однако большинство подходов сосредотачиваются на социальных аспектах мотивации, игнорируя эволюционную перспективу. Изучив взгляды, предпочтения и поступки людей с точки зрения эволюционной теории, российские и английские ученые показали, как мотивы переплетаются и формируют привычки и отношения между людьми. Результаты опубликованы в журнале Personality and Inpidual Differeces.

В рамках предложенной концепции все мотивы рассматриваются как эволюционные адаптации, повышающие приспособленность древнего человека к окружающей среде и влияющие на поведение в наши дни. Ученые предположили, что если определенные эволюционные механизмы раньше инициировали некоторые формы поведения, то стоящие за ними мотивы можно выявить с помощью стандартных психометрических методов. Для этого авторы исследования провели онлайн-опрос, в котором приняли участие более 500 человек. Респондентам предлагали оценить 150 утверждений о повседневных предпочтениях, страхах, желаниях и социальных устремлениях. Вопросы были составлены на основе выявленных ранее в других исследованиях мотивов, связанных с телесными, репродуктивными или социальными потребностями человека: «мне очень нравится кататься на каруселях», «еда для меня не играет такой важной роли, как для большинства других людей», «я много общаюсь со своими друзьями» и проч.

При помощи сетевого анализа ученые выявили устойчивые кластеры мотивов. Оказалось, что поведение человека регулируют 15 ключевых мотивов, которые можно объединить в пять больших групп: связанные с окружающей средой (накопление, созидание); физиологические (страх, отвращение, голод, комфорт); репродуктивные (влечение, привлечение партнера, любовь, воспитание); психологические (любопытство, игра) и социальные (принадлежность, статус, справедливость).

Также исследователи обнаружили функциональные взаимосвязи между мотивами. Например, существует связь между мотивами справедливости, воспитания и любопытства. Интересно, что мотивы статуса и игры были центральными во всей сети, то есть именно они оказывают наибольшее влияние на связи и взаимодействие между другими элементами. 

«Сетевая психометрика позволила нам увидеть, как мотивы связаны друг с другом, – поясняет Альбина Галлямова, младший научный сотрудник Центра социокультурных исследований НИУ ВШЭ. – Например, мотивы «любовь» и «забота» находятся рядом друг с другом в сети, что логично с точки зрения эволюции: забота о потомстве повышает его шансы на выживание. В то же время такие мотивы, как «страх» и «любопытство», часто проявляют противоположные эффекты. Страх удерживает нас от опасности, но чрезмерное его проявление может сдерживать любопытство, которое способствует познанию и инновациям».

Исследование также выявило различия в выраженности мотивов в зависимости от пола и возраста. Женщины чаще проявляют интерес к мотивам заботы и комфорта, тогда как мужчины более склонны к мотивам статуса и влечения. Ученые отмечают, что эти различия связаны с тем, как исторически складывались роли мужчин и женщин в процессе эволюции.

Возраст также играет роль в формировании наших приоритетов. Молодые люди больше ориентированы на статус и игру, в то время как в старшем возрасте на первый план выходят страхи и забота о комфорте. «Эти изменения отражают жизненные этапы, где сначала мы стремимся завоевать свое место в обществе, а затем сосредотачиваемся на безопасности и выживании», – добавляет Альбина Галлямова.

Результаты исследования могут быть полезны в различных сферах – от маркетинга до IT. Например, в рекламе понимание мотивов различных социальных групп позволяет точнее настроить коммуникацию. В сфере ИИ понимание эволюционных мотивов позволяет настроить систему более человекоцентрично: для молодых пользователей предлагать геймификацию и социальное взаимодействие, а для старшего поколения – удобство и простоту. В терапии понимание мотивов позволяет точнее реагировать на потребности клиента. Например, работа с тревогой может учитывать эволюционный механизм избегания опасностей и помогать находить баланс между безопасностью и любопытством.

«В конечном итоге понимание эволюционных мотивов, которые движут нашим поведением, позволяет создавать решения, делающие жизнь людей комфортнее, безопаснее и интереснее», – объясняет Альбина Галлямова.

По информации Пресс-службы НИУ ВШЭ


Читайте также


Проблемных долгов все больше, выгоды от депозитов все меньше

Проблемных долгов все больше, выгоды от депозитов все меньше

Анастасия Башкатова

Финансовый сектор устойчиво балансирует между просрочками по кредитам и рисками бегства вкладчиков

0
1998
Труднее всего остановиться

Труднее всего остановиться

Вера Бройде

О жизни и смерти в детской литературе

0
2901
Скука чтения. Эндокринология, психофизиология и книжная суггестия

Скука чтения. Эндокринология, психофизиология и книжная суггестия

Андрей Ваганов

0
10942
Дать читателю свободу

Дать читателю свободу

Татьяна Веретенова

О психологичности героев, связи с природой и методе остранения

0
7117

Другие новости