Фото pixabay.com
В последнее время популярным развлечением стало создание скандала и запись конфликтов на видео. Такие ролики набирают миллионы просмотров и привлекают внимание общественности.
Люди создают каналы и блоги, посвященные провокационным и скандальным ситуациям, которые они сами создают. Своим примером они «вдохновляют» многих.
Последователи профессиональных скандалистов получают от провокаций выгоду – прибавляется количество подписчиков, повышается цена рекламы в блоге, а иной раз удается «выбить» бесплатную поездку в такси, обед в кафе или услугу в салоне красоты. Порой скандал в Сети перетекает в скандал в телепрограмме. Часто такому вот «герою» платят деньги за согласие появиться в эфире. А иногда скандал используют, чтобы свести счеты с сотрудником какой-либо организации. Просто потому, что не понравился он сам, или стоимость услуги. Или вообще – просто так. Скандал ради скандала.
Вот недавний пример: родственник посетителя одной из нотариальных контор города Омска обвинил сотрудников в том, что его пожилого родственника якобы не просто оскорбили, а еще и вынудили встать на колени. Обвинение было подкреплено видео, снятым на камеру мобильного телефона. Или другой: пока известная блогерша записывала «сториз», ее ребенка пристегивал в детском автокресле водитель вызванного такси. На видео в блоге – слезы ребенка. Блогерша обвиняет водителя в грубости, ругает компанию-агрегатор, которая, кстати, из-за этого эпизода несет репутационные потери, и призывает создать петицию, чтобы всех водителей, работающих на детском тарифе, обязали прослушать лекцию психолога о правилах общения с маленькими пассажирами.
Иногда хайп и вовсе перерастает в шантаж. Предприимчивые граждане сначала провоцируют скандал, подогревают его, а потом требуют компенсацию, угрожая разместить видео в интернете. Причем даже если жертва провокаторов ведет себя достойно, фотографии снабжаются комментариями, извращающими суть происходящего, видео «обрезается», чтобы создался «нужный» эффект.
Не секрет, что у скандальных ток-шоу и роликов высокие рейтинги. Психологи объясняют это так: любой скандал – это негатив. Тот факт, что человек реагирует на негатив – эволюционный инструмент. Потому что от умения замечать негативные явления и факторы напрямую зависели шансы на выживание. Сандальный контент дает человеку почувствовать, что у него все хорошо, потому что «у других – хуже». Именно эту особенность человеческой психологии берут в расчет СМИ и блогеры. Негативный заголовок всегда привлечет больше внимания. Негативное событие соберет больше «просмотров» и репостов.
Цель провокации у каждого своя – это или внимание, или желание отомстить, опорочив другого «на весь свет», или желание заработать, для кого-то самоутвердиться. Человек, который жаждет внимания или мести, создаст почву для скандала или провокации, чтобы собрать широкий круг публики и заявить о несправедливости, которая, по его задумке, имеет место в его жизни или жизни всего общества. Кто-то с этой целью демонстративно на камеру воспитывает сотрудников ДПС и становится народным героем. Кто-то направляет свои усилия на таксистов, кто-то на пассажиров такси, кто-то врачей или учителей, кто-то приходит с целью устроить скандал к нотариусу.
Однако, часто охотники за хайпом забывают, что в уголовном кодексе Российской Федерации есть статья о клевете. И за ложную информацию придется отвечать по закону.
История с провокацией в омской нотариальной конторе завершилась просто: разбирательство показало, что все обвинения оказались всего лишь фантазией. По кадрам видеофиксации, которая вела в офисе, удалось полностью восстановить цепочку событий. Никаких оскорблений, как оказалось, не было, обвинения в завышенной стоимости услуг тоже оказались беспочвенными. А на колени пожилой мужчина встал и вовсе непонятно зачем. Уже после того, как все документы были оформлены и подписаны, он проследовал в детский уголок, оборудованный для детей посетителей, примостился к столику с раскрасками и цветными карандашами. В этот момент и были сделаны «душещипательные» кадры, которые взбудоражили общественность.
Многие любители получить выгоду от скандала уверены, что их не поймают. Ведь «грязные» материалы сегодня снимается на камеры мобильных телефонов и молниеносно распространяются по сети. А потом также молниеносно все это может из сети быть удалено. Как быть, если на хайповом видео запечатлено то, за что нужно наказать? Обеспечение доказательств нотариусом позволит сохранить хайповые доказательства в виртуальной паутине. И эта опция – не только для селебрити. Обеспечение доказательств помогает наказать тех, кто занимается буллингом в социальных сетях и в реале. Число тех, кто испытал на себе травлю в интернете, выросло до рекордных значений за последние четыре года – почти 80% жителей страны так или иначе подвергались нападкам и оскорблениям в сети. Даже появился специальный термин, обозначающий это явление – «кибербуллинг». Хоть и выглядит он порой достаточно безобидно, но может иметь для жертвы печальные последствия, вплоть до суицида. Ведь в отличие от буллинга в реальной жизни, когда человек может укрыться в безопасном месте, преследование в сети длится бесконечно.
Все страны так или иначе борются с этим явлением. В Великобритании есть онлайн-карты, на которых любой школьник может отметить место, где он подвергся буллингу, работают антибуллинговые программы в школах, вопрос прорабатывается и на законодательном уровне. В США есть свои меры борьбы с оскорблениями в сети или в реальной обстановке есть в каждом штате. В Финляндии введена мера разделения ответственности – за буллинг отвечает не только напавший, но и его семья, школа или работа, окружение.
В России есть статьи закона, позволяющие остановить агрессора. Вопрос только в доказывании факта клеветы или буллинга. Многие видели ролики, на которых подростки издеваются или избивают неугодного одноклассника. Или читали о случаях, когда из-за угрожающих и оскорбительных комментариев в сети человек получал нервный срыв и вынужден был долгое время восстанавливаться. Именно обращение к нотариусу поможет сохранить доказательства агрессии, даже если видео будет удалено.
комментарии(0)