0
1327
Газета Спецслужбы Интернет-версия

28.02.2003 00:00:00

Противоборство уже идет

Андрей Шаваев

Об авторе: Андрей Гургенович Шаваев - доктор юридических наук, профессор, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.

Тэги: сша, ирак


В ПЛАНАХ намечаемого удара Соединенных Штатов и их союзников по Ираку традиционно стержневая роль и важное место определены американскому разведывательному сообществу, которое в отличие от армии, флота, ВВС и морской пехоты уже вступило в жесткое противоборство с иракскими спецслужбами. Вероятно, что на подготовительном этапе и в начальный период боевых действий разведорганы США будут выполнять следующие основные рамочные задачи.

Уточнение всеми средствами легальной, агентурной, технической, воздушной и космической разведки добытых ранее данных о военных и специальных объектах на территории Ирака, подлежащих немедленному точечному уничтожению с началом войны. Прежде всего это объекты ПВО и ВВС, основные и запасные пункты управления, системы связи и радиоэлектронной борьбы, места компактной дислокации войск и боевой техники, силы и средства береговой обороны.

Доразведка объектов, подлежащих захвату и удержанию подразделениями спецназначения, чтобы не допустить их уничтожения иракцами. К таким объектам относятся нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие элементы инфраструктуры (нефтяные скважины, трубопроводы, терминалы, резервуары-хранилища, нефтеперегонные заводы, предприятия химической переработки нефти).

Расконсервация агентурной сети в Ираке и постановка уточненных задач на начальный период ведения боевых действий, которые могут заключаться в проведении диверсионно-террористических актов, акций по деморализации армии и населения, выполнение вспомогательных разведывательных заданий и поручений.

Склонение через агентуру влияния в высших военно-политических кругах руководителей ряда государств Европы и Азии, арабского мира или к поддержке нападения США на Ирак, или к сдержанному невмешательству. Со странами, ведущими разработку месторождений нефти в Ираке, а это Франция, Китай, Тунис и Россия, наиболее вероятны попытки достижения приемлемых для сторон паритетных соглашений, предполагающих либо сохранение послевоенного участия в нефтедобыче, либо ту или иную форму компенсации убытков и потерянной в результате боевых действий доли прибыли.

Подбор кандидатов на посты в марионеточном правительстве, способном возглавить Ирак после поражения Саддама Хусейна.

Тотальное усиление антитеррористических, противодиверсионных и контрразведывательных мер на территории США, в американских дипломатических и торговых представительствах за границей. Предполагается, что широкое повсеместное применение найдут мобильные группы, состоящие из сотрудников Разведуправления Министерства обороны (РУМО), Центрального разведывательного управления, Агентства национальной безопасности (АНБ), Национального агентства аэрокосмической съемки и картографии (НААСК). Известно, что такие группы обеспечивают постоянный обмен разведывательной оперативной информацией в режиме реального времени, получаемой из различных источников, и доведение этой информации до потребителей.

Поражение Багдада в войне предопределено не только его длительной международной политической, военной и экономической изоляцией. Весьма очевидно, что основной фактор гарантированного успеха Америки - колоссальный технологический отрыв США от Ирака, следствием чего является подавляющее преимущество американцев в средствах разведки, управления, связи, в возможностях планетарной проекции силы, масштабного использования космического пространства, высокоточного оружия, превосходство в воздухе, мощь десантно-амфибийных средств.

После достижения военной победы основные задачи американских спецслужб будут предположительно таковы:

- активный розыск военно-политических, экономических руководителей Ирака, его армии и спецслужб для их последующего интернирования;

- выявление и подавление совместно со спецподразделениями локальных очагов сопротивления на территории Ирака;

- розыск и захват конфиденциальной правительственной документации, прежде всего - по нефтяному сектору экономики, архивов спецслужб;

- вскрытие агентурной сети иракских спецорганов и полиции;

- поиск, легализация, а при необходимости и фальсификация системы доказательств создания Ираком оружия массового уничтожения для последующей передачи в Международный трибунал и оправдания тем самым перед мировым сообществом обоснованности развязывания войны;

- содействие в формировании новых спецслужб постхусейновского Ирака.

Разумеется, было бы наивным утверждать, что "рыцари плаща и кинжала" Саддама Хусейна в ожидании войны сидят сложа руки. Специальная служба безопасности, Департамент общей разведки, военная разведка, подразделения радиоразведки и военной полиции, находясь в состоянии полной боевой готовности, в рамках своей компетенции обеспечивают охрану высшего иракского руководства (активно задействуя при этом разветвленную сеть специальных убежищ), ведут пристальное наблюдение за высшими чинами армии и спецслужб с целью предотвращения возможного предательства, занимаются укрытием иракских военных программ, выявлением и устранением оппозиционных элементов, осуществляют слежение за развертыванием наступательной группировки противника.

В интересах недопущения или максимального оттягивания военного конфликта в ход идут конфиденциальные контакты с высокопоставленными и влиятельными представителями различных государств и международных организаций. Не исключен и вполне вероятен заблаговременный конспиративный вывод наиболее ценных сотрудников спецслужб, архивов, финансовых средства за пределы территории страны для последующей разведывательно-подрывной и иной работы против США и их союзников, организации партизанской и повстанческой деятельности, проведения акций возмездия.

Любые модели действий спецслужб строятся с учетом того факта, что разведывательная деятельность, в том числе и в военный период, является системой вероятностной, а это означает, что такие модели могут содержать случайные элементы. Поэтому показатели модельных прогнозов лишь с некоторой вероятностью могут совпадать с последующими фактическими показателями оперативной обстановки. Вместе с тем учет данных моделей необходим, во-первых, для знания противника; во-вторых, для того чтобы в будущем Россия не оказалась в положении Ирака как объект удовлетворения потребностей стратегии энергетической безопасности третьих стран. Ибо мало кому известно, что стратегическая цель войны США против Ирака определена Группой развития национальной энергетической политики (NEPD) - сверхзасекреченной организацией, учрежденной в январе 2001 г. ведущими представителями американского нефтяного лобби, в числе которых президент Соединенных Штатов Джордж Буш, вице-президент Ричард Чейни, советник по национальной безопасности Кондолиза Райс и др. Она формулируется как защита энергетической безопасности США путем максимального использования всей экономической, политической, военной, информационной и разведывательной мощи Америки.

Ирак выбран в качестве жертвы агрессии не потому, что там правит Саддам Хуссейн, и не оттого, что на территории этой страны, может быть, производится оружие массового поражения. Просто Ирак - наиболее слабое звено среди обладателей наибольших в мире запасов стратегического сырья.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
673
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
819
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
758
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
756

Другие новости