0
2221
Газета Спецслужбы Интернет-версия

08.08.2003 00:00:00

Начинающему разведчику недолго заблудиться

Олег Нечипоренко

Об авторе: Олег Максимович Нечипоренко - ветеран советской внешней разведки.

Тэги: разведка, сша


ИЗ ПУБЛИКАЦИИ в "НВО" (# 16, 2003) следует, что "Минэкономразвития идет в разведку" после того, как в кругах, близких к нему, "родилась и развивается идея о целесообразности создания собственной внешнеэкономической разведки в структуре министерства - вне СВР России". Не знаю "кругов", в которых "родилась" идея о собственной разведке, но, мягко говоря, поражает глубина аргументации о ее "целесообразности для снабжения гражданского предпринимателя из Тамбова или Иркутска "секретными данными", в числе прочего "для заимствования новейшего научно-технического опыта и др.", о потребности в секретных управленческих технологиях (авторы подразумевают под этим тайные "специальные операции") государственного аппарата", и все это связывается с предстоящим вступлением России в ВТО.

Весьма удивляет и странная логика обобщенного вывода по "выявленным точкам зрения", что "проблема сформулирована верно", но "возможно, преждевременно" (?!).

В публикации сказано, что "предложенный вариант развития разведки соответствует практике США (?!), где многие министерства и ведомства...имеют собственные разведывательные подразделения".

В связи с последним утверждением хотелось бы поделиться с творцами идеи о собственной разведке в Минэкономразвития некоторой информацией о том, насколько их вариант "соответствует" американской практике ведения экономической разведки.

В объемистых концептуально-установочных документах американского разведсообщества о приоритетных направлениях деятельности на 80-е гг., а затем на 90-е, сбору экономической информации придавалось все большее значение. Не изменилась, а даже укрепилась эта тенденция и в первые годы наступившего столетия, естественно, с учетом коренных изменений на геополитическом и геоэкономическом мировом пространстве.

Каков же механизм осуществления разведывательной деятельности по удовлетворению потребностей американской администрации в зарубежной экономической информации, который действовал в указанные выше периоды.

Таким механизмом являлось Вашингтонское экономическое сообщество (ВЭС), которое включало государственный департамент, министерство финансов, министерство торговли, министерство труда, министерство сельского хозяйства, министерство внутренних дел, министерство обороны, министерство военно-морского флота, ВВС, ЦРУ, РУМО, агентство национальной безопасности, Экспортно-импортный банк, совет управления Федеральной резервной системы, агентство по контролю над вооружением и разоружением, бюджетно-административное управление, агентство международного развития, Комитет по внешней торговле, министерство транспорта. Как явствует из состава участников, ВЭС - это симбиоз членов разведывательного сообщества США и экономико-финансового блока американского истеблишмента, который представляет собой механизм ведения тотальной экономической разведки в рамках Объединенной экономической информационной программы (ОЭИП).

В период холодной войны приоритетными целями для ВЭС являлись страны Варшавского блока - Советский Союз и страны Восточной Европы. ОЭИП представляла собой набор инструкций и руководств по приоритетным проблемам, что обеспечивало целенаправленность действий всех участников ВЭС в сборе необходимой информации в сфере своих функциональных обязанностей. Основным руководящим документом служил "Экономический приоритетный перечень". В нем излагались основные требования к текущей экономической информации для всех членов ВЭС, и он являлся "путеводителем" для полевых "сборщиков" необходимых сведений.

Координацию включаемых вопросов и составление этого Перечня осуществлял секретариат подкомитета по потребностям и координации комитета экономической информации директора центральной разведки (главы разведсообщества США. - О.Н.). Зарубежную рассылку обеспечивал госдепартамент, выполнявший функции исполнительного управляющего Объединенной экономической информационной программы. В качестве примера набора приоритетных информационных потребностей по странам Восточной Европы может служить содержание одного из Перечней периода конца 70-х гг. В число региональных экономических вопросов включались экономические отношения с Западом; экономические отношения с СССР; сельское хозяйство; энергетика; военная экономика. В Болгарии составителей интересовали последствия землетрясения, в Чехословакии потребительские проблемы. "Экономический приоритетный перечень" по Советскому Союзу того же периода состоял из следующих разделов: общая экономика; сельское хозяйство; трудовые ресурсы; госбюджет; внешняя торговля и экономические отношения; туризм; природные ресурсы (нефть и газ); промышленность; организации и персоналии и многих других.

В ЭПП включались и отдельные "Ключевые разведывательные вопросы". Это вопросники, которые выпускались за подписью директора Центральной разведки в качестве руководства для разведывательного сообщества США по сбору информации по выделенным проблемам наибольшей важности для потребителей национального уровня. Главной целью КРВ было оптимизировать разведывательную продукцию и ее сбор путем составления списка (перечня) тщательно отобранных вопросов на период особого оперативного внимания к ним.

В Перечень по СССР был включен КРВ по проблеме передачи технологий Советскому Союзу:

- Каковы успехи СССР в добывании и внедрении иностранных технологий как с помощью легитимной торговли, так и путем обхода экспортного контроля?

- Каковы структурные и потенциальные различия между военным и гражданским секторами и как это влияет на относительную способность каждого из секторов внедрять и распространять западные технологии внутри СССР?

- Какой вклад вносит импортируемая технология в советскую военную и экономическую мощь?

Другой установочный документ "Вспомогательная инструкция по сбору информации" (с подзаголовком "Руководство по экономическому слежению" - РЭС) дополняет существовавшие перечни ЦРУ по сбору экономической информации о Советском Союзе и в меньшей степени о "коммунистических" странах Восточной Европы.

Сектора экономики, выделенные в документе, представляют различный интерес для конкретных разведывательных аналитиков, поэтому их нельзя расположить по принципу приоритетности. Все включенные сектора рассматривались с позиций оценки степени советских достижений в импорте технологий, уточнения эффективности их внедрений, анализа советских альтернатив импортируемым "ноу-хау", и на основе этого проведения анализа роли экономической политики в советской жизни.

РЭС разрабатывалось отделом экономических исследований информационного управления ЦРУ и выпускался Группой людских источников службы сбора и оценок того же подразделения.

Вот как выглядела, например, структура раздела "Национального уровня":

1. Категории советской экономики, представляющие интерес.

Экономическая деятельность СССР, которая привлекает наибольший интерес аналитиков, может в общем плане быть выражена в следующих категориях:

а) Прирост национального (валового) продукта, потребление, оборона, инвестиции, строительство и т.д.

в) Экономическое воздействие военных и космических программ.

с) Внутренняя экономическая политика, планирование и управление.

d) Воздействие западного оборудования и технологий на экономику.

е) Уровень потребления и жизненный уровень.

f) Сельское хозяйство и продовольственное снабжение.

g) Внешняя экономическая политика.

h) Внешняя торговля и финансы, включая платежный баланс.

i) Топливо и энергетика, ресурсы и промышленность.

j) Производство, в первую очередь машиностроение.

k) Полезные ископаемые помимо угля.

l) Телекоммуникации.

m) Внутренняя торговля и финансы.

n) Людские ресурсы, включая население, рабочую силу и занятость.

Необходимо упомянуть еще один инструктивный документ, исходивший из Комитета людских ресурсов при директоре Центральной разведки (т.е. всего разведсообщества США) под названием "Перечень текущей разведывательной информации" (ПТРИ). Он был посвящен сбору сведений по политическим, военным и научным вопросам, но в определенной мере включал и информационные потребности по специфическим экономическим проблемам. В конце 70-х гг. центральная разведка США прекратила составление ПТРИ по странам "свободного мира", и он выпускался только по "главным коммунистическим государствам (СССР, Восточная Европа, КНР и КНДР)". Выходил ежегодно в паре с ЭПП по одному и тому же графику: апрель, август, декабрь. Целью ПТРИ было повысить ответственность "полевых сборщиков" по удовлетворению текущих информационных потребностей Вашингтона. ПТРИ служили дополнением к ведомственным заданиям, установкам и инструкциям (т.е. касавшимся корпоративных нужд. - О.Н.). Пользователями ПТРИ за рубежом были представители "кантри тим" ("местной команды"), то есть посланцы американских ведомств в данной стране.

В идеале посольства должны были быть главными координаторами по выполнению ПТРИ "местной командой". Полевые сборщики при составлении своих сообщений обязаны ссылаться на ПТРИ.

Краткий обзор "практики США" по ведению экономической разведки наглядно показывает, насколько она соответствует предлагаемому российскому нововведению в этой области.

Американская система построена по принципу "голова-руки", где Центральная разведка является единым мозгом, а все "министерства и ведомства" выполняют функции "пальцев", собранных в кулак. Наша новая "модель" задумана по принципу российского герба - две головы, а пальцы - веером. Такая "система" напоминает телегу с пятым колесом.

Судя по содержанию комментируемого разведывательного нововведения, его творцы имеют весьма туманное представление, как об общих принципах осуществления разведывательной деятельности, так и о технологии процесса сбора, обработки, производства и реализации разведывательной информации, будь то экономические или любые другие сведения.

В связи с этим хотелось бы порекомендовать Минэкономразвитию пока не ходить самостоятельно за "секретными данными" для тамбовских предпринимателей и не проводить тайных "специальных операций" с использованием "преждевременно" родившейся модели "собственной внешнеэкономической разведки".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Режиссер Павел Лунгин отмечает 75-летие

Режиссер Павел Лунгин отмечает 75-летие

0
1218
Киргизия упустила шанс открытия филиалов российских банков

Киргизия упустила шанс открытия филиалов российских банков

Виктория Панфилова

В республике могут появиться финансовые организации стран ШОС

0
3565
МЭА оценило превышение плана по добыче странами ОПЕК+ в июне в 580 тысяч б/с

МЭА оценило превышение плана по добыче странами ОПЕК+ в июне в 580 тысяч б/с

0
1792
Региональные кампании не обошлись без скандалов

Региональные кампании не обошлись без скандалов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В Петербурге и Липецкой области нарушают установку сверху на демонстрацию чистых выборов

0
1941

Другие новости