0
8360
Газета Интернет-версия

24.09.2018 19:36:00

Красный диплом для черного человека

Лекция, прочитанная бывшим уборщиком, была интересной, но тревожной

Анна Кроткина

Об авторе: Анна Кроткина – журналист, преподаватель Университета им. Вашингтона и Ли, штат Вирджиния.

Тэги: сша, образование, университет, гарвард


сша, образование, университет, гарвард «Ну, и кому из-за вашего расизма учиться удобнее?» Фото 1948 года

Каждый учебный год в университете, где я преподаю, начинается с испытания тягомотиной, то есть с торжественного часового собрания приодевшихся студентов-первокурсников, преподавателей и администрации. Как правило, ректор или приглашенный оратор рассказывают в течение часа, что ученье – свет… Скуке все возрасты покорны. Слушатели тоскуют и украдкой смотрят в свои телефоны.

Но не в этом году.

После круглых фраз ректора к микрофону вышел сухенький профессор истории старомодного вида, при бабочке. Звали его Тэд ДеЛэни. Он был первым профессором-афроамериканцем, которого мой университет взял когда-то на работу. Мы с ним дружим, и история его жизни и мытарств мне хорошо известна.

ДеЛэни родился и вырос в городе Лексингтоне, прямо-таки у стен нашего университета, в который в те времена принимали только белых мальчиков, отпрысков богатых южан. Дело было в конце 40-х – начале 50-х годов, сегрегация тогда бушевала. Тэд учился в школе, где учителя и ученики были только черные. «В нашем городе любой черный человек знал, что его может застрелить полицейский просто так, в любой момент», – сказал мне как-то Тэд.

Тэд был отличник, но после окончания школы уехать в далекий университет для афроамериканцев он не мог. Отец бросил его мать с пятью детьми, и Тэду, как старшему, пришлось найти работу и помогать матери. Он нанялся уборщиком в наш университет. Со временем он стал лаборантом в кабинете биологии, а потом получил работу в университетской библиотеке, чему был несказанно рад. Когда в 60-е годы университет под нажимом федерального законодательства был вынужден принимать черных, Тэд записался на один курс по истории. Для рабочих университета один курс в году полагался бесплатно. Долго ли скоро ли, но преподаватели вступились, наконец, за Тэда, и на последние два года колледжа его приняли полноправным студентом со стипендией. Тэд окончил с отличием и бросился в аспирантуру получать докторскую. Ему к тому времени исполнилось 40 лет.

Среди нескольких тысяч американский колледжей наш колледж имени Вашингтона и Ли входит примерно в первую десятку самых престижных. Студенты приезжают со всех штатов, но контингент остается довольно монолитным: больше половины студентов из консервативных зажиточных семей, сторонников Республиканской партии, не жалующих нацменьшинства и иммигрантов.

Речь профессора ДеЛэни сводилась к следующему: только благодаря государственной политике либерализма и поддержавшим либеральные ценности большим университетам наш маленький университет из захудалого южного колледжа превратился после расовой десегрегации и приема девушек в первоклассный вуз, где конкуренция от пяти до шести  человек на место и куда подают прошения о приеме лишь студенты с отличными отметками и высокими баллами государственных экзаменов.

Факты была на стороне ДеЛэни. Верность либерального пути в деле процветания нашего университета была неоспорима. Но в речи ДеЛэни было немало горечи.

При мне они ругали евреев

«Каждой попытке либерализации, – рассказывал профессор, – администрация университета, совет директоров и сами студенты оказывали сопротивление. Все они идеализировали идею традиции и держались за память о старых временах, когда в университет не только не принимали ни черных, ни женщин, но и речи об этом не было». «Защита традиции ради традиции казалась мне интеллектуально несостоятельной», – сказал ДеЛэни. Когда университет согласился принимать нацменьшинства, администрация решила не рекламировать эту инициативу и не объявлять о ней открыто, чтобы не спугнуть белых и не привлекать афроамериканцев.

«Когда я работал лаборантом, мне многое открывалось. При мне студенты не скрывали своего антисемитизма. Мне было очень это неприятно, и я легко мог себе представить, что они говорили об афроамериканцах, когда меня не было рядом. Меж тем я был знаком с еврейскими мальчиками на факультете биологии и дружил с ними. Это были отличные ребята и блестящие студенты», – говорил ДеЛэни.

«Не лучше обстояло дело и с принятием девушек в 80-е годы. На одном из студенческих общежитий красовалась растяжка: «Не сдадимся! С телкой за парту не садимся!» – рассказывал он.

Речь ДеЛэни завершилась победно: «Сегодня я обращаюсь к аудитории, где 56% девушек и 18% студентов состоит из нацменьшинств. И то, что вы все здесь, – это заслуга десегрегации и приема девушек. Если бы университет жил по старым консервативным принципам, никто из вас не стал бы поступать в такое захолустное заведение».

Тему ДеЛэни выбрал неслучайно. В этом году правила приема в университеты, установленные либеральными политиками и до сих пор поддержанные Верховным судом, могут быть отменены тем же Верховным судом, в котором идеологи консерватизма будут скорее всего в большинстве. И уже на будущий год расовый состав первокурсников может сильно измениться.

Дело в том, что начиная с десегрегации школ, насильно проведенной  правительством в конце 50-х годов, и кончая сегодняшним днем, тема  образования нацменьшинств, и в особенности афроамериканцев,  продолжает вызывать несогласие на всех уровнях общества.

На данный момент главная причина раздора – это так называемая политика «позитивного действия», направленная против дискриминации по расовым, этническим и гендерным признакам при приеме в вузы и дающая нацменьшинствам льготные условия для поступления.

«Позитивное действие» было введено президентским указом Джона Кеннеди в 1961 году. Указ о «позитивном действии» поддержал и бывший президент Барак Обама: «Программа позитивного действия открывает двери вузов, дотоле закрытые для многих талантливых студентов», –  заявил он.

Университетская администрация и приемные комиссии начали брать в расчет тот факт, что афроамериканцы все еще подвергаются дискриминации, живут часто в бедности и ходят в школы, отстающие по академическим показателям от школ в более благополучных районах. Чтобы сгладить неравные условия образования, университеты стали принимать чернокожих школьников с экзаменационными баллами ниже тех, с которыми поступали белые. То есть, если чернокожий ребенок отлично учился в скверной школе в нищем районе, но сдавал государственные экзамены на средний балл, его принимали в престижный университет, учитывая не познания, а его академический потенциал и волю к успеху.

С самого начала положительно отнеслись к указу «позитивного действия» большие американские университеты – такие как Йель, Принстон, Гарвард. Это они подвигнули остальные американские институты следовать их примеру.

Идея давать фору нацменьшинствам возникла в результате либерального видения истории. Либералы считают, что современные граждане являются прямыми наследниками исторической несправедливости. Наследие этой несправедливости, по мнению американских либералов в целом и либерально настроенных университетов в частности, можно изжить, перекосив правила в пользу тех, кого раньше мордовали и эксплуатировали.

Кроме того, университеты пришли к выводу, что совместные занятия  людей разных рас с различным жизненным опытом и несхожим восприятием окружающего способствуют интеллектуальному обогащению учащихся и благоприятствуют созданию менее расистского и более справедливого общества.

Но не все так просто в вопросах справедливости.

Не успели университеты ввести льготные правила для нацменьшинств, как белые абитуриенты, не поступившие в желанный вуз, бросались судить тот или иной университет за дискриминацию. Они указывали на то, что нацменьшинства поступили в тот же университет с меньшими баллами. Занимая вожделенные места, несмотря на свои худшие показатели, они урезывали шансы на поступление более достойных белых кандидатов.

В 1974 году Алан Бакке, ветеран десантных войск, которому было уже за 30, подал в суд на Калифорнийский медицинский университет. Университет отводил 17 мест из 100 для «пострадавших нацменьшинств» –  афроамериканцев, американских индейцев, азиатов и латиноамериканцев. Бакке, которого скорей всего не приняли потому, что медицинские факультеты старались не брать студентов старше 30 лет, подал в суд. Он был белым, и никакие послабления ему не полагались. Бакке утверждал, что, предоставляя льготные условия поступления нацменьшинствам, университет совершает акт дискриминации против него как белого человека. Общественное мнение в стране разделилось, как обычно, пополам.

Либералы, видящие себя наследниками истории со всеми ее несправедливостями и стремящиеся облегчить свою историческую вину, поддерживали университет. Консерваторы же, отрицая свою причастность к несправедливости прошедших веков, стояли горой за Бакке.

Пройдя все низшие судебные инстанции, дело дошло до Верховного суда, который постановил, что приемная комиссия имеет право предоставлять льготы нацменьшинствам, и подтвердил легитимность указа о «позитивном действии».

Что же касается Бакке, то по приказу Верховного суда Калифорнии его все-таки приняли в медицинский институт, и еще в начале 2000-х он работал анестезиологом в больнице в штате Миннесота.

Бакке был первым белым абитуриентом, подавшим в суд на вуз из-за правил «позитивного действия». После Бакке был еще ряд таких разбирательств. Некоторые доходили до Верховного суда США и кончались тем, что суд поддерживал университеты, оставляя основные принципы указа о «позитивном действии» в силе.

«Желтая опасность» решила судиться

Но в этом году в попытках консерваторов укоротить льготы для афроамериканцев появился новый аспект.

В суд на вуз – в этот раз это оказался Гарвард – подали не белые, а азиатские американцы. Подали они в суд с помощью консервативной организации под названием «Студенты за справедливый прием», давно имевшей зуб на программу «позитивного действия».

Согласно жалобе студентов-азиатов, Гарвард предъявляет к ним завышенные требования, чтобы сохранить в университете искусственный расовый баланс, отводя предопределенное число мест различным этническим группам. Белых в Гарварде стабильно 43%, черных – 7%, латиноамериканцев – 10%, а азиатских американцев – 18%. (Всего численность азиатских американцев составляет в стране чуть более 5%.)

Подавшая в суд группа утверждает, что если бы Гарвард принимал студентов по справедливости, а не по расовому признаку, не устанавливая нелегальные в США квоты, то студентов азиатского происхождения было бы 43%. И именно программа «позитивного действия» препятствует нейтральному подходу к расе поступающих.

Истцы также указали, что в лучших университетах Калифорнии, где на данном этапе не разрешается принимать во внимание расовый фактор, студентов-азиатов более 40%. Жалуются они и на то, что, не принимая больше 18% азиатов, Гарвард создает повышенные к ним требования.

Меж тем, подчеркивают истцы и им сочувствующие граждане, азиатские американцы, как и афроамериканцы, которых университет принимает по сниженным требованиям, принадлежат к этнической группе, подвергавшейся жесткой дискриминации, не слишком уж уступающей дискриминации афроамериканцев. И в этом смысле истцы и их доброжелатели неоспоримо правы – факты тут налицо.

Вкратце история дискриминации против выходцев из Азии сводится к следующему.

Начиная с середины XIX века на Западном побережье США в Америку в качестве дешевой рабочей силы начали прибывать иммигранты из Южного Китая и Азии. К 70-м годам того же века 20% рабочей силы Западного побережья – шахтеров, строителей дорог, фермеров, заводских рабочих –  составляли азиаты. Но в последней четверти XIX века, во время экономического спада, отношение к азиатским рабочим резко ухудшилось. В 1882 году американский Конгресс издал указ, лишающий выходцев из Китая права на гражданство США. Этот закон просуществовал 60 лет и представлял единственный случай в истории страны, когда права на гражданство были лишены люди на почве расовой принадлежности.

Выходцев из Китая начали называть «желтой опасностью». В 1905 году совет директоров при калифорнийских школах заявил: «Ни в коем случае наши дети не должны оказаться в ситуации, где на их чувствительное воображение могут оказать влияние ученики, принадлежащие к монгольской расе».

До середины ХХ века американские азиаты были лишены фундаментальных прав: им не позволяли вступать в профсоюзы, владеть землей, вступать в брак с белыми.

Но на сегодняшний день страдания остались в прошлом. Американские азиаты – это самая успешная группа населения. Они составляют 12% американских профессионалов, и ими основаны 42% всех американских инженерных и технологических стартапов.

Успехи этнических азиатов имеют множество причин. В отличие от черных рабов иммигранты из Азии приехали в Америку по своей воле.

Оказавшись в Штатах, выходцы из Азии могли сохранить на протяжении нескольких поколений свой язык, культуру и структуру семьи. Афроамериканские рабы были лишены таких возможностей.

Не имея права владеть землей, иммигранты из Азии стали частью городского населения, где зарабатывали на жизнь ремеслами и торговлей,  то есть им пришлось освоить профессии, требующие какого-то образования.

Важно отметить и то, что азиаты, чьи предки иммигрировали в Америку до середины ХХ века, составляют сегодня меньшинство. 74% американских азиатов родились за пределами США. Большинство абитуриентов в ведущих вузах – это дети иммигрантов, приехавших в Штаты в поисках профессиональной работы инженеров, программистов, химиков, врачей. В этих семьях, согласно недавним исследованиям, родители видят в образовании главный залог успеха и неусыпно следят, чтобы дети хорошо учились в школе и затем поступили в престижные университеты.

Эта этническая группа настолько преуспела, что социолог Уильям Петерсон прозвал ее «образцовым нацменьшинством», пробившимся к благополучию. Именно идея «образцового меньшинства», не требующего ни помощи, ни поблажек и не настаивающего на признании исторической несправедливости, совершенной по отношению к их группе белыми людьми, соответствует миропониманию американских консерваторов.

Без поддержки либерально ориентированного правительства расовое разнообразие в американских университетах может сойти на нет.

Вашингтон

15-1-2-t.jpg
Источник: Левада-центр




































15-1-3-t.jpg







































Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2350
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1406
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
1530
Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Геннадий Петров

Спецслужбы страны подозревают РФ во вмешательстве в ход нынешней избирательной кампании

0
1185

Другие новости