0
6359
Газета Интернет-версия

23.09.2019 21:30:00

Не доверяю тем, кто мыслит строем...

Оказывается, бюрократа и героя сближает и разделяет многое

Сергей Демченков

Об авторе: Сергей Александрович Демченков – преподаватель вуза, кандидат филологических наук, публицист

Тэги: философия, психология, социология, власть, общество, герой, бюрократ, патриот


философия, психология, социология, власть, общество, герой, бюрократ, патриот Теперь уж точно не забуду... Фото PhotoXPress.ru

Чем бюрократ отличается от героя? 

Герою по силам сделать абсолютно невозможное возможным. Бюрократ в состоянии сделать возможным абсолютно ненужное. Или же невозможным абсолютно необходимое.

Оба они фантастически изобретательны. 

Герой всегда хорошо знает –  что. Но никогда наперед не знает – как. Изобрести способ преодоления непреодолимой трудности – в этом его фирменная фишка. Объект приложения героических усилий налицо. Общественная польза очевидна. Цель не вызывает сомнений. Остаются, так сказать, неувязки методологического характера.

Бюрократу приходится творить в куда более сложных условиях. Как – вообще не вопрос. Как – для бюрократа очевидно. Потому что методов у него всего два: напечатать и припечатать. В особо торжественных случаях – еще и присургучить или там прошить суровой ниткой для солидности. А вот для  чего – полнейшая неясность.

Герою в поисках геройских вызовов суетиться не приходится – вызовы сами громогласно к нему взывают. А если могучий мачо придремал или отвлекся, ангажементы на подвиг назойливо подсовываются ему под самый нос, преодолевая инерцию рыцарского игнора: прекрасной даме не в лом притащиться пешкодралом из тридесятого королевства, чтобы подать пэрам Круглого стола официальную жалобу на расплодившегося в окрестностях фамильного замка огнедышащего дракона.

У бюрократа иная забота: все уже давным-давно учтено и подписано – казалось бы, уже и не найти нового поля деятельности для всеобъемлющей бюрократизации. Вот тут-то и приходится проявить смекалку.

Где только я не видывал инвентарных номеров! На стендах и чайниках. На зданиях. И даже на заборах. Ну как, спрашивается, в таких условиях и дальше победно продвигать великое дело инвентаризации? 

Куда уж дальше?

Так рассуждает заурядный человек, чей канцелярский кругозор невыносимо узок – от офисного чайника до учрежденческого отдела кадров. Бюрократ же орлино мыслит вдаль и вширь, за тесные горизонты познания.

Вот если вас спросить: дорожка в сквере – это движимое имущество или недвижимое? Это вообще имущество? Признайтесь, вы, пожалуй, даже над этим и не задумывались. А в канцеляриях соседнего вуза задумались. И нанесли на университетские дорожки многоразрядные инвентарные номера. И, должно быть, завели в бухгалтерии особый журнал инвентарного учета путей сообщения.

По мне, так это тянет на Книгу рекордов Гиннесса: первая инвентаризованная тропинка в России! Кстати, Гиннесс – это как раз про бюрократов духа, а не про героев. Про тех, кто прилагает героические усилия, чтобы сделать возможным совершенно ненужное.

Первая колонна

Честно говоря, не люблю ни пятую колонну, ни первую (тех, кто ура-патриотично марширует под агитки Первого канала).

Я вообще не доверяю людям, которые мыслят строем.

Поэтому меня одинаково раздражают обе риторические модели, столь популярные в российских интернет-срачах (хотел было сказать «дискуссиях», да язык так эвфемистично не изворачивается): депрессивное нытье про тупых «ватников» и агрессивное вытье про Иуд земли русской с их непременными сионистско-пиндосскими «тридцатью сребрениками».

Надо быть, мягко говоря, не очень умным человеком, чтобы искренне полагать, что все имеющие мнение, отличное от твоего, – прозомбированные до потери сознания придурки. И надо быть, цитируя министра культуры РФ, «мразью конченой», чтобы непременно подозревать во всяком, кто мыслит отлично от тебя, беспринципную, продажную сволочь.

Тут, пожалуй, и коренится главная наша проблема.

Покуда социально активные граждане в массе своей простодушно веруют, что ценности и убеждения, радикально не совпадающие с их собственными, могут быть объяснены лишь как уродливое отклонение от нормы, никакое гражданское общество в нашей стране невозможно, разве что те пародийные эрзацы, которые мы имели и имеем.

Потому что гражданское общество начинается с признания за другим права жить, мыслить и говорить иначе – в том числе и так, как для тебя самого абсолютно неприемлемо.

Три цитаты

Журналист газеты «Заря» Полтавского района Омской области о вручении паспортов молодым полтавчанам:

«Наблюдая за тем, как трепетно и грациозно развевается на ветру флаг родной страны, поневоле сердце каждого из нас наполняется необъяснимой силой, уверенностью в светлом будущем, патриотизмом». 

Собравшихся на праздник ребят, их родителей, полтавчан приветствовала первый заместитель главы района Валерия Никитина.

«Этот праздник придает особенную торжественность сегодняшнему вручению паспортов, – сказала Валерия Владимировна. – Вы, ребята, вступаете во взрослую жизнь с новыми правами и обязанностями. Гордитесь тем, что вы живете в России и являетесь ее гражданами». 

Она же о посте, который опубликовала в «Одноклассниках» ее односельчанка, жалуясь на скверное состояние дорог в Полтавском районе:

«Там содержится дезинформация, допускаются экстремистские, на мой взгляд, высказывания в отношении всех уровней власти. Фамилии называются и губернатора, и президента. Это рассчитано на определенную аудиторию. Но в комментариях я не могла ничего объяснить, это не уровень власти. Поэтому написала обращение в полицию». К сожалению, эти цитаты – части одного общего текста нашей жизни, где пламенный официозный трепет столь же стилистически неубедителен, сколь искренни и убедительны доносы.

История в надписях

На полях средневековых рукописей нередко встречаются маргиналии – в том числе комментарии переписчика, касающиеся либо содержания текста, либо душевного и телесного состояния самого пишущего (ибо переписка книг вручную – процесс довольно утомительный и продолжительный).

«Ох, вконец рука утомилась писать! Зовут меня Васька Косой. Всем салют!» – выцарапывал занемевшими пальцами какой-нибудь древнерусский книжник (текст слегка адаптирован к современным реалиям).  

«Всем привет – ноги ужасно болят!» – из последних сил выводит на перилах лестницы Тысячи ступеней современный курортник.  

В заключение остается отметить две существенные детали.

Тысяча в данном случае – отнюдь не преувеличение. А надпись сделана ступени примерно так на сотой. 

О патриотизме

Вчера прочитал одно интервью с одним умным человеком.

 Вначале речь шла о проблемах высшего филологического образования в России. Потом, видимо, чтобы придать беседе огоньку, журналист решительно направил ее в политическое русло. Один из заданных им вопросов был такой: «Не кажется ли вам, что понятие родины в России несколько преувеличено? Об этом говорит, в частности, повсеместное написание этого слова с заглавной буквы, равно как и регалий чиновников: «Мэр», «Губернатор», «Президент».

10-1-2-t.jpg
«Все продам,
чтоб родину защитить...»
Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Ответ привожу не полностью – лишь самое существенное:

«Мне кажется, что тут есть все время какая-то подмена, когда этими заглавными буквами, пафосом, громкими словами замещают то, что вообще-то должно быть очень интимным. У человека всегда есть отношения с миром, в котором он живет, с улицей, по которой он ходит. Но есть люди, у которых их нет, – и это прекрасные люди…»

Что вопрос, построенный на игре смежными, но не родственными понятиями, что ответ – слишком уж однобокий и поверхностный в своей однобокости – меня не удовлетворил.

Если бы мне пришлось отвечать на этот вопрос, я бы, пожалуй, ответил на него так. Прежде всего не будем смешивать понятия «родина» и «государство». Заглавные буквы в названиях чиновничьих должностей и чиновных учреждений – не от первого, а от второго. «Родина» – категория ментальная. Это то общее в образе мыслей, обычаях, языке, культуре, что нас объединяет, делает нас одним народом. «Государство» – категория вещественная. Это те законы, те социальные, политические и бюрократические институции, те конкретные люди на конкретных должностях, благодаря которым невещественные отношения, называемые нами «родиной», обретают плоть и кровь, опредмечиваются в вещественной реальности.

Связь между родиной и государством сродни связи между душой и телом. Нет ничего печальнее скитаний бесплотного духа (вспомним трагедию еврейского народа), и очень сильна должна быть у такой души воля к жизни, чтобы, лишившись телесной оболочки, не раствориться в пустоте. И нет ничего отвратительнее зрелища, когда жизнь души целиком подчинена потребностям тела: это развращает и уродует душу.

Неправильно сводить понятие родины к интимным отношениям человека с окружающим его пространством: улицей, городом, миром. Родина – это отношения человека с другими людьми, составляющими народ, к которому он принадлежит. Есть люди, у которых слово «патриотический», а тем более сочетание слов «патиотическое воспитание» вызывают рвотный рефлекс. Не буду кривить душой: меня от них тоже слегка подташнивает – главным образом потому, что патриотическое воспитание у нас обычно принимает формы махровой казенщины.

Разграничить в любви к родине интимное и всеобщее непросто; здесь надо действовать с великим тактом и большим умом. Но если мы привыкли делать что-то из рук вон плохо, это не значит, что оно плохо по определению и что его не надо делать вообще.

Патриотизм – странное растение. Оно может самосейкой взойти в диком поле. Может вымахать так жутко и непролазно, никому жизни не станет. А может и пожухнуть на корню без всяких видимых причин. Но чтобы оно принесло добрые плоды, за ним нужен добрый уход.

От добрых же плодов и польза велика.

И тошнить от них никого не станет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Участники форума #МЫВМЕСТЕ будут творить добро играючи

Участники форума #МЫВМЕСТЕ будут творить добро играючи

Проект «Другое Дело» разработал для форума геймифицированную программу с полезными заданиями и призами

0
1471
Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Плохо работают все институты и механизмы как Ялтинско-Потсдамского, так и Бреттон-Вудского мироустройства

0
6492
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
6345
Новости науки. Научную деятельность предприятия осуществляют в основном своими силами

Новости науки. Научную деятельность предприятия осуществляют в основном своими силами

0
3149

Другие новости