Полеты на дельтапланах и парапланах стали массовым увлечением среди российских любителей острых ощущений.
Фото Reuters
Мечтой о небе Александр Дитяткин был увлечен с самого раннего детства, когда впервые увидел самолет. Пока жил с родителями в Тамбовской области, школьником занимался в авиамодельном кружке. Особенно любил мастерить всякие летательные аппараты.
Александр Дитяткин живет в поселке Ягодное, недалеко от Синегорья. На Севере он уже без малого 40 лет. Большую часть жизни отдал районному узлу связи. В трудовой книжке в графе "Сведения о работе" - одна запись: "Принят на работу 15 августа 1964 года". В свое время закончил профессионально-техническое училище связи в г. Борисоглебске Воронежской области. 18-летие отметил в поезде, следовавшем до Хабаровска, в котором ехали еще 49 таких же молодых специалистов, направленных в Магаданскую область.
По прибытии в Магадан Александра вместе с другими практикантами-связистами направили работать в поселок Омсукчан, где шло строительство телефонной линии. Позже перевели в поселок Хатыннах. Именно в Хатыннахе он и начал строить свой первый дельтаплан.
В 70-е годы на Колыму газеты и журналы приходили с недельным опозданием, радио работало с перебоями из-за особенностей местного климата, телевизионные сигналы принимались тоже далеко не везде. А найти чертежи и схемы, инструкции по постройке летательных аппаратов было делом вообще фантастическим. Все, что на тот момент имел Дитяткин в своем распоряжении, - снимок дельтаплана, вырезанный из какого-то журнала. Именно его он и взял в качестве основы для своей первой летательной конструкции.
- Я решил в виде образца использовать эту журнальную иллюстрацию, - рассказывает Александр Григорьевич. - Перерисовал ее, увеличил масштаб. Вымерял скрупулезно все узлы и детали... Материал использовал подручный. Нашел металлические трубы небольшого диаметра, брезент, тросы и все остальное, что считал нужным для конструкции дельтаплана.
Испытание первого дельтаплана состоялось осенью 1972 года. Дитяткин забрался на одну из окрестных сопок. Пристегнулся к раме, взялся за поручень. И свалился вниз. Почему не взлетел - понял позже. Летательный аппарат оказался тяжелым, поскольку остов сделан был из стальных трубок. В тот самый момент, когда машина, казалось, готова была оторваться от земли, налетел резкий порыв ветра и повалил незадачливого дельтапланериста вместе с его конструкцией.
Но мечта о полете уже укоренилась в душе. Всю зиму Дитяткин пытался найти хоть какую-то информацию о постройке дельтапланов, сам рисовал и перерисовывал конструкции рамы. Более плодотворная работа началась в 1973 году, когда переехал жить в поселок Ягодное. Опять начал строительство. Но и на этот раз все делал на глазок, по собственным разработкам и приблизительным схемам-чертежам. Вскоре новый дельтаплан был готов. Дитяткин назвал его "Куропатка". На испытания вместе с ним пошел товарищ, который был "на подхвате" и в случае новой неудачи должен был оказать первую помощь дельтапланеристу. Поднявшись на одну из сопок, Александр побежал вниз по пологому склону. Дельтаплан завибрировал, натянутый брезент надуло потоком воздуха, Александр почти взлетел, но опять упал. Обошлось без травм. Вновь начал устранять изъяны в конструкции.
- Времени на все это дело требовалось очень много. Но мне повезло. В 70-80-е годы суть моей работы, как, впрочем, и сейчас, заключалась в том, чтобы все оборудование, которое числилось за мной, работало исправно. И я старался любую работу выполнять добросовестно и качественно, чтобы со стороны руководства не было никаких нареканий. А коль все функционирует, то и начальство меня особо не беспокоит. Таким образом, у меня почти каждый день было несколько свободных часов в рабочее время, которые я мог посвящать своему увлечению.
Первый настоящий полет состоялся через пару лет после второй неудачи. Модернизированная и усовершенствованная "Куропатка" полетела в 1975 году. Окрыленный успехом, Дитяткин в то лето несколько раз благополучно поднимался в небо. Правда, летал невысоко и недалеко, но зато быстро. Он, посмеиваясь, объяснял это тем, что именно так и летает настоящая куропатка - невысоко и недалеко. До начала 80-х Дитяткин построил еще несколько летательных конструкций, каждая из которых была усовершенствованным вариантом предыдущей.
В 1985 году Александр Григорьевич получил третий спортивный разряд по дельтапланеризму. Потом выполнил нормы и на первый разряд. В те годы увлечение дельтапланеризмом стало массовым. Даже проводились областные соревнования по этому виду спорта в Магадане и в Синегорье. Дельтапланеристы из Магаданского спортивного клуба были весьма удивлены познаниями Дитяткина в летном деле. Стали расспрашивать его подробнее. И потом еще долго не могли прийти в себя от изумления: надо же, человек летал на дельтаплане, когда никто в области даже не слышал о таком виде спорта.
Со временем в Синегорье образовался дельта-клуб, куда записался и первый дельтапланерист области. К тому времени он разыскал уже достаточно много технической литературы по летательным аппаратам. Был технически подкован, выписывал специальные журналы. Неоднократно участвовал в областных соревнованиях, вначале в составе сборной, а потом и в качестве судьи. Не раз приходилось самому испытывать дельтапланы колымских спортсменов. Делился с ними опытом, подсказывал, советовал, как оборудовать дельтаплан, чтобы он лучше слушался пилота. И сам летал, летал, летал┘
- Если в дельтаплане все узлы выполнены правильно - по расчетным данным и из соответствующего материала, - то дельтаплан легко подчиняется командам. Можно набирать высоту, снижаться, поворачивать, просто планировать. Если поначалу мои обычные полеты занимали в среднем 20-30 минут, то впоследствии они стали более продолжительными. Однажды я находился в небе полтора часа. Не только кружил над Ягодным, но и летал в сторону Хатыннаха, несколько раз бывал на Ягоднинском перевале. Кстати, норма первого разряда. Имею и свой собственный рекорд - я смог подняться на высоту в 1100 метров. В полет я всегда беру специальный прибор, с помощью которого определяю высоту полета.
Жители Ягодного уже привыкли к тому, что над поселком частенько парит "большая птица". В последние годы Александр Григорьевич всерьез увлекся и парапланом. И бросать свои увлечения шестидесятилетний конструктор не собирается.
Магадан-Синегорье