На литературно-театральный фестиваль – туда!
Фото автора
Это мой стиль жизни уже два лета. Стиль жизни целой недели в начале августа.
Сначала – сутки автомобильного пути по Новорижке. Расстояние можно преодолеть за ночь (или за день), если врубить четвертую скорость и по сторонам не смотреть. Но мы с мужем предпочитаем ехать медленно – не 40 км/ч, но с чувством, с толком, с расстановкой, порой сворачивая с дороги и оглядывая встречные поселения. Вопреки распространенному в столице убеждению, за МКАД жизнь только начинается. У дороги, у городишки, у деревни, у дикого приозерного пляжа – свое лицо. Созерцание улыбок, а то и гримас родной страны и ее природы настраивает на лирико-философский лад. Это как раз то настроение, с которым стоит приезжать на Псковщину, в заповедную землю Пушкиногорье (выражаясь официальным языком, Пушкиногорский район Псковской области).
В Пушкинских Горах мы уже два лета не спешим к научно-культурному центру Музея-заповедника имени Пушкина, не сворачиваем в Михайловское либо Тригорское – оставляем это «на потом». Проезжаем поселок Пушкинские Горы по его длинной главной улице (естественно, имени Ленина) и оказываемся среди полей, где живописно петляет дорога. В этом году на ней постелили асфальт – интересно, кстати, сколько он пролежит? Когда придется вновь вспоминать самую известную, наверное, характеристику России (что в ней две беды – дороги и сами знаете кто), приписываемую в числе прочих возможных авторов и гению здешних мест Пушкину? Есть и более радикальная версия – якобы эту фразу бросил в сердцах император Николай I, прочтя книгу маркиза де Кюстина «Россия в 1839 году» – потому что ожидал от французского гостя похвал в адрес своего правления, а получил серию карикатур на высший свет и абсолютную монархию. Впрочем, и Александр Сергеич «отметился» в дорожной теме (в седьмой главе «Евгения Онегина»): «Со временем… дороги верно/ У нас изменятся безмерно… Теперь у нас дороги плохи…» Срок давал для изменения дорог – всего ничего – «лет чрез пятьсот»; но они еще не миновали.
Однако мы отвлеклись на злободневную тему – а меж тем поздним летом на Псковщину едут не за злободневностью, а за вечными ценностями! Тем более что асфальтовая дорога нужна всего-то два километра. На третьем километре с ней пора прощаться и сворачивать на грунтовку – через поле, дальше в лес. Там метров пятьсот плавной тряски онегинского возка – и мы на месте. Место обозначено броским деревянным указателем «Лаборатория искусств «Кордон-2». Сюда-то мы и стремились.
Первый кордон был, видимо, «точкой» лесника. Второй стоит на страже более широких понятий – вплоть до экологии духа. Лаборатория искусств «Кордон-2» – это общественная некоммерческая организация, существующая на Псковщине с 2004 года, а с 2005 года организующая Малый международный театральный фестиваль «ЛИК» в начале августа. Фестиваль «зовут» так же, как ласково меж собой лабораторию, однако – оцените каламбур!.. Не маски театральные – а ЛИК!
ЛИК – это партнерство (братство? Рыцарский нетайный орден?) Петра Быстрова (художника, скульптора, актера), Григория Кофмана (артиста, режиссера Русского Берлинского театра), Иосифа Будылина (музейного работника, культуролога, академика Российской академии естественных наук) и еще нескольких человек. ЛИК основывается на принципах работы первого директора (с 1945 по 1993 год) Пушкинского музея-заповедника Семена Гейченко. Он устроил в усадьбе Михайловское открытый «Зеленый зал» для встреч с гостями заповедника, поэтических чтений и неформального общения. Спустя десять лет после смерти Семена Степановича рыцари ЛИКа возродили начинание – только еще неформальнее и еще открытее – на территории около 1800 кв. м, принадлежащей художнику Петру Быстрову, сотруднику музея-заповедника со времен Гейченко. За тридцать с лишним лет Быстров поставил на поляне дом для проживания – «лавку лесного художника», сопряженную с творческой мастерской, «зеленый театр» со сценой, баню по-белому, летнюю кухню под навесом и несколько сногсшибательных деревянных скульптур: «Человек-скворечник» (портрет Гейченко), «Пушкин стремительный», «Няня Пушкина». Ими теперь любуются гости фестиваля. Не устают фотографировать.
«Пушкин неистовый» работы художника Петра Быстрова на лесной поляне. Фото автора |
На этой поляне каждый год проходят «интерактивные» культурные действа. Малый международный фестиваль «ЛИК» в 2012 году состоялся восьмой раз. С лета 2007 года на «Кордоне-2» проходят практику студенты творческих вузов. С 2007 года (Года русского языка в Михайловском) «Кордон-2» организует праздники поэзии – в день рождения Пушкина, 6 июня. Неформальных праздников прошло уже пять. Они никоим образом не конкурируют с «официальными» Пушкинскими днями в заповеднике, наоборот, дополняют их: для зрителя-то два праздника лучше, чем один!
Я не имела чести быть знакомой с Семеном Гейченко, но мне кажется, что его мечтой были как можно шире открытые «двери» Пушкинского заповедника – разумеется, в смысле фигуральном, ибо заповедник – это не только несколько усадеб с их парками, но и леса, холмы, река Сороть и деревья – три сосны, например, вошедшие в хрестоматийное стихотворение Пушкина. И небо, которое то «блещет», то «осенью дышит», то «мглою кроется»… Теперь оно «укрывает» фестиваль «ЛИК», умудряясь – вы не поверите! – обходиться в течение семи дней без дождя. Два года подряд гостя на ЛИКе, наблюдаю потрясающий феномен: неделя роскошной погоды, на восьмой, заключительный, день – дождь; природа расстраивается, небо плачет.
Что «распахнутее» воплотит в жизнь мечту Гейченко, чем театральный фестиваль в лесу? Артисты проживают в палатках прямо на поляне, зрители вольны выбирать – поселиться в палатке рядом с творческим цехом или снять угол в Пушкинских Горах, ибо до «театра» вечером близко, а вход – и, главное, выход – всегда свободен. Летом Пушкинские Горы и окрестные села, что твой Сочи, живут ради туристов, предоставляя им комнаты и койки. Но на поляне-то жить гораздо интереснее: непринужденно знакомишься не только с результатами работы артистов, но и с самим процессом, с репетициями, занятиями, мастер-классами и лицами актеров без сценических «личин». В этом году, например, наблюдая за репетицией лабораторной работой молодых режиссеров Натальи Постоваловой и Бориславы Шаровой, спектаклем «Дорога», собранном из четырех рассказов Чехова: «Горе», «Ведьма», «Егерь», «Спать хочется», – мы практически дословно запомнили эти рассказы. А то, знаете, дома перечитать классику все недосуг… А тут – самый настоящий культурный досуг. За тягучие летние дни успеваешь посетить музеи (с прошлого года в Пушкиногорье появился и Дом-музей Сергея Довлатова), объехать либо обойти окрестности, налазаться по крепостям Изборска и Порхова… посматривая на часы, чтобы ровно к семи вечера быть в зрительном зале.
Необычный формат театрального фестиваля привлекает не только зрителей – ведь не будь на «Кордоне-2» насыщенной программы зрелищ, нечего было бы там делать и публике. За время, что созывается фестиваль «ЛИК», в нем приняло участие более 70 театральных коллективов (более 260 человек) со всей России и из восьми европейских стран, в особенности из соседних стран Балтии и Белоруссии. Эта гвардия сыграла более 100 спектаклей и «сольников» для взрослых и детей – которых прошло через поляну почти 18 тыс. человек. А спектакли, даром что играются в лесном неофициальном формате, ставятся чуть ли не с большей ответственностью, чем в рабочую пору в театрах. Лаборатория «Кордон-2» занята поиском принципиально новых методик в постановках: здесь инсценируется проза (от Маркеса до Павича), стихи (от Рубцова до Бродского), «театральный джем» из номеров разных жанров. Таким образом, зрители получают полное представление, что сейчас в театре актуально – а что вечно. И потому многие ценители театра возвращаются сюда каждый август. Стиль жизни, ничего не поделаешь.