0
2768
Газета Стиль жизни Интернет-версия

27.02.2013 00:00:00

А собаки – лучше!

Ирина Дежина

Об авторе: Ирина Геннадьевна Дежина - доктор экономических наук.

Тэги: петрозаводск, отдых


петрозаводск, отдых Когда заходишь на территорию с собачьими будками, их обитатели дружелюбно осматривают и обнюхивают посетителей.
Фото автора

Я уезжала в Петрозаводский государственный университет с мыслями о предстоящих научных встречах, не слишком задумываясь о том, как будет выглядеть день отдыха. Гостеприимный университет предложил мне провести его, катаясь на собачьих упряжках! Не зная, что это такое, я, конечно, предвкушала что-то необычно-абстрактное, но то ощущение бодрости и радости, которое я испытала, представить было невозможно.

Сначала нас привезли в собачий питомник: он частный и очень успешный – нет отбоя от желающих кататься на собаках. Для нас провели экскурсию – рассказали, откуда какая собака попала в питомник, породистая или не очень, вожак или ведомый. Оказалось, очень много отказных собак – то есть тех, которых бросили хозяева. В том числе и те, которые жили на Рублевском шоссе. Тамошние богатые люди покупают дорогих породистых собак, потом они им надоедают, и их выбрасывают. И есть знающие про этот питомник люди, которые доставляют таких собак на эту станцию, под Петрозаводском.

Собаки в основном породы хаски, но есть и смесовые. Нам не разрешили их кормить и вытаскивать из конуры, если они в нее зашли, а вот гладить их можно сколько угодно – но только в варежках или перчатках. Я попробовала – кажется, что собаки полностью шерстяные. Даже нащупать сложно, где кончается шерсть и начинается тело.

Когда заходишь на территорию с собачьими будками, их обитатели дружелюбно осматривают и обнюхивают посетителей. Наверное, знают – с этими товарищами предстоит скорая поездка. На каждой будке – надпись с кличкой собаки. Клички очень разные: от названий мест и рек, типа Валдай, Шуя, до названий пива – Гиннес.

Есть собаки-герои – несколько особей, – они дошли за три месяца от Петрозаводска до Северного полюса. Кажется, с Артуром Чилингаровым, которого, в свою очередь, сопровождал директор этого питомника.

Между собаками непростые отношения, поэтому расположение будок не случайное. Есть те, которые не любят друг друга, и если их разместить рядом, то будут драться. За каждой нелюбовью есть своя история. Например, взрослый пес обучал щенка тому, как правильно бежать в упряжке, и насел на него, когда тот сделал неверные движения. Щенок оказался злопамятным и, когда вырос, при каждом удобном случае дерется со своим учителем. Еще один типовой случай нелюбви – как оказалось, активные суки (те, кого ставят ведущими в упряжку) не переносят кастрированных кобелей. И если их разместить рядом, то суки на них будут нападать.

 
Щенки живут вместе, не в будках, но очень хотят поскорее оказаться в стае.

Еще есть отдельный отсек со щенками, совсем маленькими и побольше. Они живут вместе, не в будках, но очень хотят поскорее оказаться в стае. Все собаки в будках, как бы друг к другу ни относились, все равно считают себя стаей. Поэтому когда приходит какой-нибудь случайный пес из деревни и заинтересованно смотрит на них через сетку ограждения, все как одна начинают ожесточенно лаять и рваться с цепи. На наших глазах пришел такой щенок – очень любопытный, – поднялся неимоверный лай, и инструкторы пытались отогнать щенка. Сказали – если он пройдет за ограждение, обитатели питомника его порвут.

Запрягание собак – отдельное дело. Повозку везут шесть собак: две ведущие, две средние и две замыкающие. Заранее известно, кто где должен стоять. Запрягать надо с ведущих – самых сильных и решительных. После того как они обвязаны хомутами, запрягать остальных собак проще – они видят, что вожак у повозки, значит, все идет по плану. Нам сказали, что собаки очень любят бегать в упряжке. И действительно, это, кажется, гораздо приятнее, чем сидеть на цепи у будки.

Катаются на повозке по двое. Один сидит в санях. Его прикрывают чехлом на молнии – чтобы, если упадет снег с деревьев или завалится на бок повозка, не очень сильно изваляться в снегу. Второй человек в повозке выполняет очень важную роль. Его зовут каюр. Он стоит на окончаниях полозьев – почти как на лыжах, только без креплений, держится за поручень и фактически управляет движением собак, регулирует скорость и торможение. Есть и тормоз, на который надо нажимать, если собаки не слушаются команды остановиться. А они не очень слушаются, потому что не признают гостей в качестве хозяев.

Чтобы управлять собаками, надо знать два слова: «Але» (по словам инструкторов, от французского, циркового – видимо, начало «але-гоп!»), что означает «поехали!» И слово «Бр...» – сказанное с особой интонацией, – и это означает «стоп».


Второй человек в повозке выполняет очень важную роль. Его зовут каюр.

Наша повозка оказалась хорошей – собаки слушали слово «Але» и дружно бежали. Слово «Бр...» они не воспринимали, и надо было жать на тормоз. Поездка шла по лесу, иногда скатывались с довольно-таки крутых горок, я сидела в повозке и прочувствовала каждую кочку. Поскольку я верила в надежность своего каюра, поездка была захватывающей и не очень нервной. Это гораздо менее страшно, чем американские горки, и намного интереснее и непредсказуемее. В какой-то момент повозка почти врезалась в дерево, так что «лавирование телом» нужно не каюру, а сидящему в повозке, чтобы быстро отклониться так, чтобы только задеть дерево, не врубившись в него. Лучше свалиться на бок, в снег, но не въехать в ствол. Удивительным образом вспомнились движения из фигурного катания, которым когда-то занималась, – это очень помогло.

При катании три повозки едут друг за другом, и надо обязательно держать дистанцию, иначе собаки из разных упряжек смешаются и начнут драться. Мы ехали в третьей повозке, последней, это было, наверное, проще всего, потому что мы знали: к нам никто не въедет в спину.

После катания нас повели в юрту. Там горел костер, была сварена уха, и всем предлагалась тарелка супа, стаканчик водки, а потом – чай с печеньем. Вода для чая кипятилась в огромном ведре на костре, и наливать ее надо было прямо с огня, большим половником.

Было совершенно замечательно, какое-то непередаваемое чувство. Помимо радости узнавания нового я неожиданно сделала и «философский» вывод: главное – правильно выбрать каюра. Если собаки хороши, а каюр слабый, то может вообще ничего не выйти, он не сможет ими управлять, они его не будут уважать и потому – слушать. А хороший каюр и несильных собак вытянет.

Петрозаводск–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российской экономике требуется особая линия цифровой обороны

Российской экономике требуется особая линия цифровой обороны

Анастасия Башкатова

Промышленные предприятия все чаще попадают под массированные кибератаки

0
699
Госдума закрыла восьмую сессию восьмого созыва

Госдума закрыла восьмую сессию восьмого созыва

Иван Родин

Президент поблагодарил депутатов за консолидацию и парламентский контроль

0
594
Системная оппозиция наперегонки заступается за права пассажиров

Системная оппозиция наперегонки заступается за права пассажиров

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Только в КПРФ осторожно связали транспортные сбои с СВО

0
645
Идеальная бессюжетность и идеальная бесконфликтность

Идеальная бессюжетность и идеальная бесконфликтность

Юрий Юдин

150 лет тому назад увидел свет роман Жюля Верна «Таинственный остров»

0
619

Другие новости