Новостройки и потоки автомобилей изменили традиционный облик саудовской столицы. Фото Франциско Анзолы
В мае в Эр-Рияде, как и на большей части Ближнего Востока, стоит неустойчивая погода, когда ясные дни чередуются с жаркими и ветреными, а порой и дождливыми. В считаные минуты солнечное небо может покрыться черными тучами, из которых прольются желтые струи дождя. Впитав в себя песочную взвесь, небесная влага покрывает стоящие по краям улиц машины, красит в бурый цвет одежду не успевших укрыться жителей… Насыщенный песочной пылью жаркий ветер, переходящий иногда в песочную бурю, в Египте и других арабских странах называется «хамсин», что означает цифру 50 – именно столько дней, согласно поверью, он может продолжаться. Однако вряд ли кто в состоянии посчитать, сколько дней весны и лета портит погоду этот ветер, с учетом того, что дует он не каждый день подряд, а в любое угодное только ему время весенне-летнего сезона.
Именно такую погоду застал я, прилетев в Эр-Рияд в начале мая, после почти трехлетнего отсутствия в королевстве, где проработал и прожил около 10 лет. В столичном международном аэропорту имени короля Халеда привычная для вечера субботы сутолока – перед началом рабочей недели в столицу возвращаются те, кто улетал на выходные в соседние страны навестить друзей или родственников. Тем, кто прилетел впервые, приходится отстаивать длинную очередь перед тем, как сдать отпечатки пальцев. С недавних пор эта процедура стала обязательной. И хотя красиво оформленное, с каскадом фонтанов здание аэропорта нельзя назвать маленьким, оно уже давно превратилось в «бутылочное горлышко» для увеличивающегося из года в год потока пассажиров. Как символ «лучшего будущего» смотрится стоящее неподалеку здание нового терминала, который в три раза превосходит существующий. Кстати, в саудовском аэропорту наряду с двумя обычными пассажирскими есть еще несколько терминалов – королевский, где принимают правительственные делегации, для частной авиации, а также отдельный терминал, принадлежащий крупнейшей в мире государственной нефтегазовой корпорации Saudi Aramco.
Название саудовской столицы – Эр-Рияд – с арабского переводится как зеленая лужайка, сад. Со всех сторон мегаполис с населением 5 млн жителей окружен пустыней. Поэтому изначально король – основатель Саудовской Аравии Абдельазиз Аль Сауд запретил строительство зданий выше двух этажей, с тем чтобы город развивался вширь и отвоевывал как можно больше территории у пустыни. И хотя цель достигнута, на сегодняшний день территория Эр-Рияда превышает площадь застройки Москвы (без учета Новой Москвы) – это не спасает жителей саудовской столицы от пыли, проникающей в любые жилые помещения, как бы тщательно ни были изолированы окна и двери…
Высоченные башенные краны уже давно стали привычной частью пейзажа Эр-Рияда, Джидды, Даммама и других саудовских городов. И сегодня они видны во многих частях столицы. По статистике, Саудовская Аравия занимает первое место в мире по объемам строительных работ на одного жителя. Сегодня хорошо видны результаты. До недавнего времени в центре города было два небоскреба – «Мамляка» («Королевство») и «Фейсалийа» (в нем находится Фонд имени короля Фейсала). Сегодня к ним прибавилось еще несколько футуристических красавцев и целый квартал высоток из стекла и бетона – Финансовый центр имени короля Абдаллы, напоминающий парижский деловой квартал «Дефанс» и московский «Сити». А в торговой столице – Джидде уже третий год строится самое высокое здание в мире, превышающее тысячу метров.
На улицах саудовской столицы почти не видно пешеходов – изнуряющая жара большую часть года не вызывает у людей желания прогуляться пешком. В основном по этой причине в Эр-Рияде практически отсутствуют тротуары. Зато проезжая часть заполнена потоками автомобилей, собирающихся в часы пик в громадные пробки. Вообще Саудовскую Аравию с полным правом можно назвать «автомобильной державой». Автомобиль – главное средство передвижения в королевстве. В связи с тотальной автомобилизацией большинство банкоматов по всей стране расположено таким образом, чтобы снять деньги или оплатить счета можно было, не выходя из машины. Лишь недавно в Эр-Рияде начаты строительство метро и прокладка автобусных маршрутов. По этой причине многие кварталы, в том числе центральная торговая улица Олайя, перекрыты щитами, отгораживающими траншеи, по которым в скором времени пойдут поезда подземки.
Отсутствие общественного транспорта стало препятствием для существенного повышения властями низких, субсидируемых государством цен на бензин. До тех пор пока у подданных не появится выбора между собственным авто и тем или иным видом общественного транспорта – правительство считает своим долгом продолжать нести бремя субсидий…
Изнуряющий зной заставляет жителей Эр-Рияда отправляться за покупками поздно вечером. Фото с сайта www.arriyadh.com |
В отличие от столиц соседних стран – Бахрейна, ОАЭ и других – в Эр-Рияде не встретишь западных туристов с фотоаппаратами и видеокамерами, одетых в яркие шорты и футболки. Основная масса иностранцев, находящихся в Саудовской Аравии, а это около 11 млн из общей численности населения в 31 млн, въехали в страну по «рабочей визе», выдаваемой на основании трудового контракта, заключенного на определенный срок с тем или иным саудовским работодателем. Большая часть экспатов – это рабочие из таких стран, как Индия, Пакистан, Бангладеш, Филиппины, а также арабских стран – Египта, Сирии, Ирака, Иордании и др. Что касается инженерно-технического персонала и менеджеров компаний, то они приезжают из тех же стран, что и рабочие, но среди них немало выходцев из США, европейских стран, Японии. Все они соблюдают нормы поведения, принятые в королевстве. Некоторые настолько привыкают к спокойному и комфортному образу жизни, что живут в Саудовской Аравии не одно десятилетие.
Основной вид иностранного туризма в Саудовскую Аравию – религиозный. Это паломничество к святым местам ислама – Мекки и Медины в рамках хаджа, который осуществляется в определенное время по лунному календарю, или в рамках «умры» – малого хаджа, который можно совершить в любое другое время года.
В последнее время бурными темпами стал развиваться внутренний туризм. Как выяснилось, он способен создавать новые рабочие места быстрее, чем любая другая отрасль экономики. Существенный вклад в его становление вносит Саудовская комиссия по туризму и национальному наследию, возглавляемая первым и пока единственным саудовским космонавтом, сыном нынешнего короля Султаном бин Салманом. Одним из недавних нововведений стала программа «Пост-умра», нацеленная на создание условий, для того чтобы паломники, приехавшие для совершения малого хаджа, получили возможность увидеть и другие места в королевстве. Отныне по завершении умры они могут отправиться в культурные, медицинские, образовательные и торговые туры, посетить выставки, принять участие в форумах и конференциях.
Раскаленные солнцем стены зданий и асфальт столичных улиц, от которого струятся вверх обожженные потоки воздуха, побуждают людей задуматься, куда поехать в самое жаркое время года. Приметой времени стали недавно появившиеся в Эр-Рияде вывески, предлагающие оформить туристические визы в Россию. Однако, пожаловался мне владелец такого офиса, одних виз оказалось недостаточно. Потому что саудовцы хотят не просто посетить нашу страну, но и приобрести тур, чтобы посмотреть ее крупнейшие города, совершить круиз на теплоходе по Волге, побывать на Байкале, а некоторые – и отправиться на российском лайнере на Северный полюс… Возможно, чтобы оценить, что лучше – 40 градусов жары или холода?