0
3216
Газета Стиль жизни Интернет-версия

17.02.2019 17:18:00

Испытание совершенством

Глаз – экран, а что на нем отображается, зависит от смотрящего

София Вишневская

Об авторе: София Вишневская – филолог, журналист.

Тэги: музей, выставка, рубенс


музей, выставка, рубенс Когда со всех сторон огромные мясистые горы рубенсовских тел... Кадр из видео YouTube

Мы так устроены: хотим все и сразу. С лету. Думаем, что нам полагается это все, мы же такие прекрасные, умные-разумные, постичь и понять можем все!

Но границы были закрыты. Музеи недосягаемые, как крепости, монастыри, построенные на вершинах скал, замок Монтфорт времен крестоносцев… И вот настало время, когда появилась возможность ездить по миру. Распахнулись золоченые двери дворцов, замков, палаццо – мечта исполнилась. И мы огромной толпой, не готовясь, не зная или зная очень мало, ломанулись за шедеврами и красотой. Именно в Италии я окончательно разлюбила музеи. Поставила жирную точку в конце своей ненасытной любознательности. Именно в Италии я полюбила жизнь (и впечатления) за пределами каменных стен самых величественных зданий в мире.

Тут необходимо объясниться. Музей – это хранилище, хранилище – это склад, в котором предлагается объять необъятное, прежде чем найти единственно нужное. В предлагаемых количествах это невозможно. Пресыщение прекрасным так же опасно, как и все чрезмерное и излишнее.

Первое головокружение (и легкая тошнота) у меня случилось много лет назад в залах Рубенса мюнхенской Старой пинакотеки, где самое большое собрание полотен великого фламандца. Со всех стен на меня надвигались горы тел, огромные мясистые торсы были даже на потолке. Я заблудилась в садах бесконечной любви, среди граций с целлюлитом, вакхов, гераклов и венер. Экзальтация религиозной веры пугала. Но я стеснялась признаться даже себе, что мне может что-то не нравиться в музее. Я мужественно посмотрела все работы, которыми заслуженно гордится пинакотека. Больше я там никогда не была. Читаю книги, смотрю альбомы.

Второй удар меня поджидал в Париже. Город, в который мы все долгие, долгие годы были страстно влюблены, о котором мечтали и видели в своих розовых снах. Лувр – высшая степень вожделения. Как же… Жить и умереть только в Париже, на Монмартре, в опере Гарнье, под Эйфелевой башней, под мостом Сены… В Париже потихоньку понимаешь две вещи – нет в тебе никакой исключительности, ты такой, как все. И впечатления без знания и оценки не бывает. В Лувр нужно ходить, как в школу, годами. Один класс – одна картина. И готовиться, как к экзамену. Желательно говорить по-французски (итальянский, немецкий, английский, испанский, греческий тоже еще никому не помешали). Но есть что есть – русская группа…

И бежит какой-то замученный экскурсовод – прямо к «Моне Лизе». Почему? Мы ее уже на картинках видели. Можно же было хотя бы подвести к «Женщине перед зеркалом» Тициана. Но нет – только Мона, только Лиза! Смешно – самое любимое место парижских карманников. Перед тем как любоваться, нужно кошелек положить в лифчик, а мобильник в трусы. О чем и сообщает экскурсовод (не так грубо, как я) с жуткой периодичностью.

– Дамы и господа, внимательно смотрите по сторонам, – вещал он. – Прижмите к себе сумочки.

И между делом что-то о Леонардо да Винчи. Передо мной жаркой толпой стояло человек тридцать – я очень хотела упасть в обморок. Но нужно было нестись дальше, к «Спящему Гермафродиту», и узнать, что это римская копия с оригинала II века н.э. длиной 169 см. Потом экскурсовод, бывший сотрудник Эрмитажа, сообщил нам, что предмет изображения не является непристойным. Действительно, что тут такого – юноша с сиськами. И еще что-то про сына Гермеса и Афродиты, который принял формы нимфы Салмакиды. За что такая кара?

34-8-1.jpg
Место паломничества туристов в Лувре – и
самое любимое место парижских карманников.
Фото Reuters
Далее почему-то была картина Джузеппе Креспи «Женщина, ищущая блох». Это был удивительный ход. Венера Милосская, Ника Самофракийская, Джоконда – три самые знатные дамы Лувра. Но нам досталась только одна.

– Пожалуйста, проверьте ваши часы, цепочки, паспорта, – нешуточно волновался смертельно уставший экскурсовод. – Если украдут паспорт – будут большие проблемы с выездом.

Я ему сострадала от всей души.

Одна тетка в нашей группе сказала: «А правда ведь, Париж очень грязный город? Я разочарована! И Венеция вся воняет, как сточная канава».

Как интересно видят и чувствуют люди. «Меня охватило чувство абсолютного счастья: в ноздри ударил его всегдашний запах мерзнущих водорослей» (Иосиф Бродский «Набережная неисцелимых»). Но если быть до конца честной, встречаются наши люди просто уникальных знаний. Иногда мне кажется – лучше некоторых экскурсоводов.

Меня могут убить за признание, что в Лувр я больше не пойду. А если пойду – то только одна. Ночью! Шедевры, как инъекции, возможны лишь в определенных дозах, если, конечно, нет хронического заболевания красотой.

Запомнились пирамиды «под Хеопса» из стекла, шлифованного вручную. Исключительное свечение, влекущее к входу в Лувр, создал китаец Йо Минг Пей (знаменитый американский архитектор). Но меня влекло только к выходу, к мусорным бакам и бомжам под мостом…

Уже вечером, в гостинице с балкончиком, выходящим в сад Тюильри, я набросала монолог портретируемой Дамы:

«О Мадонна, почему я такая несчастная? Никто уже не помнит, что я Лиза Герардини из Флоренции, любящая супруга торговца шелками Франческо дель Джокондо, живой человек, ставший только изображением. Держат за стеклом, караулят, все время подкрашивают, удерживают в реставрационной темнице, трогают разными руками, щекочут кисточками, подмазывают лаками, а я давно в трещинах морщин, просвечивают какими-то лучами, возят в бронированных сейфах по миру, которого я не вижу.

В Италию хочу… Тоскливо на чужбине, холодно без солнца. А я все улыбаюсь, улыбаюсь... Четыреста лет подряд. Губы болят. Не хочу больше смотреть на вас. И вы на меня не смотрите. Лучше берегите свои мобильники. Засуньте их в…»

Когда выяснилось, что мы можем ездить и смотреть, выяснилось также, что мы не умеем видеть, – мое открытие в путешествиях. Видеть – это навык понимать и чувствовать красоту. Иногда достаточно просто посмотреть в окно и заметить игру красок. Увидеть все цвета заката. Один поход в музей Прадо, галерею Тейт, Эрмитаж – не приближает к постижению. Глаз – экран, а что на нем отображается, зависит от смотрящего.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


 ВЫСТАВКА  Иван Шультце. Мастер люминизма

ВЫСТАВКА Иван Шультце. Мастер люминизма

0
2203
 ВЫСТАВКА  "Хорошо, что вы зеленый…"

ВЫСТАВКА "Хорошо, что вы зеленый…"

0
2100
Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Эрмитаж демонстрирует искусство Китая от древности до эпохи Цин

Татьяна Астафьева

Экспозицию из семи залов, посвященную культуре Поднебесной, музею помогла создать «Роснефть»

0
14046
Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке  «Миры Майтреи»

Редкие образцы буддийской живописи из коллекции семьи Рерихов и фондов музея представлены на выставке «Миры Майтреи»

0
9124

Другие новости