Культура питания вне дома – в уличных кафе и забегаловках – для японцев очень важна. Фото Reuters
В Японии доля молодых людей, предпочитающих на встречах обходиться без употребления алкогольных напитков, растет, констатируют местные СМИ, а некоторые издания даже публикуют репортажи с молодежных безалкогольных вечеринок группы «Гэкономист». С японского языка слово «гэко» на русский переводится как «непьющий», и название группы можно перевести как «Трезвенники».
Отказ от употребления алкоголя молодежи в Японии – нарастающая тенденция, независимо от того, является ли она следствием роста осознания важности такого шага для здоровья человека или просто у молодых меняются ценности. Члены группы «Трезвенники», основанной в июне прошлого года, общаются в социальных сетях, обмениваются впечатлениями о событиях в своей жизни, в том числе «о безалкогольных онлайн-вечеринках». В условиях ограничений, связанных с пандемией, такие встречи были естественными местами общения с друзьями. Формируются компании по интересам, а также идет обмен рецептами напитков и закусок. В первое время группа пополнялась японцами, которые искали возможность для неформального общения в компании без употребления алкоголя, поскольку он им был противопоказан. Но постепенно росло число и тех, кто может выпить сравнительно много, но считает это пустой тратой времени или полагает, что лучше поберечь здоровье.
В прошлом году «Трезвенники» общались в социальных сетях и договаривались о встречах небольшими компаниями в кафе или других удобных местах по различным поводам. Сейчас многие члены клуба говорят, что до вступления в группу им «нравилась атмосфера пьяных вечеринок, хотя они и не пили сами». Однако раздражало то, что «не употреблявшие алкоголь вызывали неприязнь у некоторых собравшихся только потому, что не выпивают».
Это далеко не единственная подобная группа в Японии. Недавно в городе Кобэ прошел Японский съезд гэко. Назвать произошедшее саммитом вряд ли можно; проходил он в режиме онлайн, и в нем приняло участие около 50 представителей организаций гэко из разных префектур. На мероприятии был объявлен результат интернет-опроса, проведенного среди недавно присоединившихся к движению активистов. Среди них выделилась большая группа, более 25% опрошенных, которые «прежде выпивали, на встречах с друзьями от предложений выпить хмельного не уклонялись». В ответе на вопрос, что их побудило отказаться от употребления алкоголя, 35% респондентов указали на стремление «избежать похмелья и переедания». 17% ответили, что в жизни «все зависит от конкретной обстановки». Но все заявили, что перестали «употреблять алкоголь не потому, что он стоит слишком дорого».
Пандемия разделила собутыльников – чокаться приходится через стекло. Фото Reuters |
Кроме того, на базе идзакая сформировалась и система гайсёку – питания вне дома. Если японские дети в большинстве отправляются в сады и школы, где питаются по полной программе, то взрослые, проводив их, едут на работу, в лучшем случае выпив чашку кофе. Затем следует легкий завтрак в кафе или столовой при месте работы и аналогичный обед. А ужин – 3–4 дня в неделю – в компании друзей, как правило, в идзакая.
Но так было до объявления 11 марта Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемии COVID-19. Первое время обстановка в Японии казалась терпимой, единицы умерших. Только после того, как 5 апреля их число превысило первую сотню, премьер-министр Синдзо Абэ объявил чрезвычайное положение в семи префектурах, включая Токио. Все идзакая в столице были закрыты, что стало страшным ударом по заведенному ритму жизни большинства токийцев.
Нормализация обстановки с пандемией COVID-19 в стране, сокращение числа заболевших и умерших позволило правительству Японии 25 мая объявить о постепенном трехэтапном снятии и ослаблении ряда карантинных мер. Клиенты начали осторожно возвращаться в идзакая. Но затем цифровые суточные показатели заболеваемости в Токио COVID-19 опять продолжили расти, а многие владельцы идзакая стали отмечать, что многие предварительные заказы на посещения их заведений стали отменяться и восстановление клиентуры прекратилось. Это подтверждают данные аналитического центра о состоянии малого бизнеса в Токио. На рестораны и заведения питания приходится 16% связанных с коронавирусом банкротств в Японии. Крупнейшие сети идзакая, владеющие несколькими сотнями заведений, уже закрыли более 10% из них. Как полагает глава крупнейшего в Японии производителя напитков Suntory Holdings, более 20% баров и ресторанов в стране обанкротятся из-за связанных с пандемией мер.
В этих условиях сети идзакая начинают пересматривать модели своего бизнеса. Например, собственники процветавшей до пандемии сети идзакая в деловом районе Токио, где расположены множество офисов, прежде жаловались только на нехватку посадочных мест. Требования социального дистанцирования заставили сократить их вдвое, а число посетителей в июне с трудом составило 30% от того, что было год назад. Владельцы, чтобы компенсировать потери, начали продавать обеды навынос. Некоторые хозяева идзакая расширяют свою группу ориентированных на семьи ресторанов блюд из вагю – японской говядины, а также запускают службу доставки блюд из курятины. Большинство руководителей идзакая не ожидают, что их бизнес, «основанный на общении лицом к лицу», восстановится в текущем году. Выпивка после работы теряет популярность и культура идзакая отмирает, считают некоторые владельцы баров, и, возможно, ветеранам отрасли для выживания придется придумать модель, которая не слишком связана с алкоголем.
комментарии(0)