0
7247
Газета Стиль жизни Интернет-версия

02.03.2021 15:57:00

Черно-белая политкорректная мистика

Массовая культура легко проглотила и переварила «новую этику»

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов – религиовед, журналист.

Тэги: сериал, птица доброго господа, страна лавкрафта, blm, расизм, америка, оккультизм


сериал, птица доброго господа, страна лавкрафта, blm, расизм, америка, оккультизм Джон Браун провозглашает: «Меня послал сюда царь всех царей!» – и вершит кровавый суд над рабовладельцами. Кадр из сериала «Птица доброго Господа» (2020)

Тема меньшинств, подогретая в минувшем году выступлениями BLM, в числе прочего решительно заявила о себе в масскульте. Сезон отметился множеством кинопроектов, но хотелось бы остановиться на двух сериалах, собравших урожай зрительских симпатий осенью и зимой. В этих лентах проблемы расовой и гендерной несправедливости представлены в религиозном и даже мистическом свете.

Мини-сериал «Птица доброго Господа», как предупреждают его создатели, основан на реальных событиях. «Большая часть этого произошла на самом деле», – сообщает трейлер, надо сказать, довольно двусмысленно. То же говорится в изданиях романа Джеймса Макбрайда, на основе которого написан сценарий сериала.

Аболиционист Джон Браун, сыгранный Итаном Хоуком, – натуральнейший Дон Кихот, в священном неистовстве ведущий праведную войну против рабовладельцев. Хоук со товарищи умудрились в угоду политкорректности прыгнуть выше головы. Обыграли злободневные вопросы – расизм, аболиционизм и «священную корову» истории Соединенных Штатов – в неоднозначном ключе.

Главный герой – любимец Джона Брауна чернокожий подросток Генри, прозванный им Луковкой, стал поневоле «трансвеститом» – Генриеттой. Он вынужденно играет роль девочки для своего покровителя старика Брауна, одержимого мессианской идеей освобождения рабов и прочих бесправных американцев. А под конец Генри, избавившись от платья, влюбляется в дочку аболициониста.

Неудивительно, что в зачине сериала Луковка говорит, что самым счастливым днем для него стала гибель Брауна. И хотя поначалу притворяться девочкой для чернокожего раба было несложно, а нередко даже удобно и выгодно, в итоге он был счастлив сбросить проклятое женское платье. Целых два года, что ему пришлось сопровождать Брауна, Генриетта-Луковка пытается сбежать от чрезмерной опеки одержимого старика, но вместо этого приходится то шпионить в публичном доме, то выуживать ценную информацию, опаивая «короля негров» Фредерика Дугласа.

Дуглас – тоже реальный исторический деятель. Он прославился своей автобиографией, где рассказал о том, как был рабом и бежал в северные штаты. Дуглас стал лидером освободительного движения, причем отстаивал права не только чернокожих, но и женщин. В фильме он показан купающимся в лучах славы, роскоши и любви поклонниц. Популярный благодаря своему ораторскому искусству, Дуглас служил живым упреком рабовладельцам, считавшим рабов недостаточно разумными для полноценного и независимого американского гражданства.

Религиозность Брауна раздражала большинство участников его «армии», маргинального сброда, неприкаянных авантюристов. Но сцены битвы под громогласные пророчества библейского пророка Исайи великолепны, и сразу понимаешь, откуда родом протестантская идея фикс об Америке как новом Израиле. «А потом я взглянул на старика и увидел, что передо мной сам Господь, каким его изображают белые. И тогда я понял, что эта хрень (молитва) сработает», – говорит герой фильма.

Накануне казни Джон Браун умиротворенно философствует: «У нас за плечами бесконечность, и впереди у нас бесконечность, а этот крошечный отрезок в середине и есть наша жизнь». Сегодня зловещим пророчеством звучат слова воинствующего аболициониста Брауна, написанные перед смертью: «Я ныне совершенно уверен, что преступления этой греховной страны не смогут быть смыты ничем иным, кроме как кровью».

4-9-2480.jpg
Все силы зла в расистской вселенной
Лавкрафта ополчились на угнетаемое
меньшинство.  Кадр из сериала
«Страна Лавкрафта» (2020)
«Страна Лавкрафта» – в жанровом смысле совершенно другой проект, но его создатели тоже попытались сыграть на теме меньшинств. В основе также роман современного американского писателя Мэтта Раффа, переосмыслившего эстетику Говарда Филипса Лавкрафта, одного из создателей «черной литературы», «отца» Ктулху, Азагтота, Дагона и Некрономикона, давно ставших мемами. Из этих фантасмагорических образов сформировались особая мифология и даже подобие религии, нечто среднее между оккультизмом и готической субкультурой. В Америке традиционно проходят фестивали и конкурсы, посвященные творчеству Лавкрафта. Пикантность в том, что классик «черной» прозы XX века был убежденным расистом, и фильм этот досадный недостаток исправляет.

В сериале показаны социальные проблемы американской жизни середины прошлого столетия, но все это пропущено через «мясорубку» лавкрафтианского инфернала. Зачинается действо в жанре роуд-муви: ветеран корейской войны Аттикус отправляется на поиски своего непоседливого отца, затерявшегося где-то на расистском Юге начала 50-х. Его напарники в путешествии – подруга детства Летиша, одержимая борьбой за права чернокожих американцев, и дядя Джордж – архивариус и библиотекарь.

Аттикус, начитавшись «Марсианских хроник» Берроуза, видит себя вместе с любимой кореянкой Джией. Однако любимая перевоплощается в самый интимный момент в демона – духа девятихвостого лиса, ради освобождения мстительно пожиравшего души мужчин. В этом демоне, как единственном потомке основателя тайного общества ложи Тита Брейтуайта, мистики-ревизионисты (белые, презирающие чернокожих) ищут надежду на успех своего дела. Члены ложи «Орден изначального рассвета» стремятся вернуть мир к исходному состоянию божественного миропорядка, разрушенного грехопадением Евы. Но попытка возвращения в Эдем проваливается в буквальном смысле слова вместе с обязательным для хоррора поместьем и всей тайной ложей в адские глубины.

Между тем расовая тема все туже вплетается в мистический сюжет. Одну из героинь, пышнотелую Руби, соблазняет «чрезмерно белый» блондин Уильям, но не ради банального секса, а для изощренной магической мести. Возникает и мотив сексуальных меньшинств. Красавчик Уильям-Кристина – оборотень-трансвестит, меняющий с помощью волшебного зелья и цвет кожи, и пол, – подсаживает на наркотик свою любовницу. И вот уже Руби в теле белой дамы вымещает всю боль чернокожих женщин на белом расисте – управляющем магазина. «Я не знаю, что сложнее – быть цветной или быть женщиной. Раньше меня устраивало и то и другое. Но мир постоянно вмешивается», – жалуется она.

Масоны, аболиционисты, оккультисты и вызванные ими монстры, андрогины, алхимические трансвеститы «на час» – все сплетается в итоге в фантасмагорический сюжетный клубок. Возможно, от такого самоуправства в мире Лавкрафта сам его создатель был бы шокирован. Впрочем, «новая этика» беспощадна даже к таким культовым фигурам.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Стране – поставщице бананов в Россию грозят переворот и хаос

Стране – поставщице бананов в Россию грозят переворот и хаос

Ирина Акимушкина

Руководство конфедерации коренных народов намеревается штурмовать столицу Эквадора

0
1717
Сериальный успех на фоне сериального провала

Сериальный успех на фоне сериального провала

Вера Цветкова

По сути, и комедийный "Олдскул", и музыкальный "Москва слезам не верит…" – о разрыве между поколениями

0
3119
Вашингтон получит TikTok, но пойдет на уступки по Тайваню

Вашингтон получит TikTok, но пойдет на уступки по Тайваню

Владимир Скосырев

Дональд Трамп поставил на паузу американские поставки оружия властям острова

0
2023
«Лихие» – это не только о бандитах, но и о смыслах

«Лихие» – это не только о бандитах, но и о смыслах

Вера Цветкова

Главное в сериалах о 1990-х годах – атмосфера нынешнего разочарования  

0
2726

Другие новости