Джон Браун провозглашает: «Меня послал сюда царь всех царей!» – и вершит кровавый суд над рабовладельцами. Кадр из сериала «Птица доброго Господа» (2020)
Тема меньшинств, подогретая в минувшем году выступлениями BLM, в числе прочего решительно заявила о себе в масскульте. Сезон отметился множеством кинопроектов, но хотелось бы остановиться на двух сериалах, собравших урожай зрительских симпатий осенью и зимой. В этих лентах проблемы расовой и гендерной несправедливости представлены в религиозном и даже мистическом свете.
Мини-сериал «Птица доброго Господа», как предупреждают его создатели, основан на реальных событиях. «Большая часть этого произошла на самом деле», – сообщает трейлер, надо сказать, довольно двусмысленно. То же говорится в изданиях романа Джеймса Макбрайда, на основе которого написан сценарий сериала.
Аболиционист Джон Браун, сыгранный Итаном Хоуком, – натуральнейший Дон Кихот, в священном неистовстве ведущий праведную войну против рабовладельцев. Хоук со товарищи умудрились в угоду политкорректности прыгнуть выше головы. Обыграли злободневные вопросы – расизм, аболиционизм и «священную корову» истории Соединенных Штатов – в неоднозначном ключе.
Главный герой – любимец Джона Брауна чернокожий подросток Генри, прозванный им Луковкой, стал поневоле «трансвеститом» – Генриеттой. Он вынужденно играет роль девочки для своего покровителя старика Брауна, одержимого мессианской идеей освобождения рабов и прочих бесправных американцев. А под конец Генри, избавившись от платья, влюбляется в дочку аболициониста.
Неудивительно, что в зачине сериала Луковка говорит, что самым счастливым днем для него стала гибель Брауна. И хотя поначалу притворяться девочкой для чернокожего раба было несложно, а нередко даже удобно и выгодно, в итоге он был счастлив сбросить проклятое женское платье. Целых два года, что ему пришлось сопровождать Брауна, Генриетта-Луковка пытается сбежать от чрезмерной опеки одержимого старика, но вместо этого приходится то шпионить в публичном доме, то выуживать ценную информацию, опаивая «короля негров» Фредерика Дугласа.
Дуглас – тоже реальный исторический деятель. Он прославился своей автобиографией, где рассказал о том, как был рабом и бежал в северные штаты. Дуглас стал лидером освободительного движения, причем отстаивал права не только чернокожих, но и женщин. В фильме он показан купающимся в лучах славы, роскоши и любви поклонниц. Популярный благодаря своему ораторскому искусству, Дуглас служил живым упреком рабовладельцам, считавшим рабов недостаточно разумными для полноценного и независимого американского гражданства.
Религиозность Брауна раздражала большинство участников его «армии», маргинального сброда, неприкаянных авантюристов. Но сцены битвы под громогласные пророчества библейского пророка Исайи великолепны, и сразу понимаешь, откуда родом протестантская идея фикс об Америке как новом Израиле. «А потом я взглянул на старика и увидел, что передо мной сам Господь, каким его изображают белые. И тогда я понял, что эта хрень (молитва) сработает», – говорит герой фильма.
Накануне казни Джон Браун умиротворенно философствует: «У нас за плечами бесконечность, и впереди у нас бесконечность, а этот крошечный отрезок в середине и есть наша жизнь». Сегодня зловещим пророчеством звучат слова воинствующего аболициониста Брауна, написанные перед смертью: «Я ныне совершенно уверен, что преступления этой греховной страны не смогут быть смыты ничем иным, кроме как кровью».
Все силы зла в расистской вселенной Лавкрафта ополчились на угнетаемое меньшинство. Кадр из сериала «Страна Лавкрафта» (2020) |
В сериале показаны социальные проблемы американской жизни середины прошлого столетия, но все это пропущено через «мясорубку» лавкрафтианского инфернала. Зачинается действо в жанре роуд-муви: ветеран корейской войны Аттикус отправляется на поиски своего непоседливого отца, затерявшегося где-то на расистском Юге начала 50-х. Его напарники в путешествии – подруга детства Летиша, одержимая борьбой за права чернокожих американцев, и дядя Джордж – архивариус и библиотекарь.
Аттикус, начитавшись «Марсианских хроник» Берроуза, видит себя вместе с любимой кореянкой Джией. Однако любимая перевоплощается в самый интимный момент в демона – духа девятихвостого лиса, ради освобождения мстительно пожиравшего души мужчин. В этом демоне, как единственном потомке основателя тайного общества ложи Тита Брейтуайта, мистики-ревизионисты (белые, презирающие чернокожих) ищут надежду на успех своего дела. Члены ложи «Орден изначального рассвета» стремятся вернуть мир к исходному состоянию божественного миропорядка, разрушенного грехопадением Евы. Но попытка возвращения в Эдем проваливается в буквальном смысле слова вместе с обязательным для хоррора поместьем и всей тайной ложей в адские глубины.
Между тем расовая тема все туже вплетается в мистический сюжет. Одну из героинь, пышнотелую Руби, соблазняет «чрезмерно белый» блондин Уильям, но не ради банального секса, а для изощренной магической мести. Возникает и мотив сексуальных меньшинств. Красавчик Уильям-Кристина – оборотень-трансвестит, меняющий с помощью волшебного зелья и цвет кожи, и пол, – подсаживает на наркотик свою любовницу. И вот уже Руби в теле белой дамы вымещает всю боль чернокожих женщин на белом расисте – управляющем магазина. «Я не знаю, что сложнее – быть цветной или быть женщиной. Раньше меня устраивало и то и другое. Но мир постоянно вмешивается», – жалуется она.
Масоны, аболиционисты, оккультисты и вызванные ими монстры, андрогины, алхимические трансвеститы «на час» – все сплетается в итоге в фантасмагорический сюжетный клубок. Возможно, от такого самоуправства в мире Лавкрафта сам его создатель был бы шокирован. Впрочем, «новая этика» беспощадна даже к таким культовым фигурам.
комментарии(0)