Йога как часть духовной традиции – это уже высший уровень познания себя. Фото Reuters
Миссионеры Курганской епархии РПЦ распространяют листовки с предупреждениями, что «йога опасна для христиан, поскольку это не занятия спортом, а часть религии индуизма». «Многие спрашивают – почему бы не заниматься йогой просто как гимнастикой, не погружаясь в ее оккультные и мистические глубины? Само слово yoga происходит от санскритского yuj, что означает «сопрягать, связывать». А «религия» – от латинского religare: «связывать, соединять». В обоих случаях имеется в виду, что человек устанавливает связь с Богом – или с какими-то иными силами, невидимыми, но способными взаимодействовать с людьми. Таким образом, говорить, что йога внерелигиозна, просто нелогично: йога и религия – практически синонимы», – пишут церковные полемисты.
«Существует большая разница между традиционной йогой и современной йогой как системой тренингов», – говорит Денис Заенчковский. Он практикует йогу почти 30 лет. Традиционные практики легли в основу современной гимнастики с восточным колоритом, столь популярной среди людей разных возрастов, желающих заняться доступным и полезным видом спорта. Заенчковский подчеркивает, что в Россию практика занятий йогой в группах пришла отнюдь не из Индии, а с Запада, причем «в уже измененном и адаптированном под социум виде». В этом легко убедиться, изучив систему современных стилей йоги и структуры подготовки преподавателей, говорит эксперт. «Между традиционным йогом из пещеры Гималаев и современным инструктором асан – пропасть, как по менталитету, так и образу жизни», – убеждает он.
По словам эксперта, история йоги в СССР и современной России связана в первую очередь с системами здорового образа жизни и профилактикой болезней. Он напомнил о научно-экспериментальном процессе, когда йог Свами Дхирендра Брахмачари участвовал в подготовке советских космонавтов к нагрузкам. Это также способствовало активному культурному обмену между Индией и СССР в 1960-х годах. Первое поколение советских йогов вообще никак не связывало свои занятия с религией, а подходило к этому процессу рационально, более того, специально отгораживаясь от разного рода религий.
«В качестве проповеди и распространения религиозных взглядов формат общераспространенных сейчас йога-тренингов мало подходит по целому ряду причин. Сознание большинства людей далеко от традиционной религиозности, тем более находится в другом культурно-языковом коде. Поэтому применительно к нашим соотечественникам можно говорить только про такие элементы системы йоги, как очищение и оздоровление тела», – поясняет Заенчковский.
Но в чем принципиальное различие между йогой и другими разновидностями спортивных и гимнастических упражнений типа фитнеса? В отличие от фитнеса в йога-тренингах есть система, связывающая образ жизни: тип психоэмоциональной деятельности и состояния тела и психики. В отличие от фитнеса йога рассматривает деятельность тела на всех уровнях, что способствует ее популярности и отличает от спортивной и оздоровительной гимнастики. «В этом контексте йога-тренинги используют в большей степени современный научный подход, с опорой на элементы аюрведы – индийской науки о здоровье. Системы очищения тела и процедур, скажем, аюрведической терапии связаны с эффектом от определенных положений тела и некоторыми дыхательными упражнениями, но этим особенности и ограничиваются. А вот без традиционных посвящений, инициаций и осознанного принятия йоги как мировоззрения и учения, принятых в традициях буддизма и индуизма, где йога является способом познания, говорить про тренинги в студиях как «рассаднике сект» или распространении восточных религий некорректно, – уточняет Заенчковский. – Залы посещает аудитория, плотно задействованная в социуме, ведущая светский образ жизни, люди воспринимают это не как религию или вероисповедание, а всего лишь как упражнения». Совместима ли такая, общедоступная, йога с религией? Проблем здесь нет – если их специально не создавать.
Церковникам кажется, что если оделся как индиец – уже не вполне русский человек. Фото с сайта www.slavyoga.ru |
При этом Заенчковский как практикующий тренер уверяет, что обращать в свою веру никого не собирается. Вот его аргумент: «С первых слов «Шива-самхиты» (один из священных текстов йоги) становится понятно, что это все ориентировано на опыт, а не на слепую веру или внушения, используемые сектами для привлечения последователей».
Христианство исключает поклонение другим божествам и следование другим учениям. «Это нормально, – соглашается Заенчковский, – но если для индуиста поклонение Иисусу проблемы не составляет, то для христиан почитание божеств других религий недопустимо. Эту разницу в учениях нужно понимать. Поэтому эзотерические части йоги, которые я практикую лично, я не передаю и не обсуждаю с другими, или с представителями других мировоззрений. «Йог должен хранить свою садхану (религиозно-ритуальную практику) в тайне, иначе она потеряет свою силу» («Хатха йога Прадипика», еще один трактат по йоге)».
Впрочем, «гуру» из спортивного зала, наверное, все же для храмовых миссионеров не авторитет. В таком случае борцам с чуждыми влияниями можно напомнить рассуждения патриарха Кирилла. В самом начале своего патриаршества он отвечал на вопрос молодежи о допустимости для верующих увлечения йогой. «Занятия йогой имеют две составляющие, одна из них – это физические упражнения, – сказал глава РПЦ. – Специалисты по физкультуре могут дать точную характеристику этим упражнениям, и ничего плохого в самой технике этих упражнений не существует». Однако он с настороженностью относится к медитации. «Посещая Индию и находясь в центре индуизма, я был поражен, встречая этнически русских людей, одетых в особые принятые там одежды; с кем-то из них я поговорил и сам себе сказал: это не наши люди, это не россияне. Они живут другими ценностями, другими идеалами, у них другое мироощущение», – добавил патриарх.
Гибкость тела в принципе полезна. Однако при этом должен быть твердый духовный стержень, чтобы не утратить традиционные ценности. Так, что ли, получается?
комментарии(0)