В Германии пришли к выводу, что именно коровы являются одними из основных источников загрязнения окружающей среды метаном, который образуется в результате пищеварительных процессов. Фото Reuters
Известно, что зависимость у человека может возникать по разным причинам. Если говорить о борцах за спасение планеты от потепления, то, наверное, в данном случае правильнее говорить об аддикции, или, другими словами, о навязчивой потребности в определенной деятельности. На этот раз в поле зрения климатических активистов оказалась мясо-молочная промышленность страны. Все дело в том, что основные субъекты производства мяса и молока – коровы склонны к... пуканью. Процесс переваривания значительных количеств зеленой массы при участии специфических для желудка коров микроорганизмов приводит в их пищеварительной системе к образованию метана, который они выделяют в атмосферу, и это крайне беспокоит борцов с потеплением климата.
В Германии уже появилось поколение экологических экономистов, и они подсчитали, что одна-единственная корова может выделять в день более 300 л метана. У быка такой показатель лежит в пределах 80–220 л метана в день. Для сравнения скажем, что человек в среднем производит от 200 до 2000 мл метана в сутки. То есть от 0,2 до 2 л. Но в среднем у людей этот показатель лежит в пределах 600 мл. Понятно, что и у коровы, и у человека все зависит от того, какую пищу эти «позвоночные» потребляют. Переход человека на растительную пищу, наверное, увеличит выбросы метана. Но пока климатических активистов интересуют коровы.
Идея ввести налог на потребление мяса и, возможно, молока появилась у климатической экономистки по имени Франциска Функе, которая работает в Потсдаме в Институте исследований последствий для климата и уже выпустила насчет экономических аспектов защиты климата пару научных работ. По статистике, сейчас в Германии в год потребляется 57 кг мяса на человека. Для примера приведем данные по России: в 2020 году у нас приходилось по 77 кг мяса на человека. В США и Австралии этот показатель превышает 100 кг. Впрочем, в Африке этот показатель составляет 17,5 кг.
В интервью немецкому информационному агентству n-tv Функе заявила, что вопрос потребления пищевых продуктов человеком необходимо рассматривать под углом зрения нанесения при их производстве ущерба окружающей среде, и эта проблема недостаточно учитывается в их ценообразовании. Действительно, полагает фрау Функе, если посмотреть на цены на продукты питания в супермаркете, то можно, по ее мнению, увидеть, что между теми из них, какие вообще не причиняют ущерба окружающей среде, и теми, которые влияют на нее, нет никакого различия. И отсутствие такого различия необходимо корректировать с помощью налогов. Но какой налог требуется для мясных продуктов, как его рассчитать?
Франциска Функе предлагает исходить из следующих предположений. Скажем, в бразильском тропическом лесу срубили дерево для производства кормов или кормовых добавок. В данном случае мы можем рассчитать последствия для климата, вызванные этим действием. Если исходить из того, что 1 т эмиссионной двуокиси углерода стоит примерно 100 долл., то, пересчитав эти данные на эмиссии метана, которые возникают у коров, и прибавив к этому загрязнение окружающей среды от их испражнений, можно получить искомую сумму налога. По мнению ученой, это 5–8 евро дополнительно.
Немецкие экологи и зеленое руководство немецкого Минсельхоза намерены за счет дополнительных налогов резко повысить цены на мясо в немецких супермаркетах... для борьбы с парниковыми газами. Фото Reuters |
Правда, созданы методы, позволяющие регулировать процесс пищеварения у жвачных, что может уменьшить выбрасываемое количество метана, образующегося в их пищеварительной системе. Но, как считает эксперт, подобные добавки в коровий рацион связаны опять-таки с повышением стоимости содержания животного, что в результате влияет на цену конечного продукта – стейка. Экологические проблемы экономисты усматривают... в росте благосостояния населения планеты. Чем богаче человек, тем лучше он начинает питаться и тем больше мяса появляется в его рационе. А ведь, если исходить из понимания его роли в человеческом рационе с точки зрения климата, мясо должно стать, как в начале XIX века, люксовым товаром, который можно было бы потреблять только по выходным. Но, задаются вопросом уже социологи, не создаст ли разница в возможности потребления мяса новое социальное неравенство? Ведь повышение цены этого продукта приведет к тому, что кому-то будет по карману питаться мясом каждый день, а кому-то – лишь по праздникам.
Отсюда появляются всевозможные диеты и даже искусственное мясо. Но если с вегетарианством все проще, то в отношении искусственного мяса опять придется считать потраченные киловатты. Одним словом, жизнь эколога далеко не проста.