На линии Берлин–Белград Сербия пока использует небольшие турбовинтовые самолеты. Фото с сайта www.airserbia.com
Сообщения СМИ о возможности отключения российских банков от системы SWIFT и объявленное системой Visa прекращение обслуживания российских дебетовых карт за рубежом застало меня врасплох. Дело в том, что, работая в корпункте газеты в Германии, я полностью зависел от поступления финансовых средств из Москвы. Теперь же привычные каналы оказались перекрытыми.
По первому решению относительно отключения системы SWIFT говорилось, что c 12 марта 2022 года запрещается предоставлять специализированные услуги по обмену финансовыми сообщениями, которые используются для обмена финансовыми данными, юридическим лицам, организациям или органам. Решением властей ЕС в отношении России этот запрет был наложен на ряд банков, а над другими нависла такая угроза. Речь идет о международной межбанковской системе передачи информации и совершения платежей. Данная система позволяет финансовым учреждениям во всем мире отправлять и получать информацию о финансовых операциях в безопасной, стандартизированной и надежной форме.
Второе решение было уже принято международными платежными системами Visa и Mastercard, которые объявили о приостановке деятельности в России. Транзакции по их картам больше не будут доступны за пределами страны, говорится в заявлениях платежных систем.После вступления в действие принятых ЕС мер я фактически оставался без средств к существованию, поскольку передача денег из Москвы была блокирована, а для использования средств на дебетовой карточке тоже оставалось несколько дней.
С другой стороны, воздушное сообщение с Россией было прервано, и с полной серьезностью вставал вопрос о том, как добраться до Москвы. Стоит отметить, что из-за пандемии коронавиуса железнодорожное сообщение между Россией и Германией было блокировано еще два года тому назад.
В такой ситуации оказался не я один, а все российские журналисты в Германии, которые еще не научились зарабатывать деньги в этой стране. Я связался с корреспондентом одного крупного российского экономического издания в Берлине и выяснил, что он планирует челночные рейсы в Москву для пополнения кассы своего корпункта наличкой. Относительно возможности использования карточек китайской платежной системы (China UnionPay), которые принимаются в ряде стран Европы, нам было еще неизвестно, да и российские банки, выпускающие их, большей частью уже находились под санкциями.
Но главным был вопрос, как выехать из Берлина. По сути дела, оставалось три варианта. Лететь через промежуточную страну. Такими странами на тот период времени оставались Турция, Сербия и Финляндия. Из Финляндии можно было добраться поездом или автобусом до Петербурга. Правда, на днях этот вариант уже отпал, поскольку министр по делам Европы и управлению собственностью Финляндии Тютти Тюппурайнен направил железнодорожной компании Финляндии VR Group уведомление о нецелесообразности дальнейшей эксплуатации поездов в направлении России в связи с введением санкций.
Изучив турецкий вариант, я понял, что мне придется лететь с двумя пересадками: сначала в Стамбуле, а затем в Краснодаре. Конечно, можно было бы добраться из Краснодара в Москву и российскими авиалиниями, но ситуация осложнялась тем, что санкции ЕС и США лишили российские авиакомпании возможности использовать как европейские, так и американские самолеты. Другими словами, из Краснодара на тот период времени можно было бы и не улететь.
Аэропорт имени Николы Теслы очень небольшой, но тем не менее вполне приспособленный для нужд путешественников. Фото с сайта www.beg.aero |
Понятно, что ночевать в помещении аэропорта мне не хотелось, и поэтому я решил заказать номер в гостинице неподалеку. Такую трехзвездную гостиницу я выбрал на сайте белградских отелей, ориентируясь на ценовой фактор, поскольку наличных евро оставалось немного, а будет ли работать карточка Visa, я не знал. По телефону я связался с гостиницей. Дежурный, к счастью, говорил по-русски, так что заказать себе номер мне удалось. Правда, я не был уверен, что мужчина, назвавшийся Душаном, понял, что в аэропорту меня необходимо встретить. Поэтому я продублировал свою просьбу о встрече на английском языке на электронный адрес гостиницы. Как выяснилось позже, это было правильным, но бесполезным.
В полупустом здании аэропорта Берлин–Бранденбург имени Вилли Брандта у стойки сербской авиалинии народу было немного, и в основном это были сербы. По территории аэропорта разгуливала пьяная компания мужчин, громко разговаривавшая по-украински, но неподалеку от них держался вооруженный патруль полиции. Так что обстановку с учетом наплыва украинских беженцев в Берлин можно было оценить как нормальную.
Самолет Air Serbia оказался небольшим и турбовинтовым, так что полет занял довольно много времени. Приземлившись в белградском аэропорту имени Николая Теслы, я довольно быстро прошел паспортный контроль, благо что визы для россиян в Сербии не требуется. Вопрос о негативном тесте на ковид я парировал пятью свидетельствами о прививке (три российские и две немецкие).
Но в зале прибытия аэропорта я встречающих не обнаружил. Понятно, что мой растерянный вид с чемоданом привлек внимание местных таксистов, и пожилой серб, говоривший по-русски, предложил довезти меня до моей гостиницы, находившейся примерно в 5 км от аэропорта, за двойную цену. Правда, привезя меня, он потребовал добавить еще треть цены, но, как говорится, таксисты – это особая нация.
В гостинице молодая дама у стойки, принципиально говорившая только по-сербски и по-английски, подтвердила мой заказ и даже пыталась уверить меня, что в аэропорту меня встречали. Но уже была поздняя ночь, и слабое знание английского не позволило мне вступить с ней в дискуссию. Как бы то ни было, но на следующий день я достиг московского Шереметьева. Гиганский эйрбас был забит русскими, немцами и сербами. Все стремились в Москву.
Приключение закончилось.