Скульптура Аменемхета III находится в Египетском зале: облик правителя поражает своей властностью.
На вопрос: «Откуда ты родом?» – я отвечаю: из Москвы. И всегда с гордостью добавляю, что выросла в Итальянском дворике – в том самом, что в Пушкинском музее изобразительных искусств на Волхонке.
Туда нас вместе с моей подругой-одноклассницей Зоей привела ее мама по совету своего мужа, поэта Межирова, знакомого с замечательным искусствоведом Эрной Ларионовой. Основатель Клуба юных искусствоведов (КЮИ), она была страстной энтузиасткой эстетического воспитания детей в области искусства. Музей потряс мое воображение, он показался мне волшебной машиной времени: переходя из зала в зал, можно было попасть не только в разные страны, но и в разные эпохи, и узнать, как мне показалось, множество увлекательных историй. На самом деле – бессмертных мифов и легенд.
Местом встречи воспитанников клуба был чудесный Итальянский дворик. В середине музейного зала с имитацией колодца восьмигранной формы ставились стулья, где мы и собирались на занятия по истории искусств.
В этом помещении с высоким прозрачным потолком, пропускающим естественный дневной свет, возникает ощущение города под открытым небом. В нем действительно создан обобщенный образ характерного итальянского пространства эпохи Возрождения: часть стены с аркадой украшена цветной майоликой – копиями рельефов Джованни и Андреа дела Роббиа, рядом – величественные конные статуи жестоких и самоуверенных кондотьеров-полководцев, в нишах – бронзовые фигуры, изображающие библейского героя Давида скульпторов Донателло и Вероккьо, попирающие голову поверженного Голиафа. И над всем этим, у самой лестницы, возвышается шедевр –микеланджеловский Давид, копия в натуральную величину со скульптуры на площади Флоренции. Здесь я навсегда прониклась атмосферой Ренессанса, и здесь зародилась мечта о путешествии в Италию.
Среди многочисленных залов Египетский особенно притягивал своей таинственностью. Почти всегда пустынный, за исключением редких экскурсий, с гулким эхом шагов по гранитному полу. В прохладе и полумраке часами я разглядывала витрины с казавшимися мне тогда загадочными и магическими предметами. Застывала у величественного бюста фараона Аменемхета III или у миниатюрного шедевра – изысканной ложечки для косметики в форме плывущей обнаженной девушки с лотосом, жившей за полтора тысячелетия до нашей эры.
Из музейных лекций об истории Древнего Египта я уже знала, что таких фигурок на ложечках для косметики по музеям мира немало – с уточкой, с чашей и т.д, но, как мне казалось, с девушкой c цветком лотоса ничто не может сравниться по изяществу линий и поэтичности образа.
Я любовалась плавными линиями хрупкой обнаженной фигурки из слоновой кости и с удивлением обнаруживала кроме гравировки в виде ожерелья на ее шее еще и что-то вроде пояска на талии, оказавшегося татуировкой с изображением свитков папируса и фигурок антилоп. В те годы мы и понятия не имели о тату и, конечно, не могли себе представить, что пришедшие из глубокой древности татуировки вдруг станут модными в ХХI веке!
А вот о том, что египтяне ценили красоту и считали ее признаком святости, я знала и даже видела изображения палитр для косметики, которую в изобилии использовали в древности модницы, – белила для осветления лица, румяна из сока ириса и ягод шелковицы, пудру разных оттенков, сурьму для подведения бровей и глаз. Еще завораживала черная фигура лежащей собаки – так изображался бог погребальных ритуалов Анубис. Силуэт Анубиса с безупречными по чистоте и пластике линиями и в самом деле божественен!
Нашей группе дали задание – написать искусствоведческий анализ о статуе фараона Аменемхета III, величайшего завоевателя древности. Долго разбирали мы особенности скульптурной композиции, зачитывали вслух написанное каждым и обсуждали... Конечно, то были детские наблюдения, во многом подражательные.
По завершении обучения в КЮИ, уже на искусствоведческом отделении МГУ, нам с Зоей Межировой, с которой мы были неразлучны и в университетские годы, посчастливилось слушать лекции выдающегося ученого-египтолога Всеволода Павлова, возглавлявшего отдел Древнего мира в нашем любимом музее. А Зоя опубликовала стихотворение «Аменемхет III», посвятив его Всеволоду Владимировичу:
Вечность расставила сети.
Склепы песком занесло.
Холодом тысячелетий
Плоские скулы свело.
Стесаны резко, жестоко.
Рот повелительный смел.
Мощь. Неподвижность Востока.
Скованность – страсти предел.
В Итальянском дворике создан обобщенный образ итальянского пространства эпохи Возрождения. Фото РИА Новости |
Особенно запомнились посещения запасников – именно там благодаря непосредственному соприкосновению с предметами прошлых веков мы поняли, что означает слово «подлинность», и ощутили дух культур разных эпох. Только присев на дворцовое кресло с высокой спинкой, можно понять, что такое гордая царская осанка, а открыв крышку реликвария с лиможскими эмалями для хранения святых мощей – испытать священный трепет.
Впечатляло и богатейшее книжное собрание музейной библиотеки – в нее поступали иллюстрированные альбомы из всех музеев мира. А сколько замечательных спектаклей на тему древнегреческих мифов было поставлено с нашим участием под руководством музейных специалистов!
Так проходило воспитание эстетических чувств в Клубе юных искусствоведов. Однако наше художественное воспитание не ограничивалось стенами музея. Не знаю, какими усилиями его дирекция во главе с легендарной Ириной Антоновой ежегодно устраивала для нас бесплатные поездки по стране на редких в те времена комфортабельных автобусах типа «Интурист». В первую очередь это был Ленинград с подробным осмотром Эрмитажа и вся Прибалтика – знакомство с ее средневековой архитектурой. Повсюду нас сопровождали музейные специалисты ГМИИ, и во все музеи нас пускали бесплатно.
Пять лет занятий в КЮИ были для нас временем познания истории человечества и открытия красоты мира, а наше клубное братство выпускники, давно разъехавшиеся по разным городам, вспоминают как самое счастливое время. Побывав недавно в ГМИИ, я с удивлением увидела школьницу, которая вдохновенно вела экскурсию для взрослых посетителей. Оказалось, что ей как члену Клуба юных искусствоведов было разрешено попробовать себя в роли экскурсовода и что клуб существует до сих пор! Он даже расширил свою деятельность, став центром эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», где открыта еще и студия рисунка для детей.
Ребята XXI века, идите в «Мусейон», перед вами откроется вселенная изобразительного искусства!